Жаркий октябрь 2025: крах переворота в Грузии Статья Владимира Цхведиани
Icma.az сообщает, ссылаясь на сайт Caliber.az.
4 октября 2025 года жители Грузии дали однозначный ответ на то, какую власть они хотят видеть в стране и как относятся к попыткам навязать им извне всевозможные «революции» и «майданы».

По данным ЦИК Грузии, партия «Грузинская мечта» одержала полную и безоговорочную победу на местных выборах по всей стране, набрав беспрецедентные почти 81% голосов. Даже в Тбилиси за «Грузинскую мечту» проголосовали свыше 70%, а действующий мэр Каха Каладзе получил более 71%. Эти выборы стали настоящим триумфом «Грузинской мечты».
Маргинальность акций оппозиции 4 октября 2025 года была очевидна для всех: вместо анонсированных «сотен тысяч» протестующих в центре Тбилиси собрались в лучшем случае до тысячи активистов, которых не хватало даже для того, чтобы заполнить площадь Свободы и проспект Руставели.
Анонсированная радикальной прозападной оппозицией «революция» вылилась в попытку штурма президентского дворца. Авантюрный замысел «революционеров» заключался в захвате наименее охраняемого, но символически значимого здания в центре Тбилиси и провозглашении там «перехода власти к восставшему народу».

Главный организатор оппозиционной акции — оперный певец Паата Бурчуладзе — в самом начале мероприятия на площади Свободы заявил о «нелегитимности» власти и объявил о переходе её «в руки народа», а также анонсировал «освобождение демократических институтов» и восстановление диалога о вступлении в Евросоюз.
Оппозиционным радикалам удалось сломать ворота и ворваться во двор президентской резиденции. Но на большее их сил не хватило — полиция быстро нейтрализовала «революционеров».

Понимая, что попытка «революции» терпит крах, Саломе Зурабишвили поспешила откреститься от происходящего. Во время столкновений у президентского дворца она находилась на проспекте Руставели среди немногочисленных протестующих и заявила, что «это чистая провокация... это попытка либо разогнать, либо отвлечь внимание от того, что сегодня противостоит режиму, то есть от мирного протеста». В социальной сети X она также назвала происходящее «пародией на захват президентского дворца».
Осознав, что за организацию попытки госпереворота придётся отвечать, лидеры «революции» впали в состояние, близкое к истерике. Один из руководителей протестующих — член «Единого национального движения» Муртаз Зоделава — стал призывать начавших расходиться сторонников ежедневно выходить на новые акции и идти на столкновения с органами правопорядка.

«Друзья, сегодня в стране начался революционный процесс, сегодня началась большая революция. Революция не бывает двух- или трёхчасовой; это процесс, который требует многодневной борьбы, столкновений, и революция победит», — заявил Муртаз Зоделава.
В то же время Паата Бурчуладзе, увидев, что и без того малочисленный «восставший народ» быстро расходится, а площадь Свободы и проспект Руставели стремительно пустеют, осознал, что за попытку захвата президентского дворца придётся отвечать. После этого он внезапно «почувствовал себя плохо», и ему «потребовалась госпитализация».
Власти Грузии сразу дали понять, что избежать ответственности за организацию беспорядков лидерам радикальной оппозиции не удастся. Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе пообещал, что «все, кто участвовал в насилии, без исключения являются исполнителями преступления — попытки свержения власти, и должны ожидать «сюрпризов» в ближайшие дни».

«Мы предполагали, что будет задержано намного больше, чем 30 бессовестных насильников, и вы видите, что наш прогноз сбывается. Мы всем говорили, что сегодня у нас гораздо больше ресурсов для идентификации людей, чем несколько месяцев назад. Раньше удавалось установить личности трёх процентов правонарушителей, сегодня таких возможностей больше. Соответственно, многих исполнителей преступления — попытки свержения власти — ждёт тяжёлое наказание в соответствии с законом», — заявил Кобахидзе.
В ночь с 4 на 5 октября 2025 года власти Грузии начали действовать быстро и решительно, нейтрализуя попытку государственного переворота. МВД арестовало лидеров радикальной оппозиции — Паату Бурчуладзе, Муртаза Зоделава, Ираклия Надирадзе, Паату Манджгаладзе и Лашу Беридзе.
Полиция задержала Паату Бурчуладзе прямо в клинике, куда тот сбежал с организованной им акции «на лечение». По словам заместителя министра внутренних дел Александра Дарахвелидзе, задержанным грозит до девяти лет лишения свободы.

«Им вменяется призыв к насильственному изменению конституционного строя Грузии или к свержению государственной власти. Также им предъявлены обвинения в организации, руководстве и участии в групповом насилии. Эти преступления предусматривают наказание в виде лишения свободы до девяти лет», — отметил Дарахвелидзе.
После полуночи 5 октября премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе вновь заявил, что все, кто попытался поднять руку на государство, понесут самое строгое наказание.
«Каждый, кто попытался поднять руку на наше государство, участвуя в акции, организованной иностранными спецслужбами, получит самое строгое наказание. Грузия — не та страна, где иностранным спецслужбам кто-либо может предоставить возможность смены правительства. Вчерашняя акция по свержению власти была продолжением так называемого 300-дневного протеста, организованного спецслужбами. Существует прямое и логическое соединение между протестами с участием 150 человек и вчерашней попыткой государственного переворота. Исходя из этого, вы можете сделать выводы о том, какой будет политика нашего правительства в отношении иностранных агентов и агентов иностранных спецслужб. Мы будем бескомпромиссны по отношению к любым насильникам. Государство будет на высоте. Мы повсюду защитим национальные интересы», — заявил Кобахидзе.

Премьер-министр также потребовал от посла ЕС в Тбилиси Павла Герчинского осудить насилие со стороны участников протестной акции. Кобахидзе обвинил дипломата в том, что тот высказывался «в поддержку идеи свержения конституционного строя» в Грузии.
«На этом фоне, конечно же, на после ЕС в Грузии лежит особая ответственность. Пусть он выйдет и решительно осудит, а также дистанцируется от всего происходящего на улицах Тбилиси — это его прямая обязанность на фоне того, когда мы прямо слышали заявления в поддержку попытки свержения конституционного строя», — подчеркнул Кобахидзе.
Таким образом, 4 октября 2025 года стало знаковым днём в новейшей истории Грузии. Правящей партии «Грузинская мечта» удалось получить беспрецедентную поддержку населения во всех регионах страны. Властям Грузии также удалось оперативно подавить попытку «революции» и государственного переворота, нанеся сокрушительный удар по иностранной агентуре, а также предотвратить дестабилизацию и кровопролитие.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az


