Грузия: Запад теряет интерес, оппозиция переводит протесты в карнавальный формат Статья Владимира Цхведиани
Окончание 2024 года и первые дни нового 2025-го показали, что «Грузинской мечте» удалось укрепиться у власти в Грузии. Приведенный к присяге новый президент Грузии Михаил Кавелашвили вместе с семьей встретился с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II, получил его благословение и пожелание успешной работы. Для большинства грузин поддержка нынешней власти со стороны Грузинской православной церкви имеет намного большее значение, чем «признание» или «непризнание» со стороны ЕС. В то же время покинувшая президентскую резиденцию экс-президент Саломе Зурабишвили и прозападная оппозиция пытаются найти новые форматы «майдана», чтобы поддерживать иллюзию «общенационального протеста» против действующей власти.
В ночь с 31 декабря на 1 января оппозиция организовала на проспекте Руставели импровизированное «новогоднее застолье». Вечером следующего дня оппозиционные «новогодние гуляния» продолжились, правда, уже при гораздо меньшем стечении народа. В связи с новогодне-рождественскими праздниками выходные в административных и государственных учреждениях Грузии продлятся до 13 января. По сути, страна на «новогодних каникулах», и ожидать каких-то эксцессов до середины января не приходится. Протесты постепенно перешли в «формат карнавала». Тем самым оппозиционные лидеры пытаются хоть как-то обеспечить «ежедневность» своих акций за счёт праздно гуляющих граждан. Разумеется, в «карнавальном формате» акций оппозиции опасность дестабилизации и госпереворота снижается, но она остается.
На западную аудиторию продолжают транслировать фактическую дезинформацию о том, что якобы массовые протесты в Грузии продолжаются, что на улицах находятся «сотни тысяч» грузинских граждан, якобы протестующих против «российской власти» и «русской мечты» (так Зурабишвили и оппозиция называют правящую «Грузинскую мечту»). Пока оппозиция свое поражение и легитимность действующей власти не признает и по-прежнему требует новых досрочных парламентских выборов.
Не признавая легитимным новоизбранный парламент, оппозиционные лидеры не участвуют в его работе и таким образом сами себя лишили доступа к парламентской трибуне. Очевидно, что оппозиция продолжает делать ставку на неконституционный приход к власти при помощи извне. Поэтому сохраняется опасность, что после окончания новогодне-рождественских каникул будут организованы новые провокации для того, чтобы вновь перевести протесты из «карнавального» в «силовой формат».
Также оппозиция по-прежнему пытается создать иллюзию «непризнания» на Западе действующей грузинской власти и «признании легитимности» уже лишенной всех полномочий Зурабишвили. С этой целью в США лоббирует интересы грузинской оппозиции конгрессмен-республиканец Джо Уилсон, который обнародовал информацию о якобы «приглашении» Саломе Зурабишвили на инаугурацию новоизбранного президента США Дональда Трампа, на что уже отреагировал премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе. «Дональд Трамп никуда не приглашал Саломе Зурабишвили, есть американский Кубилюс, который пригласил гражданку Зурабишвили в США», – заявил Кобахидзе, намекая на сходство заявлений Джо Уилсона с заявлениями против «Грузинской мечты» и властей Грузии бывшего премьера Литвы Андрюса Кубилюса, которые не имели никаких последствий. В крайнем случае во время инаугурации Трампа Зурабишвили сможет «постоять в толпе» подобно тому, как 8 лет назад стоял в толпе на первой инаугурации Трампа экс-президент Саакашвили.
Никак не успокоится и не смирится с потерей своего влияния в Грузии Франция. Но тональность заявлений с участием официальных лиц Франции уже стала не столь ультимативной, как у французской гражданки Зурабишвили. Главы МИД «Веймарского треугольника» (Франция, Германия, Польша) выступили с заявлением, в котором выразили «глубокую обеспокоенность» политическим кризисом, который возник в Грузии «после парламентских выборов 26 октября и решения партии «Грузинская мечта» приостановить процесс интеграции с Евросоюзом». «Призыв к реализации рекомендаций и стандартов ОБСЕ/БДИПЧ, включая возможность новых выборов, что исходит от части грузинского общества, заслуживает рассмотрения властями, искреннего диалога со всеми политическими силами и представителями гражданского общества», — говорится в совместном заявлении министров иностранных дел Германии, Франции и Польши — Анналены Бербок, Жан-Ноэля Барро и Радослава Сикорского. Таким образом, Франция, Германия и Польша уже призывают власти Грузии к «диалогу» с оппозицией, а не к выполнению ее ультимативных требований о новых выборах. Можно не сомневаться, что подобные заявления будут грузинской властью просто проигнорированы.
Уровень зарубежной поддержки грузинской прозападной оппозиции явно упал, и это уже отмечают представители грузинской власти. По словам мэра Тбилиси Кахи Каладзе, Запад потерял интерес к Грузии после ее отказа от украинского сценария. «На нашу страну и власть оказывалось беспрецедентное давление, чтобы мы действовали не в интересах нашей страны, мирного будущего населения, а с учетом интересов других больших стран, что составляло явные риски для безопасности нашей страны», — заявил Каладзе, давая понять, что Западу нужно было открытие со стороны Грузии «второго фронта» против России.
Для разжигания войны на Южном Кавказе и планировался неконституционный приход к власти прозападной оппозиции. Поскольку с помощью «майдана» его осуществить не удалось, то попытки грубого вмешательства Запада во внутренние дела Грузии пока поставлены на паузу.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az