Icma.az
close
up
AZ
Menu

Лидеры стран Центральной Азии у Трампа

Президент Ильхам Алиев продемонстрировал настоящий пример государственного лидерства Стив Уиткофф

Курамшин гордится своими игроками, Кондрусевич негодует уровнем некоторых игроков Лянкярана

История Гюльсюм, которая на протяжении десяти лет ухаживала за молодым россиянином, оставшимся без поддержки (ВИДЕО)

Украину атаковали 135 дронов с пяти направлений

СМИ: Лавров выпал из ближнего круга Путина после дипломатического провала

Губа принимает Серхедчи, Нахчыван против Орду

В Кремле прокомментировали саммит С5+1 в США Minval Politika

Дроны ударили по одной из крупнейших электростанций РФ фото; видео

Кыргызстан зарегистрировал обеспеченный золотом государственный стейблкоин USDKG

Армия Израиля назвала цель ударов по Ливану

Стив Уиткофф высоко оценил действия Ильхама Алиева

Этот маршрут получит новые автобусы Цена за проезд составит...

Карабах покорил сердца: впечатления турецкого комментатора

Проект TRIPP может способствовать дальнейшему развитию Среднего коридора Токаев

Принцип 50/30/20: философия денег, которая работает

МИД Пакистана о визите Шарифа в Баку: на повестке оборона, торговля и энергетика

Фаната Барселоны арестовали за поджог автобуса

В Британии после испытаний новых бронемашин Ajax госпитализированы военные

МИД Сирии опроверг сообщения о планах США использовать авиабазу под Дамаском

Главные дилеммы ЕС на Востоке Аналитика Прейгермана

Главные дилеммы ЕС на Востоке Аналитика Прейгермана

Как сообщает Icma.az со ссылкой на сайт Caliber.az.

Несмотря на всю медийную шумиху, главные долгосрочные вызовы и дилеммы ЕС находятся не за океаном, а на Востоке. И решить их не так просто, как считают авторы принимаемых сейчас Брюсселем программных документов. Европейский союз нуждается в комплексном стратегическом видении себя и мира вокруг, которое уйдет от нерелевантных исторических параллелей и будет основано на балансе интересов всех стран-членов объединения.

По понятным причинам в последние месяцы взоры европейских политиков направлены в основном за океан. Главная из этих причин – Дональд Трамп. Еще задолго до начала политической карьеры действующий американский президент был известен своим настороженным, если не сказать жестче, отношением к Европе в целом и особенно к Европейскому союзу как к интеграционному проекту. Совсем недавно он искренне напомнил, что думает об объединенной Европе. По убеждению главы Белого дома, «Европейский союз был создан, чтобы вредить Соединенным Штатам». А в годы своего первого президентского срока Трамп любил повторять, что в плане торговли «ЕС так же плох для США, как и Китай, но только меньше по размерам».

Разумеется, такие оценки первого лица американской власти не могут не волновать политиков и бюрократов в ЕС. Уже многие десятилетия и республиканские, и демократические администрации США высказывали серьезное недовольство европейцами, особенно из-за их комфортной жизни под американским зонтиком безопасности при минимальных финансовых затратах. Однако стилистика предъявления этих претензий и общий климат в трансатлантических отношениях оставались подчеркнуто дружелюбными. В таких условиях европейцы привыкли к тому, что американцы что-то там постоянно бормочут, но дальше слов никаких мер принуждения в адрес союзников не предпринимают.

Поэтому риторика и, что самое важное, действия администрации Трампа, конечно же, будоражат европейцев и приводят в состояние тотального стресса. Тем более, что распространяются они не только на вопросы обороны, где Вашингтон уже совсем не для галочки требует от союзников перенаправить часть расходов с социалки на военные нужды и снижает собственные обязательства по их защите. Не менее остро США ставят вопросы в сфере торговли: чего стоят одни только тарифные прокламации! Все эти события стимулируют у многих в Европе почти апокалиптические чувства. Отсюда и такое повышенное внимание к трансатлантическому направлению.

Не Трансатлантика, а Восток

Однако при всем шоке, который в ЕС вызывает политика Дональда Трампа, главные стратегические дилеммы для объединенной Европы все же находятся не через Атлантику, а на Востоке. Притом Восток здесь нужно понимать в самом широком смысле: от отношений с Китаем, до политики соседства в Восточной Европе и на Южном Кавказе, а также отношений с Россией. Почему именно там? Потому что в американо-европейских делах, при всей кажущейся революционности происходящих прямо сейчас изменений, долгосрочная траектория более-менее понятна и даже предначертана в самых общих чертах. Не будь Трампа, объективные потребности и интересы США все равно выводили бы трансатлантические отношения на эту траекторию, пусть медленнее и с иной публичной подачей. И если после следующих президентских выборов американские избиратели вернут в Белый дом демократов, то можно с уверенностью прогнозировать, что никаких кардинальных сущностных разворотов в их европейской политике не будет.

