Азербайджанский Нюрнберг взрывает ситуацию в Армении
Азербайджан продолжает формировать политическую повестку дня в Армении — это ещё раз доказал стартовавший в Баку судебный процесс, который справедливо называют «азербайджанским Нюрнбергом». Более того, суд над Араиком Арутюняном, Рубеном Варданяном и другими может сыграть роль сильнейшего «внутриполитического детонатора» для этой страны.
Понятно, что в Армении следят за событиями самым внимательным образом. И не просто следят — ереванская оппозиция развернула впечатляющую атаку на Пашиняна и его «команду» под лозунгами: «Как допустили? Почему не добились освобождения “армянских пленных”? И почему молчите теперь?» Опасность этой атаки на Пашиняна и его позиции как минимум не стоит недооценивать.
Впрочем, здесь есть тонкости. Власти Армении предпринимали достаточно серьёзные усилия, чтобы вытащить обвиняемых на «азербайджанском Нюрнберге» из бакинского СИЗО ещё до суда. Они использовали самые разные рычаги и инструменты — начиная от публичных истерик в исполнении Арарата Мирзояна по поводу «армянских пленных» или «удерживаемых лиц» и заканчивая привлечением лоббистов типа бывшего прокурора МУС Окампо. Но это не сработало, как того и следовало ожидать. Азербайджан вообще очень трудно «прогнуть». В столь принципиальных вопросах — тем более. И самое главное, в Ереване серьёзно переоценили действенность имеющихся у Армении рычагов, особенно на фоне тяжести и серьёзности обвинений, выдвинутых на «азербайджанском Нюрнберге».
В результате Николу Воваевичу Пашиняну приходится изворачиваться и объясняться, как официальный Ереван допустил начало суда в Баку. Завышенная самооценка в общенациональном масштабе — давняя политическая «болезнь» Еревана, но теперь она бьёт прежде всего по Пашиняну, которому приходится объясняться, почему он не оправдал нереальных надежд и ожиданий местного бомонда. Припертый депутатами армянского парламента к стенке, «шашлычный премьер» выдал замечательный пассаж: «Информация и кадры из Баку, безусловно, вызывают обеспокоенность. Однако мы подходим к этой ситуации, в первую очередь, исходя из принципа “не навреди”. Этот вопрос всегда присутствует в наших дипломатических контактах, в нашей дипломатической повестке. Поэтому мы продолжим прилагать усилия в этом направлении, чтобы достичь результата». После чего добавил, что он-де может выступать с заявлениями, которые будут созвучны патриотическим настроениям армянской оппозиции, однако «влияние и последствия подобных заявлений почувствуют на себе вышеуказанные лица».
И в общем-то понятен и подтекст, и «бэкграунд». Во-первых, у Никола Пашиняна уже есть опыт, чем закончились его собственные громкие заявления в стиле «Карабах — это Армения, и точка!» и громкие обещания членов его команды по поводу «новой войны за новые территории». Да и за поздравления в адрес незаконной хунты с «днём независимости» в сентябре 2023 г. «прилетело» не на шутку. А во-вторых, и это, возможно, главное, просто сотрясать воздух громкими словами уже недостаточно. Ереванскому политбомонду нужны не эффектные заявления, а освобождённые обвиняемые, чего Пашинян обеспечить не может. И сам уже понимает, что не может.
Теоретически здесь должны были бы следовать рассуждения о том, что Пашиняну не очень-то и хочется добиваться их освобождения. И Варданян, и Арутюнян, и остальные — это его явные политические противники, представители «карабахского клана», да ещё к тому же они могут рассчитывать на поддержку Москвы, с которой отношения испорчены до нельзя. И покаянный визит Мирзояна здесь вряд ли поможет всё наладить и исправить. Но в реальности у Никола Воваевича попросту нет вариантов, как, выражаясь словами целевой аудитории русского шансона, «вынимать с кичи» Арутюняна, Варданяна и остальных. Попытки организовать давление на Баку потерпели крах. Устроить какую-то операцию по их освобождению — это хороший сюжет для «Арменфильма», но в реальности армянским спецслужбам такое не под силу. Даже в союзе с иностранными партнёрами. На дворе уже не девяностые, Азербайджан уже другой, и вопрос для Баку принципиальный.
Опять-таки теоретически это должно было бы обрадовать обитателей дома 26 по улице маршала Баграмяна. Но на практике «азербайджанский Нюрнберг» — это ещё одно тяжелейшее поражение Армении, на сей раз в политико-правовом поле, и ответственность за него опять-таки будет нести Пашинян, чьё положение становится всё более шатким и неуверенным. Теоретически «шашлычного фюрера» могли бы спасти внешние заступники. Но с Москвой отношения испорчены в конец, Франция открыто ставит на дашнаков, в США команда Трампа явно теряет к Армении интерес, Евросоюз ждёт дистанцирования от Кремля не на словах, а на деле… А в Баку и Анкаре сегодня уже никто не считает Пашиняна таким уж «голубем мира» и не пойдёт на уступки по принципиальным вопросам ради сохранения «шашлычной охлократии». Со всеми вытекающими для Пашиняна и его команды.