Голос древнее мугама
Как сообщает Icma.az со ссылкой на сайт Бакинский рабочий.
Сценическое чтение как сакральный акт
Искусство художественного чтения, являясь неотъемлемой частью театрального искусства, занимает особое место в творческой практике азербайджанских артистов.
Обладая многовековыми и богатыми традициями, оно не только отражает культурное наследие народа, но и играет важную роль в формировании эстетического вкуса, воспитании художественного восприятия и утонченного чувства красоты в обществе.
Представители старшего поколения с теплотой вспоминают неповторимые голоса выдающихся мастеров художественного чтения - Солтана Наджафова, Мухлиса Джанизаде, Айдына Гарадаглы, Гасана Аблуджа, Микаила Мирзы. Эти артисты покоряли публику своей выразительной речью, безупречной дикцией и высоким артистизмом, превращая каждое выступление в подлинный акт сценического искусства.
Искусство художественного чтения - это сложный и многогранный процесс, состоящий из множества важных составляющих, каждая из которых играет незаменимую роль. Помимо выразительного голоса с притягательным тембром, чтец должен обладать глубоким художественным мышлением, тонким вкусом и внутренней убежденностью в произносимом слове. Только тогда он способен проникнуть в суть поэтического текста, раскрывая его скрытые смыслы и эмоциональные глубины через богатство интонаций, точную расстановку ударений, выразительные паузы и все оттенки своего голоса.
Даже при всей увлекательности театрального действа, у зрителя нередко остается ощущение легкой неудовлетворенности. В современной театральной среде все чаще не хватает актеров с выразительными, легко узнаваемыми голосами - теми, что можно отличить среди сотен. Люди старшего поколения до сих пор помнят неповторимые тембры Хокюмы Гурбановой, Барат Шекинской, Наджибы Меликовой, Алескера Алекперова, Мамедаги Шейхзаманова, Гасанаги Салаева, Мухтара Маниева и, конечно, Фуада Поладова - достаточно было услышать их по радио, чтобы безошибочно узнать.
Голос актера - это его визитная карточка, отражающая индивидуальность, усиливающая сценический образ и остающаяся в памяти зрителя на долгие годы.
Актриса Халимат Султан еще в годы учебы на последних курсах факультета кино-драматического актера Института искусств (ныне Университет культуры и искусств) привлекла внимание своими яркими сценическими данными. Вскоре она была приглашена для работы на телевидении и радио.
Преподаватель и режиссер Исхаг Озаноглу заметил талантливую студентку и пригласил ее выступать в Театре мугама, расположенном в Караван-сарае Ичеришехер. Там она выходила на сцену вместе с выдающимися мастерами мугама - Исламом Рзаевым, Алимом Гасымовым и др.
Позже Халимат была приглашена в экспериментальный театр «Йуг» легендарным режиссером Вагифом Ибрагимоглу, который с первой встречи распознал ее редкий дар. Одной из значимых работ актрисы стала главная роль в одном из первых отечественных телесериалов - «Девушка без адреса» режиссера Ровшана Алмурадлы.
Известный режиссер и актер театра и кино Лютфи Мамедбеков пригласил Халимат Султан на работу в Азербайджанский государственный академический драматический театр (Аздрама), однако по ряду обстоятельств приступить к работе в главном театре страны ей так и не удалось.
Вскоре после этого, отметив свой 25-летний юбилей, закрылся Театр мугама - истинный очаг национальной духовности. Незадолго до его закрытия Халимат ханым стала солисткой известной вокальной группы «Савалан», чьи выступления неизменно собирали многочисленную аудиторию. В период первой Карабахской войны их насыщенная и глубокая программа вдохновляла молодежь, вселяя надежду и поднимая боевой дух. В репертуаре коллектива звучали стихи Физули, Насими, Гусейна Джавида, Микаила Мушвига, Рустама Бехруди, вызывавшие мощный эмоциональный отклик у зрителей. Особое место в концертах занимали анатолийские народные песни, суфийские напевы, а также поэзия Мевланы и Йунуса Эмре.
