Icma.az
close
up
AZ
Menu

Алиев заявил, что Баку работает над преодолением разрыва между Глобальным Севером и Югом

Владанка Андреева: Важно поднять изолированные голоса на Глобальном Юге

Иранские компании приглашены к участию в инфраструктурных проектах в Азербайджане

Чемпионы Азербайджана обыгрывают чемпионов мира ФОТО

США ударили по одному из йеменских городов

Азербайджанский эксперт высмеял работу Пентагона

OneRepublic покорила Баку: грандиозный концерт, эмоции и живое общение со зрителями

Бродячие собаки, волки или волкособы: что за звери бродят в бакинском поселке?

Участники штурма Суджи по газовой трубе попали в больницу. У них поражены легкие

На большей части территории Испании и Португалии отключилось электричество

Летний лагерь азербайджанской диаспоры впервые пройдет в Ханкенди

Известному турецкому журналисту грозит 20 лет тюрьмы

Завершился официальный визит Президента Ирана в Азербайджан ФОТО

Китай выразил поддержку Пакистану на фоне обострения с Индией

Минздрав АР о планируемых изменениях в сертификационных экзаменах

Китайские компании нашли способ поставлять товары в США

Страсбургская клоунада имени Ягублу: как борцы за свободу заблудились в селфи

Румыния получит ПВО Patriot за счет грантов от НАТО

На освобожденных территориях Азербайджана за прошлую неделю обезврежено более 70 мин

В Иране произошел еще один крупный взрыв

Джидда. Кремль. Трамп. Большая картина Аналитика Прейгермана

Джидда. Кремль. Трамп. Большая картина Аналитика Прейгермана

Как стало известно Icma.az, со ссылкой на сайт Caliber.az.

Анализируя американские дипломатические усилия вокруг российско-украинской войны, важно не забывать о большой геополитической картине, частью которой эти усилия и являются.

Очередная неделя принесла новую массу громких заголовков вокруг продолжающихся усилий администрации Дональда Трампа остановить боевые действия между Россией и Украиной. Вначале высокопоставленные делегации из Вашингтона и Киева провели встречу в Саудовской Аравии, первую после скандального общения глав государств в Овальном кабинете Белого дома. Затем спецпредставитель президента США отправился в Москву, где в Кремле обсудил предварительно достигнутые с украинцами договоренности. Все это сопровождалось множеством официальных заявлений и бесконечным количеством комментариев от неназванных источников из различных столиц. Большинство комментариев и «инсайдов» фокусируются на текущих событиях, задаются вопросом о том, кто и кого поставил в более некомфортное переговорное положение, какие шаги вовлеченные стороны могут предпринять дальше. При этом, как это зачастую и случается, из фокуса внимания уходит большая геополитическая картина, в рамках которой развивается этот процесс. Про нее как будто забывают. Наверное, за неимением времени думать и рассуждать о «космических просторах», когда здесь и сейчас перед нашими глазами льется такой поток информации (и дезинформации).

Каждый о своем и все об одном

Тем более, что текущий поток информации так захватывающе может менять направления и скорость течения. Еще не прошло и двух недель после скандальной перепалки в Белом доме, а американская администрация уже успела вначале приостановить предоставление военной помощи и разведывательных данных Украине и теперь вновь восстановить их. Об этом было объявлено по итогам переговоров между делегациями двух стран в саудовской Джидде.

По словам представителей США, которые впоследствии подтвердили и украинские официальные лица, Киев согласился на требование Вашингтона объявить 30-дневное перемирие, если на аналогичные условия пойдет Россия. При этом, комментируя взятое на себя обязательство, руководство Украины практически сразу стало выражать уверенность, что Москва не согласится на подобный шаг, и потому призвало США усиливать санкции и давление на Россию. Сами переговоры с американцами в Саудовской Аравии многие украинские комментаторы поэтому интерпретировали как своего рода политтехнологичный успех, который позволил переключить основной вектор американского давления с Киева на Москву. По их мнению, Украина больше не воспринимается администрацией Трампа как главное препятствие мирным договоренностям, как это было еще две недели назад.

Возможно, в моменте оно так и выглядело. Подобные формулировки звучали и из самих США, в том числе от Трампа и госсекретаря Марко Рубио, который заявил, что мяч теперь на российской стороне. Москва же, со своей стороны, очевидно, также попыталась дать политтехнологичный ответ на предложение Вашингтона установить 30-дневное перемирие в качестве первого шага на пути к устойчивому мирному соглашению. Владимир Путин акцентировал, что поддерживает эту идею американского коллеги, но «есть нюансы». Они заключаются в неприемлемости для Москвы любого перемирия, если оно может быть использовано для дальнейшего улучшения позиций Вооруженных сил Украины на поле боя. То есть российский президент сказал все то, что от него и ожидали и что, по оценкам Киева, равнозначно отказу от одномоментной приостановки боевых действий. Однако сделал это в такой стилистике, которая как бы принимает американскую игру.

