Icma.az
close
up
AZ
Menu

Украинцы ударили по российскому кораблю в Карелии

Шедший в Каспийское море корабль РФ был атакован украинским спецназом

Генштаб ВСУ заявил о поражении российского ракетного корабля в Карелии и радиолокационного комплекса под Курском

Лана Раванди Фадаи: Ирано израильский конфликт возобновится в ближайшие месяцы ИНТЕРВЬЮ

Великий герцог Люксембурга Анри отрекся от престола

Дроны ВСУ атаковали НПЗ в России за 1400 км от границы ВИДЕО

Горит третий раз за год: украинцы атаковали НПЗ в Ленобласти

Пять лет назад Гянджа подверглась первой ракетной атаке вооруженных сил Армении

В Берлине исчезли свыше 200 вьетнамских студентов

Суд не пощадил осужденного за оскорбление Эрдогана журналиста

Сборная России по футболу выиграла III Игры стран СНГ

Вор ворвался в дом, но попал в руки профессионального бойца ФОТО

В Ницце при стрельбе погибли два человека

В Швеции подросток устроил перестрелку в центре города, есть пострадавшие

США уничтожили очередной катер у побережья Венесуэлы ВИДЕО

Кобахидзе: Грузинская мечта уверенно лидирует на выборах

Монарх Люксембурга отрекся от престола

АФФА объявила о массовом притоке новых игроков в футбольные лиги страны

Медальный зачет III Игр СНГ: Беларусь и Азербайджан поменялись местами в первой тройке

Урановый кризис: Нигер перечеркнул ядерные амбиции Франции Статья The New Arab

Европа станет другой. Но какой? Аналитика Прейгермана

Европа станет другой. Но какой? Аналитика Прейгермана

Согласно информации сайта Caliber.az, сообщает Icma.az.

Европейский союз вступил в период самых стремительных и масштабных изменений с момента начала интеграционных процессов в Европе. Их главным катализатором становится изменяющаяся роль США в европейских делах и вызванная этим ставка на собственное оборонное и военно-промышленное развитие. Уже через несколько лет это объединение и весь континент будут сильно отличаться от самих себя в версии начала 2020-х годов. Однако результат изменений может оказаться совершенно отличным от того, что сегодня провозглашают многие политики и бюрократы.

Главной темой всех политических и околополитических дискуссий в Европейском союзе становится изменяющееся военно-политическое позиционирование этого объединения и всего европейского континента. Вернее, все более громко звучащие намерения Брюсселя, государств-членов ЕС, а также некоторых других стран Европы уйти от тотальной зависимости в области безопасности от США и стать полноценным центром силы в мировых делах. Причем эти намерения выражаются уже не только в многочисленных саммитах и бесконечных пафосных заявлениях политиков, но и в решениях, которые, хоть и даются европейским странам тяжело, действительно многое меняют. Как в военно-промышленной сфере, так и более широко – во всем финансовом и промышленном механизме ЕС.

На европейских небесах только и разговоров, что об обороне

Если на европейских небесах как-то отражаются настроения и дискуссии в Брюсселе и других столицах ЕС, то наверняка там тоже только и разговоров, что об обороне. Эта тема сейчас звучит буквально из каждого утюга в Европе. В последние недели в информационном пространстве она практически оттенила все другие проблемы. Хотя, казалось бы, еще совсем недавно на первом плане – в том числе по результатам социологических опросов – были иные политические акценты: миграция и связанные с ней проблемы общественной безопасности, рост цен, конкурентоспособность европейских экономик. Вопросы обороны по понятным причинам уже несколько лет также в топе политических приоритетов на всем пространстве Европы. Но все же результаты недавних выборов в ключевых государствах континента указывали на то, что граждан больше волновали проблемы собственного кармана и безопасности на улицах. Об этом же говорит и повсеместный рост популярности правых и крайне правых партий в Европе.

