Драматичный визит главы Моссада наше поле зрения
По материалам сайта Haqqin, передает Icma.az.
Израильские СМИ назвали «драматичным» вчерашний визит главы «Моссада» Дади Барнеа в Катар, и эта оценка не выглядит преувеличенной. По словам хорошо информированного обозревателя издания «Маарив» Бена Каспита, поездка главы «Моссада» в Катар стала не просто очередной попыткой предотвратить в последний момент расширение военной операции ЦАХАЛа в Газе в пользу возобновления переговоров, а является частью длительной и принципиальной стратегической борьбы внутри израильского руководства между сторонниками курса «только Катар может» и теми, кто настаивает на разрыве зависимости от Дохи в пользу Египта и других посредников.
Барнеа остаётся убеждённым сторонником катарского канала. В закрытых дискуссиях с политиками и бывшими коллегами он утверждает: выбора нет, необходимо «закрыть рот и работать» с катарцами, поскольку только они располагают ресурсами, с помощью которых можно воздействовать на руководство ХАМАС. По словам Барнеа, именно Катар до сих пор предоставлял ключевые элементы для реализации прежних сделок, именно Катару доверяет руководство ХАМАС, и только через Катар можно вернуть похищенных израильских заложников.
Барнеа остаётся убеждённым сторонником катарского канала
По оценке главы «Моссада», Израиль находился «в шаге» от заключения частичной сделки по возвращению десяти заложников, но момент был упущен из-за просчётов в тактике переговоров. Барнеа не верит в возможность всеобъемлющего соглашения в нынешних условиях, поскольку разногласия слишком велики и их преодоление потребует многих месяцев. Реалистичной он считает стратегию «метода салями» — то есть, постепенное возвращение заложников и тел павших израильских солдат небольшими партиями, что будет ослаблять позиции ХАМАС.
Отмечу в этой связи, что внутриполитический конфликт обострился после того, как в газете «Маарив» появилась публикация с резкой критикой катарского канала со стороны тогдашнего министра иностранных дел Эли Коэна (сегодня главой МИД Израиля является Гидо Саар – ред.). На заседании кабинета Коэн заявил, что Израиль должен прекратить сотрудничество с государством, близким к «Братьям-мусульманам» и ХАМАС. На что Барнеа, присутствовавший на заседании, ответил, что фактически публичные атаки на Катар во время нахождения там израильских переговорщиков подрывают процесс. «Единственное, что должно нас сейчас интересовать, — это похищенные люди, и единственный путь вернуть их — через катарцев», — настаивал шеф израильской внешней разведки.
Отдельную напряжённость вызвало тогда решение премьер-министра Биньямина Нетаньяху сменить переговорную группу, убрать из нее Барнеа, главу ШАБАКа Ронена Бара и генерала Ницана Алона и назначить руководителем министра по стратегическим вопросам Рона Дермера, бывшего израильского посла в США. Как следствие, с момента этой перестановки не был возвращён ни один израильский заложник, а контакты регулярно заходили в тупик.
Эли Коэн чуть не сорвал сделку из-за "Братьев-мусульман"
В окружении главы «Моссада» это решение Нетаньяху вызвал недоумение. Переговоры, подчеркивают сторонники Барнеа, требуют глубокого понимания арабского языка, предмета, посредников, культурных и политических нюансов. В катарской стороне, по данным «Маарив», также были озадачены назначением человека, который не смог наладить рабочие отношения ни с одним посредником. Так, один из осведомлённых источников сообщил в интервью «Маарив»:
«Назначение Дермера выглядит, как попытка сорвать соглашение. Если Нетаньяху действительно хочет сделки, пришло время вернуть к процессу профессионалов».
В результате спор о тактике ведения переговоров и выборе посредников перерос в один из ключевых внутриполитических расколов, напрямую влияющих на судьбу израильских заложников и на общий курс официального Иерусалима в отношении ХАМАС.