При этом фокус на сделанных обеими сторонами политтехнологичных шагах и повсеместный разбор переговорной хронологии в мировых СМИ и дипломатических кругах, как представляется, способствует чрезмерному сужению аналитических рамок происходящего. Они концентрируются сугубо на текущих действиях и взаимных колкостях, вынося за скобки множество контекстных факторов, которые на самом деле будут иметь определяющее влияние на финальный исход этих событий.

О большой картине почему-то забывают

Например, в рамках такого узкого взгляда на происходящее теряется понимание реальных возможностей и потребностей в этом процессе самих США. Вашингтон начинает восприниматься просто как сильный, активный и во многом беспристрастный медиатор, который в поиске долгосрочных решений готов прилагать всю собственную геостратегическую мощь, чтобы добиться от сторон конфликта необходимых для мира уступок. Очевидно, что сама администрация Трампа именно к такому позиционированию и стремится. Не случайно встреча с украинской делегацией прошла не в Вашингтоне, а на территории третьей страны.

Однако такое позиционирование не в полной мере отражает роль и устремления США. Речь не о том, что звучит от многих российских комментаторов, обвиняющих американские власти в попытке обмануть и заболтать российских коллег, чтобы в итоге продолжать подрывать стратегические интересы Москвы. А о том, что подобная зауженная картина происходящего просто не позволяет понять реальные причинно-следственные связи и, соответственно, к чему они могут привести.

Во-первых, важно точнее оценивать вес и возможности Вашингтона в процессе поиска решений для остановки войны. Как мы не раз уже писали, США остаются державой номер один в мире, но сам мир сильно изменился. Он больше не однополярный. Соответственно, быть номером один во все более полицентричном мире не равнозначно первой строчке в рейтинге держав 20-30 лет назад, когда слово Вашингтона по наиболее значимым международным вопросам звучало как окончательное и не подлежавшее обсуждению. Это очень важно в контексте российско-украинских переговоров.

При администрации Байдена слов и действий США было недостаточно, чтобы направить развитие событий на российско-украинских фронтах в нужном американцам направлении. А сегодня при Трампе их недостаточно, чтобы быстро навязать сторонам конфликта параметры его окончания. Хотя и здесь следует сделать оговорку: недостаточность не означает отсутствие серьезных рычагов влияния. Это также важно для начавшихся дипломатических усилий.

Во-вторых, необходимо помнить обо всей палитре интересов США в этом процессе. А она совсем не ограничивается лишь только рамками российско-украинского конфликта, о чем почему-то забывают или не хотят думать многие как на Западе, так и в Украине с Россией.

Здесь можно провести параллель с тем, как в первые два года войны в западных столицах забывали о большой геополитической картине, когда пытались убедить страны так называемого «глобального Юга» в необходимости занять их сторону в конфликте с Россией. По какой-то причине многие политики на Западе и в Украине искренне верили, что риторикой об «основанном на правилах мире» и нарративом о бескомпромиссном сражении демократий против автократий смогут уговорить эти страны забыть о всех их интересах и просто следовать в русле западной политики.

Особенно забавно такие рассуждения и дипломатическая активность выглядели в отношении Китая. Вспоминается, как европейские лидеры и высокопоставленные американцы один за одним отправлялись в Пекин, чтобы отговорить Си Цзиньпина от сотрудничества с Москвой или даже добиться от него давления на Кремль с целью остановить боевые действия. Как будто кроме российско-украинского конфликта в мире больше ничего не происходило. Как будто никаких других интересов и озабоченностей у Китая нигде не было. Как будто одновременно с этим американцы и многие европейцы не усиливали подготовку к системному противостоянию с самим Китаем, на которое начинали ориентировать даже НАТО.

Нечто подобное сейчас можно наблюдать и в ожиданиях многих европейцев и американцев от попыток администрации Дональда Трампа остановить вооруженный конфликт межу Москвой и Киевом. Их также в основном воспринимают и анализируют, будто бы никаких других факторов, влияющих на интересы Вашингтона нет.

Отношения между крупными государствами самоценны

Но такие факторы есть, и они очевидны. Главный из них можно описать формулой «отношения между крупными державами самоценны», особенно в периоды мировой турбулентности. Это может не нравиться, не соответствовать духу XXI века, но это константа международных отношений, которая не подвластна времени.

