Французская математика выживания Аналитика Лиманского
Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az, отмечает.
Опубликованные недавно данные говорят, что социально-экономическая ситуация для рядовых французов продолжает ухудшаться. Как снежный ком растут не только проблемы бедных, но и угроза оказаться на социальном дне для тех, кто сегодня ещё относится к «среднему классу»…
Прогрессирующее обнищание или нищета прогресса?
Как сообщают Национальный институт статистики и экономических исследований (INSEE) и организация «Младшие братья бедных» (Les Petits Frères des Pauvres), живущие за чертой бедности составляют уже почти 10 миллионов человек, или 15,4% населения Франции.

Эти данные за 2023 год были преданы огласке в июле этого года. И это рекордный показатель с 1996 года — с момента, когда был начат такой подсчёт.
Если же брать динамику в целом, то как раз с 1996 по 2004 год наметилось определённое сокращение бедности. Но затем, примерно с 2008 года, во Франции началось резкое увеличение числа бедняков.
Напомним, что в 2008 году мировая капиталистическая экономика вступила в период рецессии. Пиковый же скачок обнищания начался около 2020 года.
Сегодня официальный уровень бедности во Франции составляет 1288 евро в месяц на одного человека и 2704 евро для пары с двумя детьми. Но обилие цифр никого не должно вводить в заблуждение. Проезд в метро стоит 2,5 евро, аренда квартиры в Париже — 3000 евро, в пригороде — 2000 евро.
Цена квадратного метра жилья в столице Франции — 12 000 евро, частного детского сада — 730 евро в месяц.
При этом половина живущих за чертой бедности во Франции существует менее чем на 1041 евро в месяц.
Только за последний год наблюдений, результаты которых опубликованы, 650 тысяч французов оказались за чертой бедности. И это стало самым большим ростом за последние 40 лет.
Только за 2023 год уровень бедности рекордно вырос с 14,4 % до 15,4 %.
Колоссально увеличилась и разница между 20 % самых богатых и 20 % самых бедных французов, вернувшись к отметке начала 1970-х годов. А такой показатель неравенства, как коэффициент Джини, вырос с 0,292 до 0,297 и приближается к своему пику 2011 года.
На обочине жизни
Кто же чаще всего оказывается на социальной обочине? Данные доклада «Младших братьев бедных» таковы: за чертой живут 36,1 % безработных, 34,3 % неполных семей, 21,9 % детей также живут в бедности. Прогрессирует бедность и среди самозанятых.

Всё более уязвимой становится и такая категория, как пенсионеры. Ныне за чертой бедности оказалось 10,6 % людей в возрасте 65–74 лет. Причём пятью годами ранее их было 7,5 %.
Также 31 % пожилых людей испытывают трудности с оплатой счетов. Четверо из десяти отказываются от походов в рестораны, даже от приглашения близких. При этом следует понимать, что ресторан во французской традиции — это не что-то экстраординарное, а нечто вроде посещения общепита.
В докладе «Младших братьев бедных» говорится: «Если жизнь в одиночестве подвергает человека бедности, это усиливает изоляцию». Более половины опрошенных не получают никаких пособий и говорят о нехватке информации о своих правах.
В группе риска находятся и живущие в одиночестве. 18,8 % одиноких пожилых людей бедны, по сравнению с 6,4 % имеющих пару. Также немало пожилых женщин, которые часто прерывали карьеру, работали неполный рабочий день или переезжали вслед за супругом и в итоге оказались в плачевном положении — особенно если к этому добавилось одиночество после развода или вдовства.
Но ныне малоимущими становятся не только пенсионеры, безработные и тому подобные группы населения. Структура бедности меняется. Растёт такое явление, как «бедные работающие».
Всё больше едва сводящих концы с концами появляется и среди мелких французских предпринимателей. Сокращаются доходы тех, кто ещё относит себя к пресловутому «среднему классу». Причём происходит это давно и с растущей скоростью. За последние месяцы средняя зарплата в Париже значительно просела, подтачивая и без того шаткое положение среднего класса.
Но мы не склонны заниматься голым очернительством кого бы то ни было. Франция, наряду с Финляндией и Австрией, занимает одно из первых мест в ЕС по доле ВВП, затрачиваемого на соцрасходы. Но, как видно, на фоне нынешних проблем в экономике всё это уже не помогает.

Рост цен и инфляция, сокращение рабочих мест и реальной зарплаты сжирают всё. К тому же при Макроне происходит неолиберальное урезание социальных выплат и гарантий. А дефицит государственного бюджета составил уже 150 миллиардов евро. И сокращение социальной помощи особенно серьёзно ударило по уровню жизни самозанятых, безработных и неполных семей.
На фоне неопределённости в ближайшем будущем, угроз потери работы или перехода на неполный рабочий день или режим аутсорсинга серьёзно ухудшается и психическое состояние французов.
В докладе «Младших братьев бедных» отмечается продолжающееся нарастание рисков — нестабильной занятости, трудностей с доступом к жилью для молодого поколения и для пенсионеров.
Поэтому ассоциация предлагает проводить профилактические встречи с населением для раннего выявления тех, чьи будущие пенсии окажутся ниже уровня бедности. Активисты Les Petits Frères des Pauvres также рекомендуют повысить размер минимальной пенсии по старости (ASPA) до уровня черты бедности.
Но всё это — капли в море тех социальных противоречий, которые нарастают в Пятой республике. И, увы, вместо решения домашних проблем и работы с первопричинами нынешнего кризиса Макрон и его команда продолжают заниматься политическими манипуляциями внутри страны и агрессивным вмешательством в чужие дела — вовне…


