Аукцион напрасных надежд: кто больше и хуже?
Зеленский готов отдать Украину в колониальное правление Соединенным Штатам, пытаясь остаться у власти любой ценой. «Купится» ли на щедроты украинского президента бизнесмен Трамп; чем конкретно и на какую сумму Киев готов «обогатить Америку»; стоит ли овчинка выделки, и позволит ли Россия американцам взять Украину под контроль вместе с ее недрами?
Президент Украины Владимир Зеленский уговаривает новую администрацию США помочь выиграть войну у России за счет предоставления американцам природных ресурсов своей страны, что, дескать, входит в экономические интересы Вашингтона.
Предложение сформулировано в «плане победы Украины» (с учетом возвращения Трампа в Белый дом), над которым, как считается, поработал сенатор-республиканец Линдси Грэм (внесенный, кстати, в России в список террористов и экстремистов). Еще недавно он призывал к войне «до последнего украинца», но тут вдруг стал считать деньги и ратовать за то, чтобы план Зеленского был одобрен Трампом и его новой администрацией.
Что за такой «чудо-козырь» выложил Зеленский? План состоит из четырех пунктов с тремя приложениями, из которых (неизвестно – насколько) рассекречены два: возможность замены американских военных в Европе украинским контингентом, и совместное использование с США полезных ископаемых из украинских недр.
Презентуя в Верховной Раде одну из составляющих «победы», Зеленский заявил, что «В Украине сосредоточены природные ресурсы и, в частности, критически важные металлы ценой в триллионы долларов США. Это уран, титан, литий, графит и другие, … которые усилят в глобальной конкуренции либо Россию и ее союзников, либо Украину и демократический мир».
Он убежден, что «совместная разработка месторождений и использование добытых ресурсов обеспечат экономический рост Украины, а также экономическую безопасность западных партнеров».
А теперь обратимся к Линдси Грэму, принявшемуся уговаривать Трампа и администрацию избранного президента «обналичить» ресурсы Украины и заявившего, что конфликт между Киевом и Москвой произошел «сугубо на денежной почве», и на сделку с Зеленским стоит соглашаться, чтобы «обогатить Америку».
Видимо, ставка делается на то, что Трамп – бизнесмен, и запах мифических денег от украинских редкоземельных минералов (о них еще будет сказано) вскружит ему голову настолько, что он утратит понимание реальной причинно-следственной связи украинской войны и будет сражаться за богатства Незалежной с Россией.
Ход своих мыслей Грэм развил в интервью Fox News – США, по его утверждению, получат колоссальную финансовую выгоду от сельскохозяйственной продукции Украины («мировая житница кормит половину Африки») и редкоземельных минералов, залегающих в ее недрах. Он взялся с «уверенностью» назвать сумму профита — от 2 до 7 триллионов долларов. Такой разрыв уже смешон и говорит в пользу того, что речь идет об афере.
Вероятно, сенатор-республиканец не успел подсчитать, сколько денег США придется грохнуть на украинскую войну, которая вполне может закончиться, как минимум, локальной ядерной.
То есть затевая колониальную авантюру, предложенную американцам Зеленским и развитую Грэмом (как насчет его участия в разработке «плана победы»?), загубленные жизни украинцев и, возможно, при дальнейшем продолжении всей этой «пьянки» — «ближайших» европейцев, не интересует ни президента Украины, срок полномочий которого истек еще в мае, ни американских «ястребов», зарящихся на чужие богатства. Точнее — владение миром.
В таком случае, если война, по Грэму, затеяна из-за денег, то есть российской жадности (всего-то!), то чем лучше Америка? Какой naif! Или намеренное введение в заблуждение – неизвестно, что опаснее.
Так на что могут рассчитывать американцы, «победив» Россию, а, по сути, захватив Украину? Оценки богатств этой страны – самые разные, с многочисленными «но» и говорками.
Так, консалтинговая компания SecDev считает, что на территории Украины сосредоточено 7% мировых запасов титана, 20% графита и 500 тыс. тонн лития. Месторождения не разрабатывались в силу отсутствия у Украины достаточных финансовых ресурсов.
Но! Большая часть полезных ископаемых находится в областях, контролируемых Россией (речь о почти 20% от площади Украины).
Помимо вышеперечисленного, в Донбассе и в Крыму потенциально можно добыть до полутора триллионов кубометров сланцевого газа, а сланцевой нефти на шельфе Черного моря – порядка ста миллионов баррелей (прогнозные показатели).
Заметим, однако, что былого сланцевого ажиотажа в мире уже не наблюдается – во всяком случае, Европа вообще против его добычи из соображений «зеленой повестки». В свое время западники пришли в Украину для разработки сланцевых месторождений, но быстренько свернули дело, не дошедшее до промышленной разведки.
Как признал в беседе с украинским изданием «Апостроф» президент центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаил Гончар, для того, чтобы добраться до этих месторождений, нужно освободить Донбасс и Крым, отметив, при этом, что «с учетом логики декарбонизации и уменьшения использования ископаемого топлива, интерес будет не таким, как 15 лет назад».
