Icma.az
close
up
AZ
Menu

Лидеры стран Центральной Азии у Трампа

Президент Ильхам Алиев продемонстрировал настоящий пример государственного лидерства Стив Уиткофф

Курамшин гордится своими игроками, Кондрусевич негодует уровнем некоторых игроков Лянкярана

История Гюльсюм, которая на протяжении десяти лет ухаживала за молодым россиянином, оставшимся без поддержки (ВИДЕО)

СМИ: Лавров выпал из ближнего круга Путина после дипломатического провала

Губа принимает Серхедчи, Нахчыван против Орду

Дроны ударили по одной из крупнейших электростанций РФ фото; видео

Украину атаковали 135 дронов с пяти направлений

Кыргызстан зарегистрировал обеспеченный золотом государственный стейблкоин USDKG

В Кремле прокомментировали саммит С5+1 в США Minval Politika

The Guardian: Карабах творит сенсацию

Армия Израиля назвала цель ударов по Ливану

Стив Уиткофф высоко оценил действия Ильхама Алиева

Карабах покорил сердца: впечатления турецкого комментатора

Трамп: Путин просил меня помочь в урегулировании украинского конфликта

Проект TRIPP может способствовать дальнейшему развитию Среднего коридора Токаев

Этот маршрут получит новые автобусы Цена за проезд составит...

Принцип 50/30/20: философия денег, которая работает

МИД Пакистана о визите Шарифа в Баку: на повестке оборона, торговля и энергетика

МИД Сирии опроверг сообщения о планах США использовать авиабазу под Дамаском

Ближний Восток: трудная дорога к эндшпилю

Ближний Восток: трудная дорога к эндшпилю

Icma.az сообщает, основываясь на информации сайта Бакинский рабочий.

Почему международное сообщество бездействует

Развернувшаяся эскалация между Ираном и Израилем постепенно пересекает все «красные линии», и самое поразительное - мир, по сути, безучастно наблюдает за этим огненным обменом между заклятыми врагами.

От теневых операций и прокси-войн стороны перешли к открытому военному противостоянию. Однако международное сообщество, кажется, парализовано - либо страхом, либо усталостью, либо политическим цинизмом. Почему же мир наблюдает молча?
Не может быть, чтобы не существовало путей для разблокирования кризиса, в котором гибнут люди, рушатся города, уничтожается инфраструктура, и, самое главное - размывается сама конфигурация миропорядка в Передней Азии.
 

