Джеймс Ганн и Супермен : как фильм меняет правила блокбастеров
По данным сайта Media az, передает Icma.az.
Фантастический боевик «Супермен» накануне вышел в онлайн-кинотеатрах. Об этом представители DC Studios сообщили в социальных сетях.
Картина находилась в кинотеатральном прокате чуть больше месяца, что необычно для крупнобюджетных блокбастеров. Обычно студии закладывают минимум 45 дней между премьерой и выходом «в цифре».
По словам режиссера «Супермена» и главы DC Studios Джеймса Ганна, решение связано с релизом второго сезона «Миротворца». Постановщик хотел, чтобы перед его просмотром все успели ознакомиться с «Суперменом».
В том, что новый «Супермен», несмотря на обилие действующих лиц, на выходе окажется вполне себе смотрибельным проектом, я почти не сомневался. Равно, как и не сомневался в том, что «Человек из стали» останется моим любимым фильмом о пришельце с Криптона. И в том, и в другом оказался прав.
Признаться, я испытываю особую слабость к произведениям, повествование в которых стартует с места в карьер. И в этом плане обе ленты преподносят приятный сюрприз. К тому же, если в случае с Супсом Снайдера начало в виде гибели Криптона представляет собой классический «книжный» пролог, который вполне можно опустить, заменить на пересказ или передвинуть, скажем, ближе к концу первого акта в форме флэшбека без какого-либо смыслового ущерба для истории, то в работе Ганна открывающие сцены являются полноценной частью картины, двигающей сюжет вперед. Да, при желании, конечно, можно сказать, что демонстрация полученных Кларком оплеух, о которых и без того сообщали три минуты назад, по большому счету является бессмысленной, и даже управление Ультраменом со стороны Лекса в данном случае не выглядит тем самым незыблемым правилом драматургии, описанным Аристотелем. Но это, скорее, была бы придирка ради придирки. В конце концов, пусть всё то, что было до первого появления непосредственно журналиста Кларка Кента на экране, и сводилось к обнаружению Инженером логова Кал-Эла, все сопутствующие этому экранные действия не выглядели «высосанными из пальца». Да и, кроме того, если из каждого сценария вырезать все «необязательные» сцены, вряд ли мир увидит какой-то «метр» кроме короткого.
Пожалуй, основной риск при съемках нового «Супермена» был сопряжен с количеством персонажей. Пусть, по признанию Ганна, обновленная DC началась еще с «Монстров-коммандос», для львиной доли зрителей именно нынешний фильм станет вводом в переосмысление кинокомикса.
Когда готовишься к экранизации весьма популярного на протяжении почти века произведения (экранизации далеко не первой, и даже не десятой), перед режиссером всегда встает вопрос: «Стоит ли уделять особое внимание предыстории героя?» И, наверное, как бы четко ты ни был уверен в своем видении, это – дилемма, отсечь которую не так уж и просто. Меньше чем за 15 лет мы уже увидели три киноадаптации «Человека-паука», а за 33 года – четырех разных «Бэтменов» (речь о полнометражных вселенных Темного рыцаря), и в обоих этих случаях наблюдается последовательный уход от истории происхождения супергеройского альтер эго центрального персонажа (в случае с ЧП – это продемонстрировано более выраженно). Если у Бёртона поворотный момент был обозначен в значимых флэшбеках, то у Нолана жизни Брюса до маски и плаща уделено много больше внимания (что и понятно, ведь фильм на первых парах и вовсе воспринимался как приквел). У Снайдера в его «БпС» всё вновь свелось к флэшбекам, а Ривз и вовсе ограничился устным упоминанием в диалоге. Бэтмен в исполнении Паттинсона – это уже состоявшийся борец с преступностью, пусть еще и делающий лишь первые шаги на этом нелегком поприще. Куда более показательна ситуация в случае с Питером Паркером (что и закономерно, учитывая, что все три игровых варианта появились в течение весьма короткого временного промежутка). Рэйми и Уэбб выделили минуты на эпизоды с укусом и смертью дяди Бена, Уоттс обошелся без этих сцен.
В 2014 году еще не купающийся в лучах славы и не утвердившийся в статусе поп-звезды режиссер из Миссури показал, что, помимо всего прочего, присущего талантливому кинотворцу, умеет делать две вещи – работать с большим количеством ярких персонажей и подбирать хорошие треки для фильма. Его «Стражи Галактики» радовали как глаз, так и уши, а герои влюбляли в себя буквально первой фразой.
