Чего больше боится европейское НАТО войны или мира с Россией?
Icma.az сообщает, ссылаясь на сайт Minval.
Генсек Североатлантического альянса Марк Рютте утверждает, что РФ производит в год в четыре раза больше боеприпасов, чем все государства блока. Если это так, почему идеей-фикс боссов значительной части европейского сегмента НАТО является продолжение украинской войны, на которую она бросила свое вооружение с боеприпасами, стимулирование к бою с самой РФ с соответствующим идеологическим натаскиванием европейцев и не только их при параллельном утверждении генсека о стремлении альянса к миру. И как понимать общеизвестное, что, вообще-то самый крупный экспортер вооружений в мире – вовсе не Россия.
Любопытное интервью дал СВS News (США) генеральный секретарь НАТО Марк Рютте (перевод ИноСМИ). На вопрос, влияет ли «торговая война» Трампа на оборонительный союз, каковым является НАТО, и не опасается ли его генсек, что европейские страны перейдут на другие, возможно, менее привлекательные рынки, такие как Китай, Рютте ответил так: «Я не говорю, что это не влияет на отдельных союзников, но это не влияет на альянс в целом. Мы с Марко Рубио (Госсекретарь США) на одной волне, потому что альянс нацелен на то, чтобы убедиться, что мы можем противостоять российской угрозе. Мы можем быть уверены, что способны привести Украину, насколько это возможно, коллективно, под руководством США, к прочному и долговременному миру, и именно на этом мы сосредоточились в последние пару дней».
Ну, а все же…? Ну да, Рютте пришлось признать, что «между союзниками существует напряженность из-за … момента с пошлинами (всего-то?), но это не касается альянса в целом, потому что потенциальное влияние на экономику возможно, но не в такой степени, чтобы это повлияло на нашу коллективную оборону».
Что касается запроса от Соединенных Штатов и призыва самого Рютте увеличить расходы на оборону для блока – будут ли они повышены с 2% до 3%, в то время как администрация Трампа настаивает на 5%.
Как оказалось, со слов Рютте, за последние пару месяцев в европейских странах НАТО «количество поступающих миллиардов просто ошеломляет. Можете сравнить это со временами холодной войны, если посмотрите на общие расходы на оборону, которые сейчас наращиваются в Европе — и мы должны продолжать это делать, потому что … если мы будем придерживаться старых 2%, мы не сможем защитить себя через три-пять лет. Но с миллиардами — буквально сотнями миллиардов, поступающими сейчас от европейских стран, например, от Германии, которая выделила полтриллиона, и многих других европейских союзников. Это действительно впечатляет, и это поможет нам, во-первых, иметь более сильный альянс, потому что мы тратим больше и производим больше».
Но вот как быть альянсу в данности, при которой президент Трамп призывает к заключению мирного соглашения по Украине, параллельно предпринимая усилия по восстановлению отношений США и России, а также с настроем администрации президента США работать вместе с Москвой в области борьбы с терроризмом, освоения Арктики и разработки редкоземельных металлов в РФ? Не подрывает ли сближение Москвы и Вашингтона противодействие России?
И тут Рютте еще раз подтвердил свою репутацию очень осторожного (заискивающего?) спикера, когда речь идет о США. Он заявил, что НАТО прилагает усилия для завершения украинского конфликта, «И в рамках этих усилий США действительно стараются», а «Украинцы очень близки к американской позиции».
Что касается «близости» Киева к позиции Вашингтона, видится это откровенной ложью: «и нашим, и вашим», то есть опять же – по Горбачеву.