Слишком поздно выяснять, кто первым разжег пламя этого силового конфликта, который, к сожалению, все больше приобретает черты глобального. Создается впечатление, что многие мировые и региональные акторы уже смирились с тем, что между вооруженными силами двух враждующих стран идут тяжелые и затяжные столкновения.
Время от времени раздаются трезвые голоса отдельных государств, предлагающих осторожные стабилизирующие шаги. Однако мало кто верит в их реалистичность, в возможность разрядить обстановку. Тем не менее международное сообщество не имеет права игнорировать судьбу этого глубокого и затяжного противостояния, способного в любой момент охватить весь регион масштабным огнем. Ведь, как показывает опыт, в подобных сценариях стремительно формируются условия для интернационализации конфликта.
Тель-Авив фактически заручился поддержкой ряда западных стран, которые уже вовлечены в конфликт, пусть и в пассивной форме. США, Великобритания, Франция и ряд государств Европейского Союза открыто заявляют о своей поддержке Израиля, в том числе в перехвате иранских беспилотников и ракетных систем. Однако участие в кампании не ограничивается лишь Западом. В операции по нейтрализации иранских ударов активно задействованы Иордания, ОАЭ, Бахрейн и Катар с их системами электронной поддержки по нейтрализации иранских ударов. 
Во время двух ограниченных боестолкновений между Ираном и Израилем в прошлом году региональные и мировые игроки уже обозначили свои симпатии и геополитические предпочтения. Тогда Иран оказался в фактической изоляции, осознав, что рассчитывать на поддержку соседей не придется. Однако в этот раз, накануне возможной масштабной военной операции Израиля по уничтожению стратегических объектов на территории Ирана, Тегеран изменил тактику. Он официально предупредил соседние государства: в случае оказания физической или военной поддержки Тель-Авиву, объекты их военной инфраструктуры будут рассматриваться как легитимные цели и подвергнутся ударам.
Пока, к счастью, масштабной региональной вовлеченности избежать удалось - за исключением участия Иордании в отдельных эпизодах боевых действий между Ираном и Израилем. Тегеран, впрочем, отнесся к позиции официального Аммана с определенной сдержанностью, что само по себе нетипично.
Однако ситуация стремительно развивается по нарастающей. С каждым днем интенсивность и география взаимных ударов расширяются, а в действиях сторон все отчетливее проявляются признаки эскалации, способной перерасти в полномасштабный региональный конфликт. В чем именно это выражается?
Впервые в своей истории Израиль столкнулся с противником, способным наносить по его территории ощутимые удары с использованием баллистических и крылатых ракет, а также беспилотных летательных аппаратов. Это качественно новая фаза угроз, которой ранее не наблюдалось в столь открытом и широком масштабе.
Если учесть, что в официальной доктрине Ирана уничтожение Израиля как «враждебного режима, угрожающего палестинскому народу», провозглашено государственным приоритетом, многое становится понятным. Ни одно другое государство в мире не ставит в своей внешнеполитической стратегии столь радикальную и тотальную цель. Однако подобная цель по своей сути алогична. Она не только противоречит международному праву, но и подрывает саму возможность устойчивой региональной безопасности.
Основатель Исламской Республики Иран, аятолла Рухолла Хомейни, сразу после Исламской революции 1979 года, в результате которой был свергнут шахский режим, обозначил государство Израиль как образование, основанное на сионистской идеологии, суть которой, по его мнению, заключается в систематическом угнетении палестинского народа. Исходя из этой идеологии, новые власти Ирана 
объявили Израилю полный бойкот, обвинив его в попрании прав палестинцев - арабов, живущих на собственной земле и, как не раз подчеркивал Тегеран, имеющих неотъемлемое право на достойную жизнь на земле своих предков.
С тех пор Тегеран официально не признает право Израиля на существование и активно призывает исламский мир к полному бойкоту Тель-Авива во всех сферах. Однако эти призывы остались без широкой поддержки большинства мусульманских стран - исключение составляют лишь некоторые государства и общины, исповедующие шиитский ислам.
Тем не менее Иран упорно продолжает реализовывать свои амбиции, настойчиво отстаивая высокомерные и масштабные устремления на региональной арене.
В многолетнем холодном противостоянии между двумя государствами постоянно царила нервозная обстановка, и ситуация требовала какого-то разрешения. Эту развязку нашел Биньямин Нетаньяху, который в течение двух лет методично провоцировал противника на ошибочные действия. Ликвидация лидера ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране - во время инаугурационных мероприятий по случаю вступления в должность нового президента Масуда Пезешкиана - стала серьезным ударом. За ней последовали ракетные удары Израиля по посольству Ирана в Дамаске, в результате которых погибли высокопоставленные офицеры армии Ирана. Эти события переполнили чашу терпения Тегерана. В ответ произошел обмен ограниченными ударами, который фактически стал прелюдией к полномасштабной войне, развернувшейся в ночь с 13 на 14 июня.
Сегодня главный вопрос - насколько затяжным окажется это столкновение и приведет ли оно к вовлечению в конфликт США и других стран. Предпосылки для интернационализации конфликта крайне высоки, и это связано не только с непреклонным характером иранского и израильского руководства, которые не собираются отказываться от своих фундаментальных целей. Главное - с каждым днем все сложнее найти путь к разрешению этой непростой ситуации.
У Ирана имеется ресурс для ведения долгосрочной кампании, тогда как Израиль уже сталкивается с трудностями в пополнении израсходованных арсеналов. Несмотря на технологическое преимущество, в случае продолжения боевых действий Израилю неизбежно придется напрямую обращаться к своему главному союзнику за новыми партиями военной помощи. По традиции Тель-Авив укладывается в ограниченные временные рамки, быстро завершая силовые кампании с соседними государствами. Однако в случае с Ираном ситуация выглядит совершенно иначе - конфликт может затянуться гораздо дольше и принять более масштабный характер. Во-первых, использование боевой авиации, какой бы она выигрышной ни была, требует большого запаса исходящих ресурсов. 
С другой стороны, Тель-Авив так и не получил согласия Вашингтона на нанесение главного удара по подземному ядерному комплексу Фордо, который надежно защищен от внешних воздействий. Для его уничтожения необходимы специализированная авиация и крупнотоннажные бомбы - ресурсы, которыми Израиль не располагает. Дональд Трамп категорически отказался предоставить запрошенные Биньямином Нетаньяху авиасредства и боеприпасы.
Хозяин Белого дома, выдерживая паузу, стремится оказать психологическое давление на Тегеран, заставив его осознать риски дальнейшей эскалации. Помимо морального воздействия, Вашингтон предпринял шаги по усилению своего военного присутствия в зоне конфликта и в акватории Персидского залива. Это также служит своеобразным напоминанием иранской стороне о том, что со временем ее возможности будут все более ограничиваться. Трамп ясно дает понять, что мяч находится на стороне Ирана, и именно ему предстоит принять американские условия по пресловутой ядерной программе Исламской Республики. Всем очевидно, что американский президент стремится к сделке, чтобы укрепить свой имидж миротворца, тогда как настоящая стабильность региона его волнует далеко не в первую очередь.
США давно готовятся дистанцироваться от Ближнего Востока, поскольку в перспективе регион Тихого океана становится для Вашингтона главной ареной глобального влияния. Если же речь идет о добровольном уходе Америки из знойного региона - событии, которое войдет в историю как поворот эпохи Трампа - для главы Белого дома крайне важно представить это решение в мажорной, а не минорной тональности. Если ему это удастся, маневр Трампа окажет позитивное влияние на его рейтинги и укрепит позиции внутри страны. Это - стратегически важный аспект современной американской политики.
Итак, президент Трамп, разорвавший ядерную сделку (СВПД) с Ираном в 2017 году, теперь настаивает на возобновлении переговоров, но уже в новом формате и на своих условиях. Многое будет зависеть от поведения иранского руководства, которое стоит перед задачей не только сохранить власть, но и выйти из сложного положения с перспективой на восстановление утраченных региональных позиций.
Тегеран, безусловно, получил серьезный удар со стороны противников, и для восстановления ему необходимы дипломатические маневры. В первую очередь такие шаги должны вернуть внутриполитическое равновесие, а затем укрепить способность держать позиции на внешних рубежах. Задача непростая, но вполне выполнимая. Успех во многом будет зависеть от мудрости политических лидеров, которые обязаны осознать свою ответственность за судьбу страны.