Однако если сейчас послушать или почитать мейнстримные европейские СМИ, то все эти повседневные темы в них ушли далеко на второй план. На первых полосах исключительно вопросы обороны и все что с ними связано. То же самое и в беседах с европейскими дипломатами и экспертами, в том числе непубличных. Такие беседы теперь начинаются и заканчиваются темой обороны и ее значения для настоящего и будущего ЕС, а также отношений этого объединения с остальным миром. Причем повсеместно звучит тезис о том, что Европейский союз запустил безвозвратный механизм глубочайших изменений, который уже через несколько лет превратит ЕС в совершенно иного актора международных отношений.

Речь, прежде всего, о громко обнародованных недавно плане по перевооружению Евросоюза (ReArm Europe Plan) и рабочем документе по европейской оборонной готовности к 2030 году (Joint White Paper for European Defence Readiness 2030).

Первый, по словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, должен «помочь государствам-членам быстро и значительно увеличить расходы на оборонные нужды». Он предусматривает как срочные, так и долгосрочные меры и состоит из пяти частей. Первая ослабляет фискальные ограничения для государств-членов, позволяя им иметь более высокий уровень бюджетного дефицита, если он обусловлен ростом оборонных расходов. Вторая выделяет 150 млрд евро в виде кредитов для совместных закупок вооружений. Третья расширяет возможности использовать бюджет ЕС (не отдельных государств-членов) для инвестиций в области обороны. Четвертая и пятая направлены на мобилизацию частного капитала в интересах военно-промышленного комплекса ЕС.

В сумме, по подсчетам Еврокомиссии, предложенный ею план может обеспечить около 800 млрд евро новых вложений в сферу обороны в следующие четыре года. В результате ежегодные оборонные расходы всего ЕС должны увеличиться на 60%: с 326 млрд евро в 2024 году до более 500 млрд евро к 2029 году.

Рабочий документ по европейской оборонной готовности к 2030 году призван направить и скоординировать эти вложения для их большей эффективности. Он нацелен на устранение ключевых недостатков в европейской обороне и поддержку оборонной промышленности за счет упрощения регуляторных требований и согласования производственных программ. Также он будет способствовать углублению единого оборонного рынка ЕС. Отдельным приоритетом названа подготовка к «худшим сценариям» путем улучшения военной мобильности, увеличения запасов вооружений и повышения операционного взаимодействия на пространстве всего ЕС.

Такие радикальные и масштабные меры объясняются тем, что Европа больше не может полагаться на США как на гаранта собственной безопасности в ситуации, когда она воспринимает военные угрозы со стороны России как постоянно растущие. Многие европейские политики и военные один за другим повторяют, что вероятность войны с Россией в перспективе 5-7 лет в их столицах оценивается как весьма высокая. При этом непредсказуемость американской политики для ЕС, в том числе в рамках НАТО, усиливается. Она связана, по их мнению, как с фактором администрации Дональда Трампа, так и с объективным процессом переноса основных стратегических приоритетов США на азиатско-тихоокеанский театр в ущерб европейскому.

Поэтому, дескать, в этот раз все разговоры о военной автономии ЕС всерьез и надолго. Как подчеркивают многие собеседники в европейских дипломатических кругах, главным индикатором серьезности служат даже не обнародованные Еврокомиссией план по перевооружению и рабочий документ по оборонной готовности к 2030 году. Куда важнее принятое немецким Бундестагом 18 марта решение ослабить конституционные ограничения на долговое финансирование. Оно позволит Германии начать вкладывать серьезные средства в военную и военно-промышленную сферы. В результате главный мотор европейской экономики должен стать и главным мотором развития военной промышленности ЕС.

Европа на самом деле становится совсем другой

То, что Европа в целом и ЕС в частности сильно поменяются в перспективе ближайших 4-5 лет, пожалуй, можно констатировать как историческую данность. Серьезные перемены там начались и будут продолжаться по очень простой причине: мир становится другим. Выходящая на пик мировая турбулентность сопряжена не только с коренным изменением системы международных отношений, которая уже перестала быть однополярной и теперь через кризисы, войны и политические конфликты нащупывает путь к какому-то новому устойчивому качеству. Эта трансформационная турбулентность также сопровождается глубочайшими изменениями всего экономического уклада, новыми технологической и технической революциями, которые сказываются практически на всех сферах человеческой жизни.

