Азербайджан на фоне глобальных торговых войн Расклад Хазара Ахундова
Согласно информации сайта Caliber.az, сообщает Icma.az.
Наблюдаемая с начала текущего года напряженность на глобальных рынках из-за вводимых США пошлин и ответных мер Китая и государств ЕС оказывает негативное влияние на мировую торговлю. Комментируя текущую ситуацию, руководство Международного валютного фонда (МВФ) на днях отметило, что торговые войны приводят к перебоям в цепочках поставок и волатильности на рынках, снижают торговый оборот и динамику производства. Аналогичное мнение высказывают и во Всемирной торговой организации (ВТО), снизившей прогнозы мировой торговли в текущем году. Тем не менее пока Азербайджану удается минимизировать потери от глобального негатива: в I квартале 2025 года внешнеторговый оборот страны увеличился на 24,3%, неплохая динамика наблюдается и по ненефтяному экспорту.
«Усиление глобального торгового противостояния, вызванное взаимным подъемом таможенных пошлин США, Китаем и странами ЕС, вызывает перебои в цепочках поставок по всему миру, колебания на рынках, замедляет поступление инвестиций, снижает производительность экономики во многих странах и ухудшает перспективы экономического роста, - заявила в минувший четверг директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева, выступая в Фонде в преддверии весенней сессии руководящих органов МВФ и Всемирного банка. - Когда сталкиваются гиганты, небольшие страны оказываются в перекрестных потоках». По словам руководителя МВФ, небольшие государства с развитой экономикой и большая часть развивающихся стран в значительной степени полагаются на торговлю для обеспечения своего роста, поэтому они более уязвимы: «В конечном счете торговля подобна воде: когда страны устанавливают препятствия в виде пошлин или нетарифных барьеров, поток меняет направление, торговля продолжается, но нарушения в ней вызывают издержки».
Серьезную озабоченность в связи с усилением торговых войн высказывают и в ВТО: согласно отчету организации «Перспективы и статистика мировой торговли», по итогам текущего года ожидается сокращение показателя мировой торговли товарами на 0,2% вместо ожидавшегося в октябре роста на 3%. Прогноз ВТО основан на ситуации с масштабным витком подъема внешнеторговых пошлин в середине апреля, и организация ожидает, что особенно резким будет спад в Северной Америке, где экспорт сократится на 12,6%.

В какой же мере форсирование глобальных торговых войн может оказать влияние на экономику нашей страны, в первую очередь на ее внешнеторговые показатели? По оценкам аналитиков ведущей банковской группы Нидерландов ING Group, Азербайджан в целом защищен от прямого воздействия торговых тарифов США, однако в определенной степени уязвим к косвенным последствиям. Макроэкономическая ситуация в Азербайджане в целом остается стабильной, но на фоне глобальных вызовов ключевые факторы риска сопряжены с зависимостью от торговли с Китаем и ЕС, также отмечается чувствительность к колебаниям цен на нефть и растущему давлению от фактора импортируемой инфляции. Прямое воздействие возросших таможенных тарифов в США минимально, поскольку доля США в экспорте из стран СНГ составляет порядка 0,5–2%, причем львиная доля экспортной выручки приходится на сырьевые товары. В этом плане Азербайджан находится в более устойчивом положении: для сбалансированного бюджета и текущего счета в нынешнем году ему достаточно сохранения среднегодовой цены на нефть на уровне 63–64 доллара за баррель. Аналитики ING полагают, что ослабление доллара США вряд ли принесет ощутимую поддержку валютам постсоветских стран. Но тем не менее это в некоторой степени смягчает давление по монетарному фактору, отдаляя девальвационные риски. Применительно к Азербайджану эксперты ING также отмечают, что вопреки внешним факторам национальная валюта сохраняет стабильность, и это связано со значительным уровнем золотовалютных резервов и наличием фискальных буферов, равных 100% ВВП.
