Евросоюз пришел в Узбекистан наш обзор
Согласно сайту Haqqin, передает Icma.az.
В Самарканде (Узбекистан) впервые в истории стартовал саммит Европейского Союза со странами Центральной Азии. Это событие, направленное на активизацию торговых и дипломатических связей ЕС и государств регион, станет площадкой для обсуждения развития Транскаспийского международного торгового коридора, проходящего через территорию Азербайджана.
Первый саммит ЕС – Центральная Азия, проходящий под председательством президента Узбекистана Шавката Мирзиеева, продлится с 3 по 4 апреля. В его рамках лидеры Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана обсудят актуальные вопросы сотрудничества.
Интерес Брюсселя к Центральной Азии значительно возрос после начала российской агрессии против Украины в феврале 2022 года
Параллельно, 4–5 апреля, в конгресс-центре Silk Road Samarkand состоится первый Самаркандский климатический форум, на котором соберутся лидеры стран региона, представители ЕС, ООН, международных финансовых институтов и ведущих экологических организаций.
Ожидается, что в ходе саммита Европейский Союз подтвердит приверженность расширению сотрудничества в стратегически важных направлениях – от транспортной и цифровой связи до добычи и поставок критически важного сырья, а также углубления экономического и безопасности партнерства и реализации энергетического перехода.
Европейские СМИ отмечают, что в центре повестки дня будут вопросы диверсификации торговых маршрутов в обход России и Китая, а также укрепление дипломатических связей.
В то же время, вопросы прав человека и санкционной политики по отношению к России, скорее всего, останутся на периферии обсуждений.
В центре повестки дня будут вопросы диверсификации торговых маршрутов в обход России и Китая, а также укрепление дипломатических связей
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и президент Европейского Совета Антониу Кошта прибыли в Самарканд в четверг с целью углубления партнерства с этим богатым ресурсами регионом, особенно в сферах энергетики и критически важного сырья.
В то же время лидеры стран Центральной Азии надеются привлечь инвестиции в развитие промышленности и инфраструктуры своих государств.
Насыщенная повестка дня саммита охватывает вопросы поддержки многостороннего сотрудничества, рассмотрения региональных вызовов в сфере безопасности, развития чистой энергетики, стимулирования туризма, программ межгосударственного взаимодействия, а также анализа ситуации вокруг Украины.
«Президент Кошта с самого начала своего мандата ясно дал понять, что ЕС должен укреплять связи со своими глобальными партнерами в этом многополярном мире, - заявил высокопоставленный чиновник ЕС на условиях анонимности перед началом саммита. - Центральная Азия является важным элементом этой стратегии».
Следует отметить, что интерес Брюсселя к Центральной Азии значительно возрос после начала российской агрессии против Украины в феврале 2022 года. С тех пор представители ЕС активизировали как двусторонние, так и многосторонние дипломатические контакты с государствами региона. Рост интереса связан с тем, что Центральная Азия — это важный торговый маршрут между Китаем и Европой, позволяющий обходить Россию.
Помимо этого, Европе данный регион необходим для обеспечения ее энергетической и технологической безопасности посредством доступа к его природным ресурсам.
Растущий интерес Европейского Союза свидетельствует об усилении геополитической конкуренции в свете войны в Украине. При этом в Москве в активности Брюсселя видят стремление вытеснить Россию из региона
Как известно, Центральная Азия традиционно считалась сферой влияния России. Но в последние годы экономическое присутствие в регионе Китая значительно усилилось, а по объему прямых инвестиций во многих направлениях КНР уже обошла РФ. Растущий интерес Европейского Союза свидетельствует об усилении геополитической конкуренции. При этом в Москве в активности Брюсселя видят стремление вытеснить Россию из региона. В связи с чем официальные лица РФ неоднократно заявляли, что Евросоюз оказывает давление на страны Центральной Азии, вынуждая их выбирать между разными центрами силы, а также заставляя их примкнуть к антироссийским санкциям.
Тем не менее, государства Центральной Азии стремятся избежать альтернативных формулировок, а потому выстраивают диверсифицированную систему отношений с Москвой и Брюсселем. В нынешних условиях ЕС воспринимается, как источник инвестиций и технологий, а поддержание с ним хороших отношений позволяет странам региона ослаблять давление со стороны России.