Халимат Султан - не просто мастер художественного чтения. Ее искусство выходит далеко за рамки этого определения. Это подлинный театр одного актера, где сочетаются поэзия и музыка, четкая дикция, насыщенный тембром голос, выразительная сценическая речь и безупречная культура исполнения.
Эти, увы, редкие сегодня качества дополняются мягкой женственностью, широким голосовым диапазоном и особой, завораживающей харизмой. Образ актрисы - целостный и притягательный, особенно запоминаются ее огромные глаза, способные метать молнии и искры, передавая весь эмоциональный спектр с необычайной силой.
Халимат Султан принимала активное участие в литературно-фольклорных радиопередачах «Озан», а также в музыкально-литературных программах, посвященных классическому наследию. Глубокое погружение в национально-духовную культуру сформировало в ней стойкий и здоровый национализм - в его наилучшем понимании: беззаветную любовь ко всему азербайджанскому, гордость за свою национальную идентичность, глубокий патриотизм, совестливость и высокое чувство чести и достоинства - качества, достойные истинной восточной женщины.
Сегодня Халимат Султан - гостья нашей газеты. Беседуя с актрисой, я пытаюсь раскрыть тайны и секреты магии ее голоса и неповторимого перфоманса, в котором она выступает и режиссером, и драматургом, и актрисой, и чтецом:
- Глубоко ошибочно называть меня певицей, - говорит Халимат Султан. - Я не пою в привычном смысле. Из самой ткани стиха, из музыкальности слова я выстраиваю интонации, делаю акценты, усиливаю смысл - и таким образом рождается новая музыка, новый художественный образ, новое восприятие текста.
В период выступлений с группой «Савалан» это не были ни традиционные спектакли, ни литературно-музыкальные меджлисы. Мы выработали свой собственный музыкально-художественный формат, в котором поэзия, музыка и голос сливались в единое целое. С этой программой мы выступали на суфийских фестивалях в Пакистане, США, Канаде, Голландии, Турции.
Позже, уже при Институте фольклора НАНА, на базе нашей группы был создан ансамбль «Ирс», который затем переименовали в «Горгуд». Мы продолжали представлять публике оригинальные, глубокие, образные программы, которые вызывали сильный отклик у зрителей.
К сожалению, после смерти Новруза Новрузлу наши выступления прекратились, и группа распалась. Сегодня творческая деятельность сократилась до минимума, и, увы, таких масштабных проектов, как прежде, пока нет.
- Как получается, что некоторые строки стихов вы декламируете, а некоторые читаете нараспев необычным мотивом, напоминающим древние песнопения, и кто слагает музыку, которую вы исполняете на стихи поэтов?
- Этот стиль вырабатывался у меня на протяжении многих лет работы над собой и поэтическим материалом, который я тщательно отбираю. Работа с суфийской литературой, долгие поиски и эксперименты позволили мне создать этот уникальный стиль. Подготавливая стихотворение к выступлению, минимум месяц-полтора я отрабатываю дикцию, паузы, ударения, интонации каждого слова, извлекая из его глубинных пластов музыкальные интонации.
Халимат Султан прорабатывает каждую точку и запятую, жест, взгляд, тон голоса, ритм, она - воспитанница школы Вагифа Ибрагимоглу, ее редкое искусство, - результат глубокой творческой индивидуальности, неустанного труда над голосом, дикцией, собственным толкованием поэзии. Это фактически единственный и неповторимый театр одной актрисы, в котором все действо сосредоточено в завораживающей магии ее голоса и создаваемом художественном образе. Здесь нет шоу - это драматургически выстроенный и зрелищный перфоманс высокой пробы, который заставляет задуматься и доставляет высокое эстетическое наслаждение. Покидая его, зритель уносит в душе неизгладимое впечатление от увиденного и услышанного.
Недавно, на 75-летнем юбилее поэта Вагифа Аслана, Халимат ханым сделала поэту подарок от имени Международного Фонда имени М.Кашгари и Централизованной библиотечной системы Ясамальского района, представив композицию «Эшг». Она запомнилась своим загадочным обликом и волшебным по выразительности голосом, а энергетический обмен с аудиторией стал неотъемлемой частью этого выступления.
