Драгметаллы на подъёме: золото в условиях глобальной турбулентности Расклад Хазара Ахундова
Минувший 2024 год запомнился беспрецедентным ростом цен на золото. Несколько раз обновивший исторические максимумы «желтый» металл по итогам трех кварталов увеличился в цене почти на 40%, однако укрепление доллара после выборов в США в ноябре затормозило эти процессы, в итоге к концу прошлого года динамика роста составила 28%. Тем не менее аналитики банковской группы Goldman Sachs полагают, что в текущем году рост цен на драгметаллы продолжится, и к концу декабря золото подорожает до $2910 за тройскую унцию, а в 2026 ощутимо превысит планку в три тысячи долларов. Уже в первых числах января 2025 года цена февральских фьючерсов за тройскую унцию золота на Нью-йоркской товарной бирже COMEX выросла на 0,18% — до $2674.
Ключевым экономическим фактором, влияющим на рынок драгметаллов в минувшем году, было признано начало цикла смягчения денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы (ФРС) США: в этом плане рынок реагировал даже не на конкретные решения, а только на заявления ФРС и других мировых финансовых регуляторов приступить к циклу снижения учетной ставки в конце 2024 года. Как правило, цена на золото обратно пропорциональна курсу доллара США, соответственно, при смягчении денежно-кредитных условий и росте предложения американской валюты и снижении курса казначейских облигаций наблюдается повышение спроса на «желтый» металл.
Среди ключевых факторов, влияющих на подорожание драгметаллов, эксперты также называют обострение геополитического противостояния и военных конфликтов в мире, а также наблюдавшуюся осенью прошлого года политическую неопределенность в США в преддверии президентских выборов. На этом фоне ведущие Центробанки мира продолжили увеличивать свои запасы золота и других «вечных» активов в условиях растущих рисков для своих стран, особенно с учетом возможной дестабилизации валютных резервов из-за роста обращения криптовалют. По оценке экспертов Bank of America, к концу прошлого года физические запасы золота составляли 10% от общего объема банковских резервов, в то время как десять лет назад этот показатель не превышал 3%. Более того, ожидается, что вскоре доля драгметалла в резервах мировых Центробанков превысит долю евро и выйдет на второе место после доллара. В число самых активных покупателей драгоценного металла выступают Китай, Индия, Россия, Турция, а также Польша, Узбекистан и Чехия. Соответствующим образом поступали и хеджирующие свои риски инвесторы и коммерческие банки, также приобретавшие золото в качестве актива-убежища.
Здесь уместно отметить, что данный тренд ощутим и в нашей стране, и в рамках новой инвестиционной политики Государственный нефтяной фонд Азербайджана (SOFAZ) в последние годы также наращивает свои резервы золота. С учетом высоких рисков для инвестиционного портфеля из-за негативных процессов на мировых финансовых рынках уже в 2022 году SOFAZ увеличил долю золота с 13,1% до 13,9% от совокупных активов, в итоге к началу 2023 года было зарезервировано около 101,8 тонн золота, а к концу третьего квартала прошлого года было закуплено свыше 25 тонн золота. В целом инвестиции в «желтый» металл составили без малого $10,845 млрд, или 17,7% от всего инвестиционного портфеля Госнефтефонда. Вложения в золото позволяют хеджировать риски от падения валютных курсов и котировок ценных бумаг, в то же время доходность этого актива возрастает в периоды кризисов, когда доходность других инвестиций снижается, а также в периоды высокой инфляции, смягчения денежно-кредитной политики и т.д.
По мере удорожания золота на фоне усиления экономической и политической турбулентности во всем мире, некоторые аналитики полагают, что ценовое ралли «вечного металла» представляет угрозу мировой финансовой системе, уже около восьмидесяти лет опирающейся на американский доллар. В этом плане растущий государственный долг США может побудить мировые Центробанки увеличить свои золотые запасы. В Америке осознают эти риски, и победа Дональда Трампа на выборах и предложенная им политика «Америка прежде всего» способствовали повышению доходности облигаций и иных казначейских бумаг ФРС США, в итоге укрепив курс доллара, создавая значительные препятствия для роста цен на золото. Вместе с тем, ФРС США также декларирует свой осторожный подход к денежно-кредитной политике из-за инфляционных рисков, которые оказывают давление на рынок золота.
Согласно опубликованным на днях данным ведущего мирового инвестиционного банка Goldman Sachs Group Inc., в текущем году динамика «золотого ралли» несколько замедлится, и в банке не ожидают достижения цен на золото знакового уровня в $3000 за унцию к концу 2025 года. Спотовая цена на золото достигнет максимума в $2910 за унцию к четвёртому кварталу 2025 года. Изменение прогноза связано с более плавным снижением процентных ставок ФРС США, что сдвигает эту цель на середину 2026 года. Более медленное смягчение монетарной политики в США, вероятно, приведёт к снижению спроса на биржевые инвестиционные фонды (ETF), обеспеченные золотом, в 2025 году. Аналитики банка полагают, что более слабые, чем ожидалось, потоки средств в ETF в декабре, вызванные снижением неопределённости после выборов в США, также привели к более низкой стартовой точке цен на золото в новом году.
«Противоборствующие силы — снижение спекулятивного спроса и структурно высокий объём покупок со стороны центральных банков — фактически уравновесили друг друга, удерживая цены на золото в узком диапазоне в последние два месяца», — полагают эксперты Goldman Sachs. Схожего мнения придерживаются и эксперты агентства Bloomberg, ссылающиеся на прогнозы UBS, и также полагающие, что к концу 2025 года золото на бирже подорожает до $2900 за унцию.
Тем не менее снижение динамики на рынке драгметаллов носит временный характер, и золото вновь получит поддержку на фоне политической и экономической неопределённости в 2025 году. Тем более что в обозримом будущем сохраняется неизменность политики мировых финансовых регуляторов, продолжающих диверсифицировать свои официальные резервы, уходя от зависимости от доллара США. В то же время настроения инвесторов остаются сосредоточены на ожиданиях, что предложенные Дональдом Трампом таможенные тарифы и протекционистские торговые меры могут привести к инфляции, что усиливает привлекательность золота как инструмента хеджирования.
Вполне очевидно, что нынешние мировые тренды стимулируют азербайджанских производителей (госкомпанию AzerGold и частную Anglo Asian Mining) наращивать добычу и экспорт драгметаллов. Согласно данным Госкомстата, в январе-ноябре 2024 года в Азербайджане произведено порядка 2,6 тонн золота с ростом производства на 2,4%. «Желтый» металл традиционно занимает одну из первых строчек ненефтяных поставок на внешние рынки, в частности, золото занимает следующее место по объему экспорта после томатов и хлопка-сырца.