Историческое решение Ильхама Алиева главная тема
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Haqqin.
Заявление, сделанное президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым во время его государственного визита в Казахстан, стало — вслед за саммитом в Вашингтоне 8 августа — ещё одним историческим шагом на пути к установлению мира на Южном Кавказе.
Как уже сообщалось, президент Ильхам Алиев объявил о полном снятии ограничений на транзит грузов из Азербайджана в Армению, которые действовали более тридцати лет.
То, что данное решение было озвучено именно в Астане, имеет и символическое значение: ведь первым транзитным грузом, направленным в Армению после отмены ограничений, стала казахстанская пшеница. Состав с зерном отправился по маршруту Актау — Баку, откуда по железной дороге проследует в Грузию, а затем - в Армению.
Чтобы понять, почему решение Алиева, озвученное в Астане, имеет исторический смысл и что оно означает для региона, необходимо совершить экскурс в не такое уж и далекое прошлое
Президент Алиев подчеркнул: принятое решение доказывает, что мир — это не просто декларация на бумаге. Представители Армении, включая премьер-министра Никола Пашиняна, уже приветствовали этот шаг президента Азербайджана. Более того, выступая в Грузии на форуме «Шёлковый путь», Пашинян выразил благодарность Алиеву и объявил, что территория Армении открыта для транзитных грузов, следующих из Турции в Азербайджан и обратно.
Очевидно, что речь идет о символическом ответном жесте, поскольку инфраструктура, необходимая для транзита грузов Азербайджаном и Турцией через Армению между, пока не создана. Для этого должен быть завершён маршрут, проходящий через Зангезур — так называемый «маршрут Трампа».
Чтобы понять, почему решение, озвученное в Астане, имеет исторический смысл и что оно означает для региона, необходимо совершить экскурс в не такое уж и далекое прошлое.
В советский период торговые связи Армении в силу её географического положения в значительной степени зависели от Азербайджана. Грузы, направлявшиеся из России и республик Центральной Азии в Армению, включая такие стратегически важные товары, как нефтепродукты, зерно, строительные материалы, в основном, перевозились по железным дорогам Азербайджана.
Премьер-министр Никол Пашинян тут же приветствовал решение президента Азербайджана
В начале 1990-х годов, когда в Нагорном Карабахе вспыхнул сепаратистский конфликт, а затем началась прямая военная агрессия Армении против Азербайджана, Баку по понятным причинам заблокировал транзит через свою территорию. Железнодорожное сообщение между Арменией и Азербайджаном было прервано, прекратились и автомобильные перевозки.
Параллельно вспышка сепаратизма в Абхазском регионе Грузии привела к разрыву альтернативного железнодорожного сообщения между Россией и Арменией.
С другой стороны, в апреле 1993 года Турция в ответ на армянскую оккупацию Кельбаджара полностью закрыла воздушные и сухопутные границы с Арменией. В результате начатой Арменией военной агрессии эта страна фактически оказалась в блокаде и, как следствие, в самые тяжёлые периоды Первой Карабахской войны в Армении возник острый дефицит продовольствия и топлива.
Известно, что в 1993 году президент Турции Сулейман Демирель по просьбе президента Армении Левона Тер-Петросяна смог убедить тогдашнего президента Азербайджана Абульфаза Эльчибея пропустить через территорию страны поезд с зерном, направлявшийся в Ереван в условиях тяжёлого продовольственного кризиса. Известно также, что в те годы некоторые местные группировки осуществляли контрабандные поставки нефтепродуктов из Азербайджана в Армению.
В тот период Армения избежала полного экономического коллапса во многом благодаря помощи Ирана. Поставки топлива и продовольствия Исламской Республикой во время войны в Карабахе оставили глубокий след в общественной памяти Азербайджана и стали одной из причин формирования в Баку негативного отношения к Ирану, которое до сих пор полностью не исчезло.
В начале 1990-х годов, когда в Нагорном Карабахе вспыхнул сепаратистский конфликт, а затем началась прямая военная агрессия Армении против Азербайджана, Баку по понятным причинам заблокировал транзит через свою территорию
Добившись в США применения к Азербайджану поправки № 907, армянское лобби ссылалось как раз на тезис о «транспортной блокаде Армении со стороны Баку, приведшей к гуманитарному кризису». И даже после достижения режима прекращения огня в 1994 году и армянские официальные лица, и армянская диаспора на Западе продолжали продвигать на международных площадках тезис о том, что Азербайджан удерживает Армению в транспортной изоляции.
В разные периоды переговоров международные посредники выдвигали предложения об открытии транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией. Однако официальный Баку на всех этапах категорически отвергал такие идеи, заявляя, что до полного освобождения оккупированных территорий Азербайджана не может быть и речи об открытии каких-либо маршрутов с Арменией.
Сегодня ситуация изменилась: карабахского конфликта больше нет, Азербайджан и Армения парафировали итоговое мирное соглашение и находятся в шаге от его подписания. В регионе Южного Кавказа устанавливается мир на справедливых условиях, вытекающих из безоговорочной военной победы Азербайджана. Эти условия в значительной степени справедливы и для самой Армении, поскольку, как неоднократно отмечал премьер-министр Никол Пашинян, поражение в войне открыло перед его страной уникальные возможности для экономического развития, построения независимого и суверенного государства.
В результате Азербайджан отменил транспортную блокаду в отношении Армении, и теперь грузы будут доставляться в эту страну по более короткому и выгодному маршруту.
От этого выиграют все. Экономические и торговые связи между Центральной Азией и Южным Кавказом получат новый импульс, а страны обоих регионов, диверсифицируя торговые пути, укрепят свой экономический суверенитет. Для Азербайджанских железных дорог это означает дополнительные доходы от транзита. И хотя прямые торговые отношения между Азербайджаном и Арменией пока не установлены, а границы остаются закрытыми, открытие транзитного маршрута через территорию Азербайджана создаёт для Армении важные преимущества в торговле с Центральной Азией и Китаем. Что, в свою очередь, способствует диверсификации внешнеэкономических связей Армении и снижает её зависимость от России.
Экономические и торговые связи между Центральной Азией и Южным Кавказом получат новый импульс, а страны обоих регионов, диверсифицируя торговые пути, укрепят свой экономический суверенитет
Между Азербайджаном и Арменией, пусть и не напрямую, начинают формироваться экономические отношения. А экономика, как известно, всегда играла и продолжает играть ключевую роль в установлении устойчивого мира.
Открытие азербайджанской территории для транзита в Армению касается не только поставок из Центральной Азии. Теперь открыт путь и для российских грузов, которые смогут следовать в Армению и обратно по железной дороге через Азербайджан и Грузию. Восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию в обозримом будущем маловероятно из-за фактической аннексии региона Россией. Следовательно, восстановление прямого железнодорожного сообщения между Арменией и Россией через Грузию также выглядит нереалистичным.
Теперь такая возможность появляется через территорию Азербайджана. И хотя маршрут длиннее, чем существовавший до начала 1990-х, он открывает путь для прямых железнодорожных перевозок между Россией и Арменией.
Иными словами, установление мира на Южном Кавказе сулит экономические выгоды всем сторонам, хотя в геополитическом плане неизбежно ослабит рычаги влияния России в регионе. Особенно, если учесть, что урегулирование приведёт и к открытию границ между Турцией и Арменией. Из чего следует, что ни одна сверхдержава или региональный игрок больше не сможет претендовать на право быть монополистом влияния на Южном Кавказе.