Другими словами, в контексте российско-украинской войны для США важно не только то, как именно закончится сама война, в каком положении и в каких территориальных границах она оставит Украину. Хотя и это, безусловно, важно. Но не менее важно и то, какое будущее после этой войны может быть у отношений Вашингтона с самой Россией. Это тем более значимо для США, чем дальше развивается их системная конкуренция с Китаем.

Именно по этой причине, вероятно, Вашингтон сейчас не заинтересован в плотной дипломатической координации с европейцами, никак не привлекает их к переговорам с россиянами и даже не считает необходимым полноценно информировать о их содержании. Такое отношение к союзникам в Европе команда Трампа объясняет тем, что европейцам нечего предложить, ни в плане военного потенциала, ни в плане новых идей. Однако еще важнее другое объяснение: для Вашингтона отношения с Москвой имеют самоценность как отношения с крупнейшим актором современного мира, политика которого будет иметь важное (пусть и не определяющее) влияние на будущее противостояния США и Китая. Если бы эта большая геополитическая картина в анализе администрации Трампа отсутствовала, если бы на российско-украинскую войну там смотрели только в рамках самого вооруженного конфликта, то и с европейскими союзниками Вашингтон сейчас работал бы иначе. Ему было бы необходимо координировать с ними действия и переговорные позиции, чтобы более эффективно давить на Москву.

И точно так же двусторонние отношения с США имеют особое значение для России. Возможно, даже большее, чем для Вашингтона. И именно поэтому, исходя из большой картины, действительно есть шанс, что усилия Трампа по остановке боевых действий будут более успешными, чем если бы такой большой картины не было. Правда, только в том случае, если будущие договоренности можно будет сделать устойчивыми к политической непредсказуемости в самих США.

Не пропустите дальнейшие события, следите за актуальными новостями на Icma.az.
seeПросмотров:36
embedИсточник:https://caliber.az
archiveЭта новость заархивирована с источника 15 Марта 2025 18:02
0 Комментариев
Войдите, чтобы оставлять комментарии...
Будьте первыми, кто ответит на публикацию...
topСамые читаемые
Самые обсуждаемые события прямо сейчас

Алиев заявил, что Баку работает над преодолением разрыва между Глобальным Севером и Югом

28 Апреля 2025 12:36see316

Владанка Андреева: Важно поднять изолированные голоса на Глобальном Юге

28 Апреля 2025 12:46see291

Иранские компании приглашены к участию в инфраструктурных проектах в Азербайджане

28 Апреля 2025 19:41see280

Чемпионы Азербайджана обыгрывают чемпионов мира ФОТО

28 Апреля 2025 23:56see268

США ударили по одному из йеменских городов

28 Апреля 2025 09:31see240

Азербайджанский эксперт высмеял работу Пентагона

29 Апреля 2025 00:07see198

OneRepublic покорила Баку: грандиозный концерт, эмоции и живое общение со зрителями

28 Апреля 2025 23:51see194

Бродячие собаки, волки или волкособы: что за звери бродят в бакинском поселке?

28 Апреля 2025 22:02see193

Участники штурма Суджи по газовой трубе попали в больницу. У них поражены легкие

28 Апреля 2025 20:51see192

На большей части территории Испании и Португалии отключилось электричество

28 Апреля 2025 21:06see187

Летний лагерь азербайджанской диаспоры впервые пройдет в Ханкенди

29 Апреля 2025 10:34see181

Известному турецкому журналисту грозит 20 лет тюрьмы

28 Апреля 2025 23:25see180

Завершился официальный визит Президента Ирана в Азербайджан ФОТО

28 Апреля 2025 23:11see178

Китай выразил поддержку Пакистану на фоне обострения с Индией

28 Апреля 2025 17:46see177

Минздрав АР о планируемых изменениях в сертификационных экзаменах

29 Апреля 2025 13:02see174

Китайские компании нашли способ поставлять товары в США

29 Апреля 2025 00:04see166

Страсбургская клоунада имени Ягублу: как борцы за свободу заблудились в селфи

28 Апреля 2025 23:26see161

Румыния получит ПВО Patriot за счет грантов от НАТО

29 Апреля 2025 12:52see157

На освобожденных территориях Азербайджана за прошлую неделю обезврежено более 70 мин

28 Апреля 2025 12:39see155

В Иране произошел еще один крупный взрыв

29 Апреля 2025 22:28see149
newsПоследние новости
Самые свежие и актуальные события дня