Оставайтесь с нами на Icma.az, чтобы не пропустить важные новости и обновления по данной теме.
seeПросмотров:109
embedИсточник:https://br.az
archiveЭта новость заархивирована с источника 18 Июня 2025 10:19
0 Комментариев
Войдите, чтобы оставлять комментарии...
Будьте первыми, кто ответит на публикацию...
topСамые читаемые
Самые обсуждаемые события прямо сейчас

Лидеры стран Центральной Азии у Трампа

06 Ноября 2025 17:43see314

Президент Ильхам Алиев продемонстрировал настоящий пример государственного лидерства Стив Уиткофф

06 Ноября 2025 23:20see280

Курамшин гордится своими игроками, Кондрусевич негодует уровнем некоторых игроков Лянкярана

06 Ноября 2025 20:15see266

История Гюльсюм, которая на протяжении десяти лет ухаживала за молодым россиянином, оставшимся без поддержки (ВИДЕО)

06 Ноября 2025 15:09see253

СМИ: Лавров выпал из ближнего круга Путина после дипломатического провала

06 Ноября 2025 17:45see190

Губа принимает Серхедчи, Нахчыван против Орду

07 Ноября 2025 00:13see178

Дроны ударили по одной из крупнейших электростанций РФ фото; видео

06 Ноября 2025 11:04see169

Украину атаковали 135 дронов с пяти направлений

06 Ноября 2025 12:40see164

Кыргызстан зарегистрировал обеспеченный золотом государственный стейблкоин USDKG

06 Ноября 2025 20:41see163

В Кремле прокомментировали саммит С5+1 в США Minval Politika

07 Ноября 2025 10:34see155

The Guardian: Карабах творит сенсацию

06 Ноября 2025 08:01see153

Армия Израиля назвала цель ударов по Ливану

07 Ноября 2025 02:59see152

Стив Уиткофф высоко оценил действия Ильхама Алиева

07 Ноября 2025 01:00see151

Карабах покорил сердца: впечатления турецкого комментатора

06 Ноября 2025 20:03see143

Трамп: Путин просил меня помочь в урегулировании украинского конфликта

06 Ноября 2025 02:50see141

Проект TRIPP может способствовать дальнейшему развитию Среднего коридора Токаев

07 Ноября 2025 05:54see140

Этот маршрут получит новые автобусы Цена за проезд составит...

07 Ноября 2025 09:38see139

Принцип 50/30/20: философия денег, которая работает

06 Ноября 2025 19:22see133

МИД Пакистана о визите Шарифа в Баку: на повестке оборона, торговля и энергетика

07 Ноября 2025 11:12see131

МИД Сирии опроверг сообщения о планах США использовать авиабазу под Дамаском

07 Ноября 2025 02:26see126
newsПоследние новости
Самые свежие и актуальные события дня