При этом ЕС не в состоянии предоставить Центральной Азии надёжные гарантии безопасности. Как отмечают аналитики, за последние три года амбиции Брюсселя в этом направлении заметно поубавились. Иными словами, Европейский Союз не намерен подрывать доминирующие позиции Китая и России в регионе.
«Для ЕС дело не в том, чтобы бросить серьезный вызов Китаю и России, - заявил в интервью изданию Euronews доктор Штефан Майстер из Германского совета по международным отношениям. - Скорее, в Брюсселе хотят предложить альтернативные решения в ряде отраслей, особенно в сфере сырья и инфраструктурных связей».
С начала войны в Украине ЕС значительно сократил зависимость от российских энергоносителей, однако импорт сжиженного природного газа из России в европейские порты и поставки трубопроводной нефти в страны Центральной Европы остаются проблемными вопросами, поскольку эти платежи продолжают финансировать российскую военную машину.
Этот фактор подчёркивает и другую уязвимость ЕС - в процессе перехода к «зеленой» энергетике объединенная Европа остаётся сильно зависимой от Китая, контролирующего добычу и переработку значительной части редкоземельных металлов, необходимых для возобновляемых источников энергии.
В свою очередь, Центральная Азия активно развивает возобновляемую энергетику и обладает значительными запасами стратегически важных ресурсов. ЕС уже подписал два меморандума в данной сфере о взаимопонимании с Казахстаном и Узбекистаном и надеется заключить более широкую декларацию о намерениях по сотрудничеству в области критически важного сырья.
Такое партнёрство выгодно для всех сторон - ЕС получит доступ к необходимым редкоземельным металлам, что усилит его стратегическую автономию, а страны региона - привлекут инвестиции, необходимые для развития местной промышленности.
«Европейский Союз не просто поддерживает добычу и экспорт сырья, он также стремится развивать промышленное производство на месте, способствуя внедрению чистых технологий, - отметил на условиях анонимности высокопоставленный чиновник ЕС. - Мы намерены инвестировать вместе со странами Центральной Азии в создание полной цепочки создания стоимости продукта».
В свою очередь, страны Центральной Азии заинтересованы в расширении промышленного сотрудничества для развития собственных производственных мощностей и технологий, что позволит им диверсифицировать экспорт и расширить клиентскую базу.
«Они развивают отрасли с прицелом на выход на европейские рынки с продукцией химической, текстильной, а возможно, и строительной, не связанной с энергетикой, –сказала в интервью Euronews доктор Анна Матвеева - приглашённый старший научный сотрудник Королевского колледжа Лондона. - Однако для реализации этих планов необходимо решить вопросы логистики поставок в ЕС. Таджикистан – один из крупнейших производителей алюминия в мире, но экспортировать его в Евросоюз практически невозможно из-за транспортных проблем, что заставляет таджиков продавать продукцию в Китай и Россию».
Евросоюз ищет в Центральной Азии и редкоземельные металлы
Ключевым элементом стратегии остаётся Транскаспийский транспортный коридор, который станет одной из главных тем обсуждения на саммите. В прошлом году ЕС в рамках своей глобальной инициативы Global Gateway объявил о выделении 10 миллиардов евро на развитие Срединного коридора. Однако некоторые эксперты считают, что с учётом протяжённости маршрута и сложного горного рельефа указанная сумма недостаточна.
«Инициатива Global Gateway слишком медленно приносит реальные результаты, что вызывает разочарование у ряда партнёров, в том числе и стран Центральной Азии», – заявила Euronews Мари Дюмулен, директор программы «Большая Европа» Европейского совета по международным отношениям (ECFR). По словам Дюмулен, после российского вторжения в Украину России и введения масштабных антироссийских санкций, ожидания в отношении данной программы значительно возросли, однако её реализация по-прежнему буксует.
По оценкам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), для завершения инфраструктурных проектов, необходимых для полноценного функционирования маршрута, в странах Центральной Азии потребуется 18,5 миллиарда евро инвестиций.
Один из возможных итогов саммита станет объявление о проведении в этом году нового форума инвесторов, посвящённого Транскаспийскому транспортному коридору.
Высокопоставленный представитель ЕС подтвердил, что дополнительное финансирование является ключевым фактором для достижения в этом направлении ощутимых результатов.


