Антироссийский марш под тенью Caesar и Pinaka Коротченко и Колташев на
Icma.az сообщает, основываясь на информации сайта Caliber.az.
Военное сотрудничество Армении с Россией стремительно сходит на нет: на смену Москве приходят Париж и Нью-Дели. Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на доклад Российского совета по международным делам (РСМД) «Российско-армянское взаимодействие на современном этапе», в 2022–2023 годах Армения заключила с Индией оборонные контракты на сумму более 1,5 миллиарда долларов. В частности, были закуплены РСЗО Pinaka, артиллерия ATAGS, ПВО Akash-1S, противодронные системы ZADS, ПТРК «Конкурс» (по российской лицензии), миномёты и боеприпасы.
С другим ключевым партнёром — Францией — в 2023–2024 годах подписаны контракты на 250 миллионов долларов. В их рамках были приобретены радары GroundMaster 200, ПЗРК Mistral 3 и САУ Caesar.
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), доля России в поставках вооружений Армении с 94% в период 2011–2020 годов сократилась до 10% к 2024 году.
Как же в России относятся к столь откровенному развороту Еревана и его страсти к индийскому и французскому оружию? По-прежнему ли Россия считает Армению союзником?

Военный эксперт, генеральный директор Каспийского института стратегических исследований Игорь Коротченко отмечает, что в этом нет ничего неожиданного: «Армения давно уже занимает антироссийские позиции и, соответственно, меняет партнёров в сфере обороны и безопасности. Другое дело, что переход на западное и индийское оружие сопровождается в Армении кампанией по дискредитации России, что абсолютно недопустимо. Делается это с одной целью — найти виновных в разгроме Армении во Второй Карабахской войне».
По словам нашего собеседника, армянский офицерский корпус оказался профессионально несостоятельным: «В то время как Баку упорно готовился к современной высокотехнологичной войне с применением дронов и других высокоточных средств поражения, Армения почивала на лаврах и делала хвастливые заявления, что в случае новой войны армянские танки войдут в Баку, а границы Армении дойдут до Каспийского моря. Это всё в духе параноидального бреда о «великой Армении», которой никогда не существовало, но которая шизофренически воздействовала на умы части политической элиты и народных масс. В результате армянская армия была разгромлена за 44 дня и капитулировала, А Ереван подписал Трёхстороннее заявление. Ошеломляющая неудача».

Коротченко напомнил, что Никол Пашинян тогда попытался обвинить в поражении Россию: «Он заявил, что якобы российские «Искандеры» оказались неэффективными и взорвались только на 10%. Сейчас, в свете перехода на западное и индийское вооружение, в Армении инициированы судебные процессы против бывших военных, которых обвиняют в закупке некачественного российского оружия. Россия же обвиняется в неисполнении союзнических обязательств — и всё это часть спланированной политической кампании».
Он также подчеркнул, что Ереван, отказываясь от взаимодействия с ОДКБ, делает ставку на создание системы ПВО и закупку ударных средств: «Цель — создание системы ПВО, способной прикрыть Армению от ракет и авиации, и одновременно — закупка РСЗО и баллистических ракет средней дальности для военно-политического шантажа. В частности, речь идёт о возможности нанесения ударов по азербайджанской электроэнергетике и нефтегазовой инфраструктуре».
Коротченко уточнил: «Подписан контракт с Индией на поставку систем «Пинака», а также ведутся переговоры о приобретении ракет малой и средней дальности. С Францией подписаны контракты на системы ПВО малой дальности и радиолокационные станции. В Индии закупаются зенитные ракетные комплексы «Акаш», а в Иране — ударные БПЛА. План — создать ПВО на основе стандартов НАТО с интеграцией индийских компонентов. Такой воздушно-космический зонтик над Арменией».
Он также выразил уверенность, что перевооружение Армении вызывает негативную реакцию в российских структурах: «В российских силовых и разведывательных структурах пристально следят за сближением Армении с Западом. Пока, по политическим причинам, меры воздействия не применяются. Но они могут последовать в любой момент — в виде экономических ограничений или санкций. Всё зависит от политического решения Кремля».

Свою оценку ситуации дал и директор Института нового общества Василий Колташов. По его мнению, Москва пока сознательно не обостряет ситуацию: «Россия занята специальной военной операцией в Украине, и на Армению сейчас не спешат реагировать. Хотя в торговых отношениях армянское руководство уже получило мягкие сигналы, что курс Еревана не устраивает Москву».
Он отметил, что Ереван стремится закрыть конфликт с Азербайджаном, сблизиться с Турцией и Западом: «Армения хочет подписать «железную бумагу», окончательно снимающую претензии Баку. С этой целью предпринимаются дипломатические шаги через западные каналы. А Грузия, которая могла бы стать мостом на Запад, сегодня сама находится в ссоре с ЕС из-за срыва переворота. В этом контексте Армении нужна новая точка доступа к европейскому рынку».
Колташов также подчеркнул, что антироссийская риторика не ускользнула от внимания российского общества: «В России прекрасно видят, какую масштабную работу провели, чтобы сделать армянское государство антироссийским. И пропаганда сработала — в обществе это чувствуется всё сильнее».
Он добавил: «Ну а кто-то же должен быть виноват в том, что Армения не стала великой. Не пришли умирать русские мальчики за интересы «великой Армении» в 2020 году — значит, виновата Россия. Теперь Москва — враг, а её база — оккупант. ОДКБ — бесполезный орган, неспособный обеспечить армянам «величие». Всё это видят. И в обществе уже сформировался устойчивый негативный образ армянской власти».
По мнению эксперта, изменить ситуацию сможет лишь смена власти в Ереване: «Может быть, при новой власти в Армении что-то изменится. Но пока — всё так, как есть».


