Экспорт армянских товаров в Азербайджан: утопия или перспектива? Экспертные мнения на
Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az, отмечает.
Под занавес 2025 года министр экономики Армении Геворг Папоян сделал заявление о возможности экспорта армянских товаров в Азербайджан. В числе возможных экспортных позиций он упомянул алюминий и алюминиевую фольгу, сельскохозяйственную продукцию, включая животных, фрукты и овощи, отдельные виды напитков, а также текстильные изделия. Неизвестно, о каких именно отдельных видах напитков идёт речь, но скорее всего, в Армении рассматривают возможность экспорта в Азербайджан своих вин и коньяков, а также минеральной воды, натуральных соков и консервированных компотов.
Азербайджан уже осуществил в Армению поствку своего высококачественного автомобильного бензина класса «премиум», и, как заявил министр иностранных дел Мирзоян, на автозаправочных станциях Еревана выстраиваются очереди из желающих заправиться именно бакинским топливом.
Логично поэтому ожидать и ответного экспорта с армянской стороны. И тут возникают вопросы: а готово ли азербайджанское общество к тому, что завтра на прилавках появятся товары из Армении? Преодолен ли уже тот психологический барьер, вызванный хотя бы человеческими потерями в ходе 44-дневной войны? Интересно также, насколько конкурентоспособными могут стать армянские товары на азербайджанском рынке? Ведь здесь и без того немало иностранной продукции как из постсоветских стран, так и из других государств мира. А может, несмотря ни на что, взаимная торговля — это единственный надежный путь, ведущий к постепенному выстраиванию мирных связей между нашими странами?
На эти вопросы Caliber.Az ответили известные эксперты.
Как отметил в своем комментарии исполнительный директор Центра ближневосточных исследований (Киев) Игорь Семиволос, действительно, это глубокая и многогранная тема.
«Торговля после десятилетий конфликта — это не только экономика, но и сложнейшая социальная инженерия. Нужно быть реалистами: психологический барьер всё еще очень высок. Память о потерях в войнах еще слишком свежа. Появление товаров с армянской графикой на прилавках Баку или Гянджи на первых порах может вызвать неоднозначную реакцию — от курьезов до протестных флешмобов в соцсетях. Вероятнее всего, на переходном этапе бизнес прибегнет к «нейтральной» упаковке (экспортные варианты на английском или русском языках) или ребрендингу.
В вопросах продуктов питания и напитков (вина, коньяки) доверие критически важно. У части потребителей могут возникнуть иррациональные опасения относительно безопасности продукции.
С другой стороны, поставки азербайджанского бензина в Ереван — это уже колоссальный «ледокол». Если армянское общество приняло бакинское топливо (пусть и из прагматичных соображений экономии и качества), это создает прецедент «экономического перемирия», который упрощает движение в обратном направлении», - считает исследователь.
Он констатирует, что азербайджанский рынок действительно насыщен и высококонкурентен.
«Армянским производителям придется бороться с турецкими, российскими и местными брендами. Армянские коньяки и вина имеют узнаваемый бренд на постсоветском пространстве, и это сильная сторона Армении. Однако в Азербайджане очень сильное собственное виноделие, которое активно субсидируется государством. Армянской продукции придется искать узкую нишу «премиум» или «экзотики».
Здесь ключевым фактором станет логистика. Если транспортные коридоры (включая Зангезурский и другие пути) заработают в полную силу, стоимость доставки будет минимальной. Свежие овощи и фрукты из приграничных районов Армении могут быть дешевле и качественнее привозных из дальнего зарубежья.
Существует концепция «либерального мира», которая утверждает: страны, которые активно торгуют друг с другом, реже воюют, так как война становится экономически невыгодной. Торговля заставляет людей общаться — подписывать контракты, обсуждать логистику, решать споры в судах, а не на поле боя.
На мой взгляд, процесс будет идти по сценарию «тихой нормализации». Сначала пойдут промышленные товары (алюминий, стройматериалы), затем — текстиль и обработанные продукты под нейтральными брендами.
Появление армянских брендов с их аутентичными названиями в Азербайджане (и наоборот) — это вопрос не месяцев, а, скорее всего, 5-10 лет устойчивого мира. Но начало поставок топлива в Армению — это мощный сигнал того, что прагматизм начинает брать верх над идеологией», - считает Семиволос.
Профессор Ханкукского университета иностранных исследований (Южная Корея), политолог Ровшан Ибрагимов отметил, что для наиболее полного ответа на этот вопрос необходимо проводить социальные опросы.
«Мнения экспертов и специалистов в этом аспекте мало что могут дать, поскольку тут всё-таки необходимо держать руку на пульсе общественного мнения. И даже общественное мнение не сможет полностью отразить возможное развитие событий, потому что до тех пор, пока люди на практике не столкнулись с определенными реалиями, вряд ли можно точно спрогнозировать ситуацию, которая возникнет в результате этого.
В целом же, понятное дело, что в вопросе находится и ответ. Общество не готово к тому, чтобы на прилавках азербайджанских магазинов появилась распознаваемая армянская продукция. Были случаи раньше, что азербайджанская продукция попадала на армянские рынки и наоборот — армянская продукция на азербайджанские рынки, тогда были скандалы. Наряду с этим, армянская продукция может быть ошибочно принята за грузинскую. Но, в любом случае, рано или поздно она станет легко распознаваться», - говорит профессор.
Ему кажется, пока что конкретных шагов в этом направлении делаться не будет.
«Но стороны сейчас проявляют политическую волю к тому, чтобы делать следующие шаги. Понятное дело, что топливо — не совсем тот продукт как, скажем, готовая сельскохозяйственная продукция. Потому что в последнем случае обыватель сталкивается с маркировкой на товаре, и там будет определённая информация непосредственно на армянском языке. И понятное дело, что если уж Армения будет экспортировать это на азербайджанский рынок, то должна быть также информация на азербайджанском, поскольку это требование азербайджанского законодательства.
И ясно, что не каждый может сейчас принять ситуацию, что у него дома будет лежать какой-то продукт, на котором что-то написано на армянском языке. Я думаю, для этого ещё очень рано.
С другой стороны, конечно, если брать примеры других конфликтов и их разрешение, мы видим, что рано или поздно все раны залечиваются. Поэтому здесь, конечно, и политическая воля важна, и ожидания обществ значимы. И вне всякого сомнения, все хотят мира, но вот как он будет достигаться — это уже другой вопрос», - заключил Ибрагимов.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:39
Эта новость заархивирована с источника 03 Января 2026 14:48 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2026 Все права защищены







Самые читаемые



















