Антиазербайджанские истерики Москвы, или От Симонова до Симоньян Неудобная правда Самита Алиева
Как сообщает Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az.
Хамские речи в адрес Азербайджана в исполнении российских политиков и пропагандистов — штука вполне предсказуемая, равно как и агрессивная антиазербайджанская риторика. Вот лично я, как, впрочем, и Филипп Филиппович, совершенно не удивлен.
Государственная идеология в этой стране построена на идее угрозы извне. Сначала это было придумано для того, чтобы дисциплинировать послевоенную вольницу, потом те, кто придумал это, ушли со сцены, а их наследники верят и искренне считают, что Хонти точит зубы на наши богатства. А если учесть, что Хонти — бывшая часть старой империи, провозгласившая независимость, то ко всему добавляются еще и колониалистские идеи: вернуть гадов в лоно, предварительно строго наказав… Братья Стругацкие, «Обитаемый остров». Хорошее произведение, добротное, правда, я не очень его люблю, «Жук в муравейнике» лично мне у них нравится намного больше, но об этой книге мы поговорим как-нибудь в другой раз…
Современная российская пропаганда по большому счету бывает двух типов. Тип первый: вы вообще ущербные, вас совсем не было, это мы дали вам государство, построили заводы и школы. Когда ты им вежливо возражаешь, приводя факты, ну, например, обсерватория в Самарканде была построена Улугбеком в 15-м веке, оппонент срывается на крик. А когда ты ехидно добавляешь, что, наверное, Россия пришла в Центральную Азию в 19-м веке для того, чтобы рассказать узбекам о космосе, крик плавно переходит в вой.
Тип второй: сразу начинается ругань — чурки, хохлы, хачи, узкоглазые, лабусы, бульбаши — в общем, для всех народов, живущих по периметру российских границ, да и в самой России у них есть доброе слово. Очень обижаются, если с ними начинают говорить точно в такой же тональности.
Как видите, и в том, и в другом случае российская пропаганда не достигает целей, которые обычно преследует пропаганда, а именно — формирования общественного мнения в интересах своего государства. Это не просто пшик на выходе, это противоположный, отрицательный результат, сопредельные страны пожимают плечами и стараются держаться подальше от бесноватых. Истеричность, ксенофобия, непрофессионализм, отсутствие внятной аргументации и самое, на мой взгляд, главное — неумение просчитать плюсы и минусы, минусов, конечно, побольше будет от пропаганды подобного рода. Вообще-то так всегда получается, когда у тебя пропагандой занимается не Константин Симонов, а Маргарита Симоньян, но это уже детали, вот кто не верит — может сравнить хотя бы — подчеркиваю, хотя бы — степень эмоционального воздействия стихов Константина Михайловича с написанным Маргаритой Симóновной. Давайте? Начали:
Так убей же немца, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон —
А в его — по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина —
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его — пусть будет вдовой.
Это был Константин Симонов, как вы все, наверное, догадались, а теперь… Маргарита Симонян, статья называется «Америка — она такая», цитирую: «Был черноволосый Дэн, который раз в квартал на уроках демонстрировал новый пирсинг своего детородного органа, сделанный в честь очередной герлфренд». Это из ее воспоминаний о США. Или о Грузии: «Мы еще увидим, как новые цари Ираклии на коленях будут снова просить Россию-матушку забрать их домой». Но это еще не все, следующая цитата, и тоже из ее воспоминаний об учебе в США, полностью перекрывает обе предыдущие: «После того как в моих краснодарских восьмидесятых у нас на диване умирал от передоза черняшки сосед дядя Хачик, прямо под звуки обысков из соседней халупы, мои сонные американские одноклассники, каждый день меняющие футболки, — даже с вероятным, хотя сомнительным, неудавшимся изнасилованием в анамнезе — мне казались не опаснее колорадских жуков в дедушкином огороде». Конец цитаты. Вот можно я не буду сравнивать и комментировать? Спасибо за понимание.
Так вот, чтобы пропаганда была хорошей, совершенно недостаточно корчить страшные соловьевские рожицы, оскаливать зубы и выпучивать глаза, как белочка, которая присела под кустик. Хорошая пропаганда не всегда должна быть правдивой, я открою вам один секрет, пропаганда очень часто говорит полуправду и бьет по эмоциям, но чтобы пропаганда достигала поставленных целей, она должна быть если и не талантливой на грани гениальности, как у Симонова, то хотя бы очень добротной и основанной на глубоком знании человеческой психологии. А таким вещам нужно учиться. Например, у Эдварда Бернейса, человека, который заслуживает не одной передачи, и я обязательно как-нибудь о нем расскажу.