Поэтому и ЕС, и Европа в целом, и все другие регионы мира действительно уже меняются и продолжат это делать по мере масштабных и глубоких изменений в мире. Эти изменения, с одной стороны, происходят по факту. Никто на нашей сильно глобализированной планете не может жить в вакууме или забальзамировать собственные управленческие модели и траектории развития, когда происходят настолько фундаментальные глобальные преобразования. С другой стороны, очевидно, что направление, качество и будущие результаты изменений зависят от принимаемых сейчас конкретных решений.

Уже утвержденные Брюсселем и отдельными государствами-членами ЕС решения говорят нам о том, что Европа действительно провозглашает курс на собственное масштабное вооружение, на снижение тотальной зависимости от США в военно-промышленной сфере и на дальнейшее усиление политики сдерживания в отношении России. Но пока это лишь первичное обозначение вектора стратегической мысли и заявка на наличие политической воли двигаться в русле этого вектора.

Главный вызов, стоящий перед Евросоюзом и другими европейскими странами, не просто в том, чтобы доказать собственную состоятельность и способность продолжить движение по заявленному маршруту. Хотя и здесь для уверенности в успехе оснований пока, мягко говоря, не так много. Однако представляется, что еще более стратегически сложный вопрос для Европы звучит иначе: а может ли такой исключительный акцент на военную и военно-промышленную сферу даже в теории решить проблемы ЕС? Достаточен ли он на самом деле, чтобы обеспечить европейскую безопасность? И уж тем более – способен ли он без сопутствующих глубоких изменений в иных сферах (прежде всего, дипломатии, регуляторной политике и нормотворческой практике) обернуть вспять растущую геополитическую и геостратегическую нерелевантность ЕС в мировых делах?

На фоне всеобщего мейнстримного одобрямса (по крайней мере, в публичном пространстве) продвигаемого Еврокомиссией курса на перевооружение Европы эти вопросы почти не обсуждаются. Попытки задать их либо не воспринимаются всерьез в условиях полувоенной мобилизации информационного пространства, либо на них вообще моментально навешивается ярлык прокремлевской или еще какой-то пропаганды. Это, к слову, еще один огромный вызов и для демократических избирательных системы в Европе, и для выработки политики, которая в наибольшей степени соответствовала бы долгосрочным интересам европейских государств.

К слову, нечто подобное мы видели в предыдущие годы, когда в западных СМИ и публичном дискурсе безапелляционно и в стиле какой-то извращенной политкорректности доминировали совершенно оторванные от реальности ожидания от динамики на российско-украинских фронтах. Они тотально доминировали ровно до того момента, когда резко перестали. На фоне действий администрации Трампа ожидания и оценки стали меняться чуть ли не на 180 градусов. Точно так же может случиться и с темой перевооружения ЕС как единственным способом эффективно сдерживать Россию и вернуть Европе стратегическую автономию.

Фактор американского зонтика безопасности намного сложнее

Как дальше будет развиваться начатый процесс перевооружения ЕС и создания там общего оборонного и военно-промышленного пространства будет зависеть не от Еврокомиссии, а от государств-членов ЕС. От приоритетов и политической воли правительств этих стран. А это значит, что на первый план выйдут вопросы их единства в определении вызовов и интересов, а также согласовании и реализации совместных программ. Все это не такие простые вопросы, как может показаться на фоне бравурных заявлений европейских политиков и чиновников. Тем более, что они требуют общепринятого лидерства в масштабах всего Евросоюза. А перспективы такого лидерства пока даже не просматриваются.

Заменить американское лидерство в военно-политической сфере европейцам будет крайне сложно. Вопрос далеко не только в том, что фактор американского зонтика безопасности так долго позволял Европе эффективно обеспечивать собственную безопасность за счет США, не неся при этом высоких военных расходов. То есть вопрос не только в уровне оборонных расходов, объеме собственных вооружений и размере армий, на резкое увеличение которых направлены все недавние решения ЕС и о которых сейчас исключительно идет речь в повсеместных дискуссиях.