И далее: не обеспокоен ли Рютте тем, что «что Россия диктует условия?» Ответ: «Нет, не обеспокоен, потому что я говорил с Марко Рубио, … регулярно общаюсь и с другими членами американской администрации». Русские, заявил Рютте, не стремятся к урегулированию украинского конфликта. И вообще он не знает, собирается ли Россия прекращать боевые действия в Украине: «Мы не знаем. Я думаю, это проверка, и мы увидим…»
Крис Каволи — верховный главнокомандующий НАТО в Европе — абсолютно прав, говорит Рютте: «Мы видим в Европе, а также в США, … позвольте мне говорить от имени европейской части НАТО, что русские устраивают кибератаки, покушения на убийства, глушат коммерческие самолеты в Балтийском регионе, совершают кибератаки на национальную службу здравоохранения в Великобритании, разрушают важнейшую подводную инфраструктуру между странами Балтии и Финляндией и в других частях Балтики, на Балтийском побережье … Хорошая новость заключается в том, что — как НАТО — мы гораздо, гораздо лучше не только оцениваем происходящее, но и следим за тем, чтобы предотвратить следующие шаги в этой кампании. … мы получаем сообщения о том, что русские по-прежнему очень активны. Мы все еще беспокоимся, например, о критически важной подводной инфраструктуре. Но благодаря Крису Каволи и его роли Верховного главнокомандующего НАТО в Европе, мы менее чем за 10 дней объединили усилия европейских стран НАТО в Балтийском море, чтобы затруднить русским дальнейшие действия. И опять же, они ненавидят нас за это, и мне это нравится (?!)»
Животрепещущий вопрос: как быстро США начнут сокращать своих военных в Европе (а их сейчас около 90 тыс.), и существует ли резервный план НАТО на такой случай?
Рютте, однако, считает, что речи о сокращении нет (ниже мы еще вернемся к этому вопросу), но США стремятся больше развернуться в сторону Азии, Индо-Тихоокеанского региона. Так что «мы договорились, что будем делать все необходимое без каких-либо сюрпризов. … если необходимо сократить или развернуться в сторону Азии, то мы должны сделать это таким образом, чтобы действительно компенсировать потери, … потому что это важно, ведь это касается и общей обороны, и территории НАТО. … Мы (НАТО) будем все более активны в Индо-Тихоокеанском регионе вместе с нашими партнерами».
Вопрос о ядерном сдерживании – в этом плане США и Великобритания обеспечивают определенную защиту НАТО. Но лидеры Германии, Польши и Франции недавно говорили о расширении ядерного «зонта», поскольку обеспокоены тем, что США не будут привержены их защите: «Были ли у вас разговоры об альтернативе американскому ядерному «зонту» или о привлечении арсенала Франции?»
Рютте утверждает, что не было (!?), и вообще Трамп не раз говорил, что «США полностью привержены НАТО, Пятой статье», то есть «США являются абсолютным гарантом, посредством ядерного сдерживания, для территории НАТО, включая, в особенности, европейскую часть альянса».
Насчет Китая (Рютте выразил озабоченность тем, что КНР собирается создать тысячу ядерных боеголовок к 2030 году): «Является ли это прямой угрозой для НАТО?»
Ответ: «Да. Это прямая угроза стабильности во всем мире, включая территорию НАТО, абсолютно точно. В настоящее время у Китая больше кораблей ВМС, чем у Соединенных Штатов. У нас есть проблема, у американской части НАТО, у канадской части НАТО, у европейской части НАТО, в том, что мы не производим достаточно оборонной промышленной продукции. Мы производим за полный год боеприпасов столько, сколько Россия производит за три месяца. Для сравнения: российская экономика составляет всего 5% от экономики стран НАТО. Таким образом, общая экономика НАТО в 20 раз больше, чем российская, а Россия производит в четыре раза больше боеприпасов, чем весь альянс за год. Это совершенно безумно, и мы с президентом и другими высшими руководителями США, а также с европейскими союзниками обсуждали, что необходимо не только увеличивать расходы, но и наращивать производство в сфере оборонной промышленности».
По оценке Рютте, «Наращивание их (чьих?) вооруженных сил происходит невероятными темпами. И когда мы говорим об Украине и о том, как привести Украину к прочному миру, давайте не будем забывать, что Россия работает с Северной Кореей, Китаем и Ираном. И что в конечном итоге за тем, что из этого получится, наблюдает один зритель… — генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин. И он будет оценивать, кто окажется в выигрыше, когда сделка по Украине будет заключена — Запад или Россия? И если это будет Россия, то он начнет думать о своих территориальных претензиях в Индо-Тихоокеанском регионе. … Так что есть большие риски, и именно поэтому мы должны привести Украину к прочному миру, чтобы Путин никогда больше не пытался это сделать» (заметим, логически одно из другого как-то не вытекает) .
И зададимся вопросом: если Россия так сильна в производстве боеприпасов, не говоря уже о вооружении, и если она «работает» с Северной Кореей, Китаем и Ираном, хотя каждая из этих стран, по сути, работает на себя и одержима разными амбициями, нередко входящими в противоречие с амбициями «союзников», почему европейский сегмент НАТО, хотя Рютте в интервью твердит о мире, не желает прекращения войны в Украине, готовится к «нападению» России на Европу (или наоборот?), а также соответствующим образом натаскивает европейцев. И чего они, в итоге, должны бояться – войны с Россией или мира с ней?
Рютте утверждает, что Россия производит в четыре раза больше боеприпасов в год (по другим данным – втрое), чем государства НАТО вместе взятые, поэтому парадоксальным видится продолжение войны в Украине и откровенная воинственность альянса.
Но при этом вовсе не Россия является крупнейшим в мире экспортером вооружений – она, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), занимает третье место среди 64 стран, в то время как США в прошлом году вышли на первое место, экспортировав ключевые вооружения в 107 стран, и более всего – в Европу — 35%; причем, в числе главных импортеров – Украина (9,3%).
То, что Россия в экспорте оружия отстала от США, а, тем более, от НАТО в целом, можно «легко» объяснить действующими против нее санкциями и предпочтительностью накопления вооружений для собственных войск. Однако это объяснение видится не вполне корректным, поскольку рынок сбыта у нее, все же, обширный и не грошовый – Азия, Африка, Океания, некоторые европейские страны, часть государств СНГ, Индия, Ближний Восток, Китай, другие.
А европейский сегмент НАТО планирует увеличить производство боеприпасов различной номенклатуры до 2,5 млн снарядов в год к концу 2025 года – сейчас их запасы оцениваются Европой как критически низкие, особенно по части дальнобойных боеприпасов.
В интервью Рютте говорил, что нет речи о сокращении американского воинского контингента в Европе, однако кому другому, как не генсеку НАТО знать, что США сообщили о выводе своих войск с базы Ясенка в Польше: это — на фоне переговоров Москвы и Вашингтона.
Для справки: авиационная база Ясенка находится близи украинской границы, является логистическим пунктом, через который в Украину поступает 95% западного вооружения. Правда, база США может передислоцироваться на другие позиции в той же Польше (либо в Румынии или окрест), но факт остается фактом – закрытие хаба для поставок западных вооружений в Украину сильно напрягает Европу, не говоря уже о самой Украине.
Еще вопрос: не станет ли вывод американских военных из Ясенки началом процесса их исхода из Восточной Европы? Президент Польши Анджей Дуда утверждает, что решение американцев согласовано в рамках Североатлантического альянса и, дескать, — «все путем», и никакого вывода войск – нет.
Так доверять ли словам Рютте и польского президента, опровержение утверждений которых лежит на поверхности?
После публикации интервью генсек отправился с визитом в Японию. Как пишет Yahoo News Japan, в своем выступлении в университете Кэйо он коснулся темы украинского конфликта и заявил, что в будущем аналогичная ситуация может сформироваться и в Восточной Азии. И подчеркнул, что стремление Китая к мировому господству требует особого внимания и укрепления сотрудничества между НАТО и Японией в оборонной сфере.
Устрашая Токио, Рютте заявил, что «От Японии, до Республики Корея, до Австралии и Новой Зеландии никто не сможет чувствовать себя в безопасности, если не увеличить производственные мощности нашей совместной оборонной промышленности».
Недурственно, конечно. Однако за призывами Рютте явственно «торчат уши» запугивания японцев российской и китайской военной агрессией – вот-вот войной (их втягивание в нее); вербовку «соратников», чтобы заполнить в НАТО часть вакуума, созданного позицией США по украинским событиям, «общей копилке» альянса, тарифам, а, по большому счету, недоверием нынешней администрации Вашингтона к европейской части НАТО.
Чего больше боится и/или желает европейская часть НАТО – войны с Россией или мира с ней? Скорее, не желает последнего, однако внешне пытается встать в позу «миротворца», при этом фактически подбивая весь мир – до Австралии и Новой Зеландии – на гонку вооружений, предназначенных, в итоге, для НАТО, четко находящего под управлением так называемого «глубинного государства», иначе – deep state, партии глобальной войны.
Так что это вовсе не тот случай, когда, желая мира, готовятся к войне.