Эксперт также затронул тему традиционного интереса Запада к минеральному сырью, редкоземельным элементам и напомнил, что в 2021 году Украина подписала с Евросоюзом меморандум об изучении и возможной разработке залежей полезных ископаемых, «но это пока дележ шкуры неубитого медведя, потому что все эти месторождения, которые известны нашим геологам, для того, чтобы сделать окончательный вывод об их коммерческой привлекательности и конкурентоспособности с месторождениями в других регионах планеты, необходимо изучать».
Доктор геолого-минералогических наук, профессор Киевского национального университета Василий Загнитко говорит, что «На самом деле у нас (Украины) не так много лакомых кусков, которые могли бы удивить американцев. И у нас не много выгодных предложений».
По его словам, месторождения золота, полиметаллов, никеля, кобальта «у нас очень небольшие и бесперспективные, … совсем плохи дела с медью, на которую раньше возлагались большие надежды».
Но зато, отметил он, есть марганец, однако его добыча в Украине ведется уже достаточно давно, а потому происходит истощение месторождений: «Лучшие руды уже давно добыты, остались худшие».
Опустим вовсе никакие и «так себе» месторождения, и обратим внимание на графит и титан – оба этих нерудных ископаемых востребованы в мире.
Итак, похоже, теоретически речь может идти о заинтересованности Запада в графите, титане и литии. Однако недавно в США обнаружено крупнейшее, в мире, месторождение последнего — на десятки миллионов тонн, поэтому критической заинтересованности Америки в украинском литии вряд ли стоит ожидать.
Впрочем, иные, все же, стоят на том, что эксплуатация недр Украины даст на-гора 10 триллионов долларов лет за 50. Но Украина, которая фактически превратится в колонию, получит от этого крохи, а Запад – деньги по «чайной ложке» за полвека. Может ли это устроить США? Вряд ли.
И остается открытым главный вопрос: как завершить конфликт? Чтобы добраться до месторождений, придется воевать с априори тяжелыми последствиями для Украины и части Европы, при том, что Трамп и многие его соратники не раз подтверждали: военные действия обходятся очень дорого американским налогоплательщикам, и их требуется срочно прекратить.
Однако – каким образом? Заставить Киев уступить России территории (Москва настаивает на том, что они — Крым, Новороссия, Донбасс — были украинскими лишь условно, это был подарок братской советской республике для совместного процветания в общем доме, крышу с которого снесло или ее снесли). Сбросить на Россию атомную бомбу? Ни один из этих вариантов не видится реалистичным, равно как отказ России от Крыма и других районов, которые РФ считает «исконно своими».
Несмотря на всю абсурдность ставки на грандиозное одаривание Украиной Соединенных Штатов, советник офиса Зеленского Михаил Подоляк делает американцам «потрясающее» предложение: «Вы тратите небольшие деньги сегодня на поддержку Украины — оружием, финансами и так далее. Вы инвестируете и производите. Вы полностью обнуляете российский военный потенциал, а после этого вы доминируете».
И это – вроде как на полном серьезе, вычеркивая из априори провального для США step by step все явные признаки неоправданных рисков глобальной войны.
А также того, что Россия твердо стоит на своем: в переговорном процессе должны быть учтены «новые территориальные реалии». Для прекращения огня и начала переговоров требуется вывод украинских войск из ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, признание этих территорий и Крыма за Россией; отказ Украины от вступления в НАТО и подтверждение ее безъядерного статуса.
Это гораздо серьезнее, чем предложение Киева «обогатить США» графитом и литием, выглядящее довольно жалко, хотя мы не знаем, что еще предлагает Зеленский Вашингтону в закрытых пунктах своего плана. Зачем он вообще был нужен в таком виде?
Вероятно, чтобы заполнить вакуум, то есть США не должны забывать об Украине – дескать, для этого сгодится подкинуть им любой план, пусть и бредовый. Ну и для того, чтобы Москва не опередила Киев со своим планом, и сунулась с ним в Белый дом уже опосля, после «обработки» Трампа Грэмом и Ко.
Но того, что на Трампа насели в контексте худшего аукциона (а точнее, подарка с видимостью грандиозного торга) по Украине в коллективной форме, пока не слышно.
Путин и Трамп из тех лидеров, которые действуют так, как сами посчитают нужным. И если с президентом России все ясно, то к Трампу остается масса вопросов. Ответов на них, скорее, не будет до его инаугурации, хотя это не означает, что холостые политические выстрелы перестанут звучать. Впрочем, не умолкнут и боевые.
Таким образом, в «подвешенном» состоянии находится сегодня не только воюющая Украина, но и помогающая ей практически из последних сил Европа (а именно на нее Трамп может спихнуть «всю ответственность за Киев»).
Так что ожидание, кого и когда (скорее – в ближайшее время) кинет, вызывает всеевропейский, включая украинский, трепет. А ведь «кидалово» будет непременно. И знатным.