Так что в стратегическом плане у ЕС не так много переменных на трансатлантическом направлении, с которыми реально можно что-то поделать, и которые глубинно зависят от самого ЕС и тех решений, которые именно европейцы будут принимать. По крайней мере, в осязаемой перспективе. Дальше картина может усложниться, и переменных может стать больше. Но и для этого ЕС важно уже сейчас заняться восточным направлением. Там политические переменные для Европейского союза иного качества. То, как к ним подойдет объединенная Европа, и определит в значительной степени, усложнится ли глобальная картина и какой вес в этой картине будет у ЕС. Да и то, в каком виде Евросоюз продолжит функционировать (и продолжит ли?) тоже не в последнюю очередь будет зависеть от решения им именно восточных дилемм.

Представленные ниже рассуждения так или иначе касаются всех названных компонентов восточной политики Евросоюза: отношения с Китаем, Россией и странами-соседями в Восточной Европе и на Южном Кавказе. В этой статье сконцентрируемся на российском векторе ЕС, а к другим составляющим восточной политики Евросоюза обратимся в будущих публикациях.

Дезориентирующая параллель с Холодной войной

Если почитать принимаемые сейчас на уровне всего ЕС и многих его государств-членов программные документы, то по российскому направлению все, казалось бы, однозначно и понятно. Например, представленный недавно рабочий документ по европейской оборонной готовности к 2030 году (Joint White Paper for European Defence Readiness 2030) называет Россию уже не просто вызовом или оппонентом, а «стратегической угрозой на поле боя». Исходя из такого восприятия России в качестве угрозы во всех сферах, в том числе военной, предпринимаются попытки переориентировать европейскую интеграцию с «проекта мира» на «проект обороны и безопасности». Это сопряжено с необходимостью многих фундаментальных и болезненных изменений.

В самом ЕС многие исходят из того, что вызовы и дилеммы, с которыми союз сейчас столкнулся на российском направлении, аналогичны существовавшим в годы Холодной войны. Согласно таким представлениям, Москва бросает экзистенциальный вызов европейским ценностям и образу жизни и готова использовать для достижения своих целей весь спектр средств, включая военные. Поэтому Евросоюз должен быть готов отразить угрозы с востока на всех уровнях, ответить силой на любое проявление силы.

Отсюда ставка на милитаризацию, которая по задумке европейских политиков и функционеров должна обеспечить сдерживание России военными средствами. То есть Москва, согласно этой задумке, должна понимать, что у Европы даже без НАТО всегда будут ресурсы и возможности нанести сокрушительный ответ на любые агрессивные действия в ее адрес. Это универсальная логика сдерживания, которой государства и военные блоки в истории следовали всегда и везде. Она нашла отражение в старой доброй формуле «хочешь мира – готовься к войне». Сама Россия, к слову, действует в этой же логике, когда, например, обновляет свою ядерную доктрину и наращивает военное производство.

Однако проблема для ЕС в том, что при всей кажущейся однозначности ситуации на российском направлении и безальтернативности ставки на собственную милитаризацию как способе сдерживания Москвы стратегически все выглядит куда сложнее. По целому ряду геополитических и внутренних причин.

Во-первых, какими бы привлекательными ни были интеллектуальные и эмоциональные параллели с периодом Холодной войны, они не в полной мере отражают имеющиеся сегодня реалии как в самой Европе, так и глобально. Элиты и население восточноевропейских стран-членов ЕС могут, как и во второй половине XX века, воспринимать Москву в качестве экзистенциальной угрозы. Они также могут настаивать на том, что являются главными и единственными «экспертами по России», и потому весь остальной ЕС должен им довериться и следовать их восточной логике. На каком-то непродолжительном отрезке времени, как сейчас и происходит, эти аргументы могут находить медийный отклик в других европейских странах. Но бесконечно так длиться не будет, потому что больше нет ни идеологических, ни геополитических причин для бескомпромиссного системного противостояния между США и Россией. Глобальная картина сейчас структурируется через другое магистральное противостояние – американо-китайское.

Это совершенно не значит, что Москва и Вашингтон теперь обречены на дружбу и сотрудничество. Но это значит, что американский фактор в контексте европейских попыток сдерживать Россию будет играть иначе. Американский зонтик безопасности в Европе при любых дальнейших раскладах уже не будет в той же степени, как в годы Холодной войны, защищать и объединять европейские страны перед лицом российской угрозы. Многие европейские политики сегодня считают, что ЕС должен адаптироваться к этим новым реалиям за счет развития собственной военно-промышленной автономии. Однако в случае успеха (а он совсем не гарантирован) это может решить лишь одну проблему.

Вторая же проблема пока выглядит нерешаемой: в отсутствие объединительного фактора американского зонтика безопасности еще больше обострятся внутриевропейские противоречия в восприятии стратегических угроз и возможностей. Пока продолжается российско-украинская война, эти противоречия не особо заметны, противодействие России остается объединительной линией. По крайней мере, в публичное пространство объективно имеющиеся различия взглядов и интересов стараются не выпускать. Тем более, что есть Венгрия с ее принципиальной позицией, которая пока позволяет некоторым другим странам, придерживающимся аналогичных позиций, оставаться в рамках единых подходов ЕС. Но как только в российско-украинской войне наметится устойчивая тенденция на деэскалацию, все эти внутриевропейские противоречия неизбежно начнут играть букетом ярких красок.

Милитаризация – это еще не политика

Во-вторых, ЕС просто не сможет претендовать на какую-то геополитическую релевантность и стратегическую автономию, если не найдет способ совместить видение России в качестве экзистенциальной угрозы и одновременно партнера для решения хотя бы базовых вопросов соседства и взаимодействия. Без хотя бы какого-то уровня сотрудничества и потому деконфликтинга с Россией не может быть ни более-менее предсказуемой ситуации в области безопасности, ни условий для устойчивого экономического развития ЕС. Иными словами, без всего этого ЕС по определению не сможет быть сильным актором в мировых делах, не сможет самостоятельно решать вопросы, которые принципиально важны для стабильности европейского континента. Особенно в условиях повышенной турбулентности в международных отношениях и обостряющихся для единой Европы дилемм из-за нарастающего стратегического противостояния США и Китая.

Наконец, в-третьих, милитаризация и сдерживание России – это еще не политика в полном смысле этого термина. Они могут быть составными частями политики, даже ее базовыми ориентирами, но они не равнозначны политике, недостаточны. Особенно с учетом названных выше проблем: главным образом, неизбежного выхода на поверхность серьезных внутриевропейских разногласий в определении угроз и возможностей в условиях изменяющегося фактора американского зонтика безопасности.

Европейский союз нуждается в намного более комплексном стратегическом видении себя и мира вокруг, которое будет основано на балансе интересов и восприятия вызовов и возможностей всеми странами-членами. Сдерживание России и других угроз, разделяемых странами-членами, должно быть органично вписано в такое видение и сбалансировано. В противном случае оно останется лишь политическим лозунгом, который в одних европейских столицах будут все больше воспринимать как проявление паранойи в других.

Продолжайте следить за ситуацией на Icma.az, где мы всегда предоставляем свежие новости.
seeПросмотров:100
embedИсточник:https://caliber.az
archiveЭта новость заархивирована с источника 01 Мая 2025 13:08
0 Комментариев
Войдите, чтобы оставлять комментарии...
Будьте первыми, кто ответит на публикацию...
topСамые читаемые
Самые обсуждаемые события прямо сейчас

Лидеры стран Центральной Азии у Трампа

06 Ноября 2025 17:43see323

Президент Ильхам Алиев продемонстрировал настоящий пример государственного лидерства Стив Уиткофф

06 Ноября 2025 23:20see302

Курамшин гордится своими игроками, Кондрусевич негодует уровнем некоторых игроков Лянкярана

06 Ноября 2025 20:15see285

История Гюльсюм, которая на протяжении десяти лет ухаживала за молодым россиянином, оставшимся без поддержки (ВИДЕО)

06 Ноября 2025 15:09see277

Украину атаковали 135 дронов с пяти направлений

06 Ноября 2025 12:40see211

СМИ: Лавров выпал из ближнего круга Путина после дипломатического провала

06 Ноября 2025 17:45see203

Губа принимает Серхедчи, Нахчыван против Орду

07 Ноября 2025 00:13see187

В Кремле прокомментировали саммит С5+1 в США Minval Politika

07 Ноября 2025 10:34see186

Дроны ударили по одной из крупнейших электростанций РФ фото; видео

06 Ноября 2025 11:04see176

Кыргызстан зарегистрировал обеспеченный золотом государственный стейблкоин USDKG

06 Ноября 2025 20:41see172

Армия Израиля назвала цель ударов по Ливану

07 Ноября 2025 02:59see167

Стив Уиткофф высоко оценил действия Ильхама Алиева

07 Ноября 2025 01:00see161

Этот маршрут получит новые автобусы Цена за проезд составит...

07 Ноября 2025 09:38see151

Карабах покорил сердца: впечатления турецкого комментатора

06 Ноября 2025 20:03see150

Проект TRIPP может способствовать дальнейшему развитию Среднего коридора Токаев

07 Ноября 2025 05:54see149

Принцип 50/30/20: философия денег, которая работает

06 Ноября 2025 19:22see141

МИД Пакистана о визите Шарифа в Баку: на повестке оборона, торговля и энергетика

07 Ноября 2025 11:12see136

Фаната Барселоны арестовали за поджог автобуса

07 Ноября 2025 02:01see134

В Британии после испытаний новых бронемашин Ajax госпитализированы военные

07 Ноября 2025 22:59see133

МИД Сирии опроверг сообщения о планах США использовать авиабазу под Дамаском

07 Ноября 2025 02:26see131
newsПоследние новости
Самые свежие и актуальные события дня