C5+1 и Южный Кавказ: Баку в фокусе американской стратегии Статья The Diplomat
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Caliber.az.
В американском журнале The Diplomat опубликована статья Эрика Руденшолда, посвящённая дипломатической платформе C5+1. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az выдержку из данного материала.
«Центральная Азия, богатая огромными запасами минералов и редкоземельных элементов, вызывает всё больший интерес. Предстоящий саммит в Белом доме с участием пяти президентов стран центральноазиатского региона является первым в своём роде для Вашингтона. В ноябре также отмечается 10-летие C5+1 – дипломатической платформы США для взаимодействия с республиками Центральной Азии: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном.
Созданная в 2015 году, C5+1 превратилась из дипломатического эксперимента в надёжный и гибкий инструмент Вашингтона для решения вопросов региональной дипломатии. США должны решить, следует ли адаптировать этот механизм к новым геополитическим реалиям, включая возможное включение в него государств Южного Кавказа, или же сохранить более узкую направленность на целевые инвестиции в ресурсы.
C5+1
Первые годы деятельности C5+1 были довольно скромными. Ситуация начала меняться после 2020 года. Под эгидой платформы были расширены инициативы в области торговли и инфраструктуры с целью удовлетворения региональных потребностей, выходящих за рамки двусторонних отношений. Министерская встреча C5+1 превратилась в якорь дипломатического календаря, а сотрудничество в области безопасности, диверсификации экономики и транспортного сообщения набрало обороты.
Как показывают саммит в Нью-Йорке в 2023 году и предстоящая встреча в Вашингтоне в 2025 году, платформа C5+1 эволюционировала от периферии внешней политики США до основного направления стратегической значимости.
Новый геополитический контекст
Война в Украине и её влияние на глобальную логистику стали катализатором фундаментальных изменений в евразийской геополитике. В центре этой трансформации находится Средний коридор – мультимодальная сеть железных дорог, портов и трубопроводов, соединяющая Центральную Азию с Европой через Каспийское море, Южный Кавказ и Турцию. То, что когда-то было небольшим проектом, теперь стало стратегической артерией: с 2022 года объёмы торговли выросли более чем в три раза.
Для правительств стран Центральной Азии этот сдвиг имеет не только логистическое, но и экзистенциальное значение. Диверсификация торговых путей означает большую политическую независимость и экономический суверенитет. Для Вашингтона это даёт возможность поддержать амбиции региона, одновременно развивая эффективный доступ к его ресурсам.
Следует ли включить Азербайджан в C5+1?
Наиболее актуальным вопросом является вопрос о том, следует ли расширить американскую версию платформы C5+1, включив в неё Азербайджан. Есть веские аргументы в пользу этого. Порт Алят в Баку является единственным крупным транзитным портом на западном побережье Каспийского моря. Эта южнокавказская страна является важнейшим хабом в Среднем коридоре и крупным производителем энергоресурсов, инфраструктура которого имеет решающее значение для любой стратегии транзита на запад. Без Азербайджана Среднего коридора просто не существует.
Азербайджанский лидер регулярно участвует в региональных саммитах, позиционируя страну как часть более широкого центральноазиатского сообщества – как в экономическом, так и в стратегическом плане. Лидеры государств Центральной Азии, по-видимому, готовы официально включить Азербайджан в структуру C6.
Присоединение этой страны к американской платформе отражало бы геополитическую реальность. Западные транспортные связи Центральной Азии буквально проходят через Баку. Более того, включение Азербайджана могло бы придать больше веса дипломатическим переговорам, а также принести опыт в области энергетики и повысить инвестиционный потенциал.
Как насчёт Грузии и Армении?
Однако если Вашингтон серьёзно настроен поддерживать Средний коридор, то ему следует думать и о Грузии, которая также незаменима. Являясь важным звеном, соединяющим Каспийское море с портами Чёрного моря и европейскими рынками, она является транзитным государством, без которого коридор просто не может функционировать.
Есть ещё и Армения. Исторически изолированная из-за конфликтов и географического положения, эта страна недавно достигла мирных договорённостей с Азербайджаном при посредничестве Вашингтона. Так называемый «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания» (TRIPP), который соединит Армению с более широкой сетью Среднего коридора, по прогнозам удвоит транскаспийские грузовые перевозки. Он также принесёт ощутимые дивиденды мира, закрепив урегулирование армяно-азербайджанского конфликта в общих экономических интересах.
Включение Грузии и Армении превратило бы C5+1 в платформу не только для Центральной Азии, но и для всего Транскаспийского региона.
США и Южный Кавказ
Мир между Арменией и Азербайджаном, рост значимости Среднего коридора и появление новых возможностей в сфере минералов и энергетики указывают на необходимость устойчивого стратегического подхода.
Новая структура C3+1 на Южном Кавказе, призванная объединить США с Арменией, Азербайджаном и Грузией, могла бы стать основой для такого взаимодействия. Она стала бы сигналом о долгосрочной приверженности Вашингтона этому региону, способствовала бы углублению сотрудничества в области энергетики, торговли, управления и безопасности и дополняла бы структуру C5+1 в Центральной Азии.
Комбинированный подход
C5+1 остаётся ценной платформой и может продолжать функционировать в качестве форума для целенаправленного взаимодействия с пятью государствами Центральной Азии. Однако США должны рассмотреть возможность запуска параллельной платформы C3+1 для Южного Кавказа, ориентированной на транспортную связь, урегулирование конфликтов и экономическую интеграцию. При необходимости они могут объединиться для решения вопросов, имеющих действительно транснациональное значение, в рамках C8+1.
Такой подход позволил бы сохранить автономию и право голоса всех республик, признавая при этом новую геополитическую карту. Он также дал бы Вашингтону возможность действовать гибко: сотрудничать с Центральной Азией в области стратегических минеральных ресурсов и энергетики, с Кавказом в сфере миростроительства и транспортного сообщения, а со всеми восемью государствами – в области инфраструктуры, торговли и цепочек поставок», – говорится в статье.
Перевод: Фарах Мамедли
Другие новости на эту тему:
Просмотров:57
Эта новость заархивирована с источника 04 Ноября 2025 17:26 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2025 Все права защищены







Самые читаемые



















