Итоги 2024 года: Азербайджан меняет климат. Политический
2024 год в истории Азербайджана оказался чрезвычайно богат на события – и радостные, и трагические. Он вместил в себя «выборы Победы», формирование нового политического поля, продолжение программы Великого возвращения, старт делимитации границ, саммит СОР29 и катастрофу рейса AZAL Баку-Грозный. И, возможно, многие события этого года заложили долгосрочные тренды и тенденции развития событий.
Выборы Победы и формирование нового политического поля
7 февраля уходящего года в Азербайджане прошли досрочные президентские выборы. Их назвали «выборами Победы». Впервые голосование охватило всю территорию Азербайджана, включая ранее оккупированные районы Карабаха и зону ответственности российских миротворцев, которые к этому моменту уже покинули Азербайджан. Алиев голосовал на избирательном участке в Ханкенди, и это был красноречивый и доходчивый месседж: на территории Азербайджана уже не осталось «серых зон» с непонятным контролем и ответственностью. Государственный суверенитет восстановлен над всей территорией страны – не только де-юре, но и, что ещё более важно, де-факто.
Для Азербайджана это был ключевой этап переформатирования политического поля в новой ситуации. Более того, президентские выборы перенесли на более ранний срок, чтобы именно они стали первым плебисцитом, который бы охватил всю территорию страны. А 14 февраля, Ильхам Алиев, переизбранный на пост президента Азербайджана с 92,12% голосов, на торжественной церемонии в парламенте страны принёс присягу: «Осуществляя полномочия Президента Азербайджанской Республики, клянусь соблюдать Конституцию Азербайджанской Республики, защищать независимость и территориальную целостность государства, достойно служить народу!». Многие эксперты обратили внимание: президент говорил не о восстановлении, а о защите территориальной целостности.
Радикальная оппозиция президентские выборы игнорировала – притом что никаких препятствий для выдвижения кандидатов, встреч с избирателями и т.д. власти не чинили. По мнению большинства экспертов, на фоне победы в Карабахе, антитеррористических рейдов осени 2023 г. и вывода российских миротворческих сил у оппозиционных политиков просто не было шансов составить конкуренцию Ильхаму Алиеву. А прилюдно проигрывать и получать голоса на грани статистической погрешности им банально не хотелось.
1 сентября в Азербайджане прошли и досрочные парламентские выборы. Они также охватили всю территорию страны. В них приняли участие в общей сложности 25 политических партий и движений, но радикальная оппозиция выборы опять бойкотировала. Опять – из-за нежелания публично проигрывать. Победу на парламентских выборах одержала правящая партия «Новый Азербайджан». Спикер парламента – Сахиба Гафарова — сохранила свой пост. Однако депутатский корпус в значительной мере обновился. В парламенте представлена и оппозиционная партия REAL.
«Брексит» в переводе на азербайджанский
Уходящий год оказался богатым и на события на европейском треке. В январе на открытии очередной сессии парламентской ассамблеи Совета Европы полномочия делегации Азербайджана были поставлены под вопрос. Причём гнев евродепутатов вызвала… антитеррористическая операция, проведённая в сентябре 2023 г. В ответ делегация Азербайджана объявила о приостановлении своей работы в ассамблее и покинула Страсбург. Как указывается в распространённом на тот момент заявлении, «к сожалению, ПАСЕ используется как платформа для нападок на некоторые государства-члены. Мы рассматриваем инициативу по оспариванию полномочий делегации Азербайджана в ПАСЕ как часть этой порочной кампании. Мы также рассматриваем эту инициативу как преднамеренную и неприемлемую попытку необоснованного вмешательства в текущий избирательный процесс в Азербайджане. Перед лицом сложившейся в ПАСЕ невыносимой атмосферы расизма, азербайджанофобии и исламофобии делегация Азербайджана принимает решение прекратить своё взаимодействие и присутствие в ПАСЕ до дальнейшего уведомления».
Переговоры между Азербайджаном и Советом Европы как бы идут, но пока азербайджанская делегация в работе ПАСЕ не участвует.
Как отмечают многие эксперты, у Азербайджана были и есть серьёзные причины сказать ПАСЕ: «Ты кто такой? Давай, до свидания!» На момент вступления с Советом Европы действительно связывали серьёзные надежды прежде всего в таком вопросе, как восстановление территориальной целостности. Однако с момента своего вступления и до 2024 года никакой поддержки от СЕ в этом вопросе Азербайджан не получил, но зато сталкивался с постоянными придирками и откровенными двойными стандартами, продиктованными не в последнюю очередь исламофобией.
Во всех же остальных вопросах, будь то судьба пленных и заложников, армянская агрессия, эвакуация Армении и т.д., Совет Европы демонстрировал полную беззубость. Когда же азербайджанскую делегацию решили наказать за то, что страна восстановила свою территориальную целостность и положила конец конфликту в Карабахе, терпение Баку лопнуло.
Мосты не сожжены полностью, формально Азербайджан остаётся членом Совета Европы, однако восстановления сотрудничества полностью пока ещё не произошло – несмотря даже на новые парламентские выборы.
Государство начинается с границ
Азербайджан одержал важную дипломатическую победу. Без войны и без кровопролития под контроль Азербайджана были возвращены четыре села Газахского района. 19 апреля на границе между Азербайджаном и Арменией, под председательством заместителя премьер-министра Азербайджанской Республики Шахина Мустафаева и вице-премьера Республики Армения Мгера Григоряна, состоялась восьмая встреча Государственной комиссии по делимитации государственной границы между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения и Комиссии по вопросам делимитации государственной границы. Уже на начальном этапе процесса делимитