Азербайджан и Армения: мир ближе, чем когда либо? Статья Люка Коффи на Eurasia Review
Icma.az, со ссылкой на сайт Caliber.az, информирует.
На сайте Eurasia Review опубликована статья старшего научного сотрудника Института Хадсона Люка Коффи, посвящённая перспективам мира на Южном Кавказе. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«В последние недели внимание мировой общественности приковано к войне между Россией и Украиной и усилиям президента США Дональда Трампа по её прекращению. Однако другой конфликт также близок к мирному урегулированию: 30-летнее противостояние между Арменией и Азербайджаном.
Недавно появились обнадеживающие новости о возможном подписании долгосрочного мирного соглашения между двумя странами. После нескольких лет напряжённых переговоров стороны публично подтвердили, что проект договора уже готов и ожидает официальных подписей.

Если удастся заключить мирное соглашение, это ознаменует конец кровавого конфликта, начавшегося после распада Советского Союза. Тогда этнические армяне в азербайджанском Карабахе попытались отделиться. Это вызвало жестокую войну между армянами и азербайджанскими войсками, пытавшимися восстановить контроль над регионом.
Боевые действия в первой войне закончились в 1994 году. К тому моменту Армения взяла под контроль Карабах и семь прилегающих азербайджанских районов, что составляет почти 20 процентов международно признанной территории Азербайджана. Сотни тысяч азербайджанцев были вынуждены покинуть свои дома, что привело к многолетнему кризису.
В период с 1994 по 2020 год линия фронта оставалась практически неподвижной. Хотя периодически происходили стычки, серьёзные боевые действия были редкими, за исключением короткой, но значительной четырёхдневной вспышки в 2016 году. В это время Армения, опираясь на поддержку России и Ирана, имела преимущество.
Однако по мере того, как экономика Азербайджана возрождалась, подпитываемая значительными доходами от продажи нефти и газа, и по мере роста военного потенциала страны, баланс сил в регионе начал меняться. К 2020 году, удрученные десятилетиями дипломатического тупика, Баку перешел к решительным действиям.
В сентябре того же года, после армянского обстрела на линии фронта, Баку начал полномасштабную военную операцию по возвращению утраченной территории. Всего за 44 дня азербайджанские войска восстановили контроль над большей частью оккупированных земель, и лишь часть Карабаха осталась под контролем армян. 9 ноября 2020 года вступило в силу Трёхстороннее заявление о прекращении огня, заключенное при посредничестве России.
Но вместо того, чтобы разрешить конфликт, это соглашение заложило основу для дальнейшей напряжённости. Россия, не желая или не имея возможности обеспечить соблюдение условий заявления, наблюдала за тем, как Азербайджан всё более нетерпимо реагирует на отказ Армении выполнять обязательства. Когда сопротивление Еревана ключевым аспектам заявления усилилось, Баку предпринял решительные действия в сентябре 2023 года, устранив военные цели менее чем за 24 часа.

С тех пор стороны ведут активную дипломатическую работу в попытке заключить прочное мирное соглашение. Этот процесс был непростым; спорные вопросы, как например, делимитация государственной границы, остаются нерешёнными, хотя прогресс все же имеется. Армения не решается открыть транспортные пути, которые соединили бы материковую часть Азербайджана с Нахчываном несмотря на то, что обязалась сделать это в рамках Трёхстороннего заявления о прекращении огня 2020 года.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян демонстрирует готовность нормализовать отношения с Азербайджаном, но сталкивается с сильной внутренней оппозицией, которая отвергает мир с Баку.
Несмотря на эти проблемы, недавние заявления обеих сторон свидетельствуют о том, что основные препятствия преодолены. Это радостная новость не только для Армении и Азербайджана, но и для всего региона. Прочный мир положит конец одному из самых затяжных и разрушительных конфликтов постсоветской эпохи и откроет значительные экономические возможности.
Армения, в частности, выиграет от нормализации отношений. Одна из беднейших стран региона, она не имеет выхода к морю и из-за конфликта была исключена из крупных энергетических и транспортных инфраструктурных проектов. Мирный договор может изменить ситуацию, улучшив экономические перспективы Еревана и интегрировав его в региональные торговые сети.
Кроме того, дипломатический прорыв в отношениях с Азербайджаном может проложить путь к восстановлению отношений Армении с Турцией, которые были разорваны в 1990-х годах. Возобновление связей с Анкарой могло бы ещё больше стимулировать экономику Еревана и укрепить региональную стабильность.

Азербайджан тоже выиграет от мира. Несмотря на военную победу, долгосрочная стабильность позволит ему сосредоточиться на экономическом развитии и региональном партнёрстве, а не сохранять состояние готовности к войне. Инфраструктурные проекты, которые застопорились из-за геополитической напряжённости, могут быть возобновлены, включая ключевые транспортные коридоры, связывающие Центральную Азию с Европой. Эти проекты принесут большие экономические выгоды не только Азербайджану, но и всему Южному Кавказу.
Кроме того, мир между Баку и Ереваном мог бы ослабить иностранное влияние на Южном Кавказе. Исторически сложилось так, что внешние силы, включая Россию, Иран и Францию, использовали конфликт для продвижения собственных интересов. Однако текущие мирные переговоры отличаются тем, что ведутся напрямую между сторонами и не опираются на внешнее посредничество. Успешное мирное соглашение лишит иностранных игроков возможности манипулировать региональной напряжённостью.
Несмотря на эти обнадёживающие события, мирный процесс ещё не завершён. Окончательное соглашение ещё предстоит подписать, и стороны должны усердно работать, чтобы обеспечить его полную реализацию. Настоящим испытанием станет то, смогут ли Армения и Азербайджан преодолеть десятилетия вражды и построить фундамент для прочной стабильности. Доверие не установится в одночасье, но конкретные шаги, как например, экономическое сотрудничество и трансграничная торговля, могут способствовать примирению.
При этом страны ещё никогда не были так близки к достижению мира. Ради их народов, региона и глобальной стабильности можно только надеяться, что это соглашение рано или поздно пересечёт финишную черту», – написал Люк Коффи.
Перевод: Фарах Мамедли