Так что, опасений по поводу того, что новый Супс может получиться сумбурным, недосказанным или, наоборот, слишком вязким, я не разделял почти с самого начала съемок. И уже первый трейлер окончательно похоронил возможные зародыши сомнения. Герои Ганна – традиционно яркие, интересные, часто с хорошо запоминающимся индивидуальным характером. А некоторые из них и вовсе столь харизматичны, что кажется будто им и не нужно быть долго на экране, чтобы остаться в памяти. Скажем, Зеленому фонарю в исполнении Нейтана Филлиона для этого хватило всего 1,5 секунды в трейлере.
С другой стороны, очевидный недостаток у стратегии с мгновенным знакомством с командой «хороших и плохих» всё же был. Имея четко выраженного протагониста, мы остались лишены его антипода. Да, вроде главный злодей всей истории не кто иной, как Лекс Лютор, но при этом мы не получаем явного противостояния между ним и Суперменом, который распыляется на Ультрамена и Инженера (не говоря о том, что Мстителя Баравии тоже «слили» как-то невнятно, хоть и сразу было показано – это переодетый Ультрамен). Каждый из этих трех персонажей вполне мог бы быть единоличным антагонистом, вымученная победа над которым и позволила бы зрителю испытать катарсис.
Есть такой классический сюжет из «Человека-паука» (перекочевавший со страниц комиксов в том числе и на экран) – о «Зловещей шестерке». В нем Питер Паркер сражается сразу с полудюжиной негодяев. Вот только каждый из членов этой ОПГ прежде уже имел очную встречу с Паучком (в результате чего, ясное дело, был повержен). Подобный подход куда более логичен и не выглядит как нападение на главного героя скопом, где зритель воспринимает его противников не как самостоятельных личностей, а как шайку хулиганов.
Финальный твист, или в данном случае – скорее твистик, на мой взгляд, Ганну тоже не удался. Тот же прием был реализован Джеймсом Мэнголдом в «Логане» почти безупречно. Там появление второго, молодого, Росомахи если и не заставляло мурашки бегать по коже, то уж точно вынуждало невольно восхищенно «ахнуть». Здесь же сокрытие под личиной Ультрамена клона Кларка выглядит так же беззубо, как и появление Антонии в финале «Черной вдовы». Ты можешь весь фильм не думать об этом, но в конце всё равно не удивишься – настолько это предсказуемо. Быть может, в данном случае стоило бы дать больше намеков на личность персонажа, помимо латинской приставки «ультра», превосходящей «супер», и открытия двери с помощью ДНК. Так бы и сам «черный Супермен» больше засел в памяти, а пришедшие в кинотеатр люди порадовались бы, что отгадали пусть и легкую, но загадку.
Каст в целом видится мне достаточно удачным. Никто не проседает и не выглядит неорганично. Больше всех понравились уже упомянутый Филлион и Николас Холт. Лютор второго – это первая достойная работа со времён Майкла Розенбаума. Должно быть, не зря Николас признавался, что за основу брал именно Лекса из «Тайн Смолвиля», а сам Майкл также сыграл эпизодическую роль в новом фильме.
Тем не менее не могу не отметить, что наибольшая ответственность и повышенное давление пришлись на Дэвида Коренсвета. И дело тут не в ведущей роли. Молодому Коренсвету, доселе известному преимущественно по сериалам, предстояло заменить на экране не кого-то, а самого Генри Кавилла, который для многих, в том числе и для меня, являлся эталонным Суперменом. Да, это совсем не тот уровень прессинга, который в свое время выпадал на долю Джареда Лето, призванного сыграть нового Джокера после блестящей работы Хита Леджера, но всё же.
И в общем-то Дэвид с этой задачей справился. В образе своего героя он выглядит вполне убедительно и не заставляет ежесекундно подсознательно сопоставлять себя Кавиллу. Но даже несмотря на это, Супермен Генри так и остался недосягаем. Есть в Кавилле какая-то внутренняя харизма, которая в сочетании с волевым подбородком и обезоруживающе обаятельным взглядом придает его внешности рыцарское благородство, свойственное настоящему (если такая формулировка вообще допустима) Кал-Элу.
Резюмируя всё вышесказанное, повторю, что «Супермен» мне понравился, но не более. Быть может, я посмотрю его вновь, но уже бесплатно и через несколько лет. Выходя из кинотеатра, был готов с позитивом обсудить потраченные два часа, но этот фильм не заставлял меня на бегу оттягивать назад рюкзак, имитируя плащ во время полета… В отличие от своего предшественника – «Человека из стали».
P.S. По законам драматургии, раз уж я ранее упоминал об умении Ганна работать с музыкой, должен высказаться по этому поводу. Буду краток: соло Ханса Циммера мне понравилось на порядок больше дуэта Дэйва Флеминга и Джона Мёрфи (чью музыку из «28 дней спустя» я очень люблю). В целом, на мой взгляд, не хватило эпика, накала, эмоций. И даже оригинальная тема легендарного Джона Уильямса дело не спасла.
Эмиль Велиев