Погружаясь в глубины своей творческой мастерской, Халимат ханым признается:
- В основе работы над словом стоит мой внутренний дух, потребность в глубоких стихах, способность интерпретировать поэтическое слово и представить его в сценическом формате, где слово погружается в музыку стиха, а музыка усиливает его смысл, создавая совершенно новую композицию. Разумеется, не могу сбрасывать со счетов факт моего художественного и сценического опыта в Театре мугама, в театре «Йуг», в группе «Савалан» и фольклорных группах «Ирс» и «Горгуд». Поверьте, за все эти годы, работая над поэтическими и музыкальными образами древних суфиев, я словно нашла себя, собственное предназначение и амплуа, свое истинное «Я», которое улетает и погружается без остатка в это благословенное пространство, обретая в нем истинное счастье. Это мой путь в искусстве, где я в высшей степени комфортно себя чувствую.
- По перечню названных вами имен я понимаю, что вы читаете стихи и средневековых, и современных поэтов, а каковы критерии, по которым вы отбираете поэтический материал?
- Первое и главное условие - стихотворение должно понравиться мне самой, должно откликнуться во мне, соответствовать моим внутренним духовно-интеллектуальным запросам. Я окончила актерскую школу, и в том художественном образе, который создаю на сцене, соединяются высокое поэтическое слово, традиционная музыка и моя собственная интерпретация этих искусств - подкрепленная актерскими, вокальными, голосовыми и сценическими данными.
Поэзия - это бездонный океан, в котором сокрыто множество смыслов и пластов. Одной жизни, пожалуй, не хватит, чтобы постичь их все. Одно и то же стихотворение можно читать десятки раз - и каждый раз оно будет звучать по-новому, открывая неизвестные ранее грани.
Послание, которое я несу зрителю, всегда значимо, но оно никогда не бывает одинаковым: в каждом исполнении рождается новый смысл, новое переживание, новое звучание.
Искусство, которое представляет Халимат ханым, - серьезное, элитарное, глубоко содержательное. В наше время, когда с экранов все чаще льется поток бездуховности и меркантильности, такие формы творчества особенно необходимы. У Халимат ханым свой зритель, такой же необычный, как и она сама: вдумчивый, просвещенный, открытый к восприятию искусства высокого полета, способный услышать не только слово, но и то, что скрыто между строк.
Эксклюзивные композиции актрисы уникальны, они не имеют аналогов в театрально-художественном пространстве страны. Ее голос и дарование, - чистейшая медитация космического свойства, и это, несомненно, редчайшее национальное достояние, которое нужно беречь и лелеять. Режиссеры в ее лице потеряли выдающуюся актрису национальной сцены, которая сегодня приподняла бы театральное искусство женских образов на небывалую высоту. Не случайно в зарубежных поездках и фестивалях к ней подходили восторженные и потрясенные режиссеры, актеры, просто зрители, спрашивая, откуда взялся такой необыкновенный голос и как ей удается так мастерски управлять его богатейшими оттенками, силой и красотой.
Слушая актрису, создается впечатление, что ее суфийские напевы и интонации даже древнее самого мугама, который, кстати, родился из ритуальных мотивов и молитв зороастрийских жрецов. Не это ли проявление глубинной генетической памяти тюрков?
Халимат Султан рассказывает, что в Турции сохранены ноты суфийских песен - ilahilər, - из которых группа «Савалан» использовала около 20 мелодий в композициях Юнуса Эмре, Мевлана и других суфиев-поэтов, удивительных по своему воздействию.
- Вы не задумывались о создании новой группы с имеющимся у вас богатейшим репертуаром?
- Есть такая мысль, но все дело упирается в финансовый вопрос, и тут без спонсора не обойтись. Можно было бы представить обществу совершенно новую программу, которую никто в нашей стране еще не видел. Ведь мой репертуар включает произведения как известных суфиев, так и моих любимых поэтов XX века. Я живу в космической энергии поэзии, которая дает мне настоящие крылья.
…Наша встреча в редакции подходит к концу, я прощаюсь, впечатленная аурой возвышенной исключительности, которую несет в себе неземное искусство Халимат Султан.
«Я тронута вашим столь глубоким восприятием искусства художественного чтения, это большая редкость для служителей прессы», - сказала напоследок Халимат Султан.