Ну а наиболее наглядным отличием текущей ситуации от предшествующего периода является некоторое изменение внешнеторговой динамики: так, последствия глобальной рецессии 2023 года и инерционные процессы в мировой экономике в 2024 году в определенной мере сказывались на замедлении товарооборота. Два последних года наблюдается снижение показателей по экспорту, прежде всего по нефтегазовому сектору, в свою очередь, неблагоприятная внешняя конъюнктура и снижение спроса в странах — торговых партнерах Азербайджана влияли и на показатели ненефтяного экспорта. Согласно данным Центра анализа экономических реформ и коммуникаций (ЦАЭРК), совокупный объем ненефтяного экспорта Азербайджана в 2024 году в стоимостном выражении составил $3,4 млрд, а его рост год к году составил крайне незначительные 0,3%.
Тем не менее, вопреки усилению глобального негатива и очередного витка торговых войн, в первом квартале текущего года внешнеторговые показатели нашей страны сохраняют стабильность, а по ряду позиций наблюдается рост. Так, согласно данным Государственного таможенного комитета (ГТК), в январе-марте 2025 года Азербайджан осуществил торговые операции с зарубежными странами на сумму порядка $12,049 млрд, что на 24,3% больше, чем в аналогичный период прошлого года. В свою очередь, ненефтяной экспорт Азербайджана в I квартале 2025 года увеличился на 14,7% в годовом выражении, достигнув $771,9 млн. Тем самым можно утверждать, что несмотря на то, что пока соотношение динамики экспорта к импорту все еще в пользу последнего, а положительное внешнеторговое сальдо снизилось, совокупный товарооборот страны растет достаточно динамично.

Здесь следует отметить, что, несмотря на объективный фактор — снижение нефтедобычи в нашей стране в последние годы, Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) в первом квартале смогла нарастить объемы экспорта сырой нефти и нефтепродуктов, полученных из битумных пород, на 7,3%, обеспечив поставку за рубеж свыше 6,011 млн тонн продукции. В то же время за отчетный период SOCAR вновь стала крупнейшим экспортером в ненефтегазовом секторе среди госпредприятий страны, реализовав переработанной продукции на сумму $70,4 млн. Согласно данным ГТК, в первом квартале текущего года отечественный экспорт нефтепродуктов превысил 122,286 тысяч тонн, что, соответственно, на 16,3% превышает объемы поставок в январе-марте прошлого года. В частности, заметно увеличились поставки карбамидных удобрений, на четверть возрос вывоз метанола, в 2,6 раза увеличился экспорт нефтяного кокса.
С учетом динамичного глобального роста цен на драгметаллы, в данном сегменте отечественного экспорта также зафиксированы рекорды: так, согласно данным мартовского выпуска «Обзора экспорта» ЦАЭРК, в январе-феврале текущего года Азербайджан экспортировал золота на сумму $40,2 млн, что в 5,9 раза превышает соответствующие показатели прошлого года.
Сегменты отечественного аграрного и пищевого сектора в первом квартале текущего года также обеспечили почти пятипроцентный рост внешних поставок: данная продукция преимущественно реализуется на традиционных для нашей страны рынках постсоветских государств. Согласно данным ЦАЭРК, экспорт продовольственных товаров составил $224,7 млн, увеличившись на 15,1%, а совокупный экспорт сельскохозяйственной и агропромышленной продукции вырос на 11,6% и составил $239,6 млн.
Здесь уместно отметить, что в первом квартале динамика азербайджано-российской торговли вышла на рекордный рост — 60,7%, составив $1,431 млрд. Примечательно, что львиная доля азербайджанского экспорта, идущего на российский рынок, приходится именно на ненефтяную, преимущественно аграрную продукцию.
Сегодня, с учетом глобального негатива, связанного с торговыми войнами, снижением цен на нефть и другие сырьевые товары, сложно строить прогнозы о том, каким будет 2025 год для отечественных экспортеров. Так или иначе, но перед Азербайджаном стоит сложнейшая задача — довести к 2027 году совокупный объем ненефтяного экспорта до $5,3 млрд. И в этих целях ведется последовательная работа по развитию отечественной ненефтяной промышленности и агропереработки в экспортоориентированных индустриальных кластерах, повышению технологического потенциала предприятий и международной сертификации продукции для лучшей адаптации к реалиям глобальной конкуренции. Не менее важной задачей видятся усилия по освоению новых рынков, в первую очередь в странах Восточной Европы, в целом в ЕС и особенно в государства Персидского залива, Ближнего Востока, Северной Африки.