Еще большее значение фактор американского зонтика безопасности имел для внутриевропейской стабильности. Он эффективно сдерживал многочисленные внутренние противоречия между различными странами и регионами Европы, которые в прошлые исторические периоды с высокой периодичностью приводили к кровавым разборкам. Сейчас предпосылки для подобного рода разборок не кажутся большими, но противоречия все так же естественны для европейских государств. Даже без учета исторических разногласий – просто по факту множественных суверенитетов на континенте, которые опираются на собственное прочтение национального интереса. И далеко не факт, что без американского зонтика безопасности, предусматривавшего для Вашингтона в том числе право веского голоса по всем внутриевропейским вопросам, в ЕС и за его пределами получится так же эффективно сдерживать такие разногласия от перерастания в конфликты. А если так, то пока сложно вести серьезный разговор о перспективах Европы как объединенного игрока в области обороны лишь только по факту возросших оборонных расходов.

При этом еще раз подчеркнем: ЕС и Европа в целом действительно переживают период глубочайших изменений. Уже совсем скоро во многих отношениях они будут сильно отличаться от самих себя в версии начала 2020-х годов. Однако реальные последствия снижения роли США в европейских делах и принимаемых на этом фоне решений ЕС в военной и военно-промышленной областях могут оказаться совсем отличными от того, что сегодня провозглашают многие политики и бюрократы.

Следите за обновлениями и свежими новостями на Icma.az, где мы продолжаем следить за ситуацией и публиковать самую актуальную информацию.
seeПросмотров:144
embedИсточник:https://caliber.az
archiveЭта новость заархивирована с источника 01 Апреля 2025 15:33
0 Комментариев
Войдите, чтобы оставлять комментарии...
Будьте первыми, кто ответит на публикацию...
topСамые читаемые
Самые обсуждаемые события прямо сейчас

Украинцы ударили по российскому кораблю в Карелии

04 Октября 2025 13:39see481

Шедший в Каспийское море корабль РФ был атакован украинским спецназом

04 Октября 2025 15:05see473

Генштаб ВСУ заявил о поражении российского ракетного корабля в Карелии и радиолокационного комплекса под Курском

04 Октября 2025 17:30see429

Лана Раванди Фадаи: Ирано израильский конфликт возобновится в ближайшие месяцы ИНТЕРВЬЮ

04 Октября 2025 14:56see304

Великий герцог Люксембурга Анри отрекся от престола

03 Октября 2025 14:18see216

Дроны ВСУ атаковали НПЗ в России за 1400 км от границы ВИДЕО

03 Октября 2025 13:45see196

Горит третий раз за год: украинцы атаковали НПЗ в Ленобласти

04 Октября 2025 18:48see192

Пять лет назад Гянджа подверглась первой ракетной атаке вооруженных сил Армении

04 Октября 2025 00:03see188

В Берлине исчезли свыше 200 вьетнамских студентов

03 Октября 2025 22:02see179

Суд не пощадил осужденного за оскорбление Эрдогана журналиста

03 Октября 2025 15:36see176

Сборная России по футболу выиграла III Игры стран СНГ

04 Октября 2025 16:31see175

Вор ворвался в дом, но попал в руки профессионального бойца ФОТО

03 Октября 2025 18:35see172

В Ницце при стрельбе погибли два человека

04 Октября 2025 05:00see168

В Швеции подросток устроил перестрелку в центре города, есть пострадавшие

04 Октября 2025 13:44see161

США уничтожили очередной катер у побережья Венесуэлы ВИДЕО

04 Октября 2025 08:24see156

Кобахидзе: Грузинская мечта уверенно лидирует на выборах

04 Октября 2025 18:42see150

Монарх Люксембурга отрекся от престола

03 Октября 2025 23:01see142

АФФА объявила о массовом притоке новых игроков в футбольные лиги страны

03 Октября 2025 19:10see142

Медальный зачет III Игр СНГ: Беларусь и Азербайджан поменялись местами в первой тройке

04 Октября 2025 10:36see138

Урановый кризис: Нигер перечеркнул ядерные амбиции Франции Статья The New Arab

03 Октября 2025 14:35see138
newsПоследние новости
Самые свежие и актуальные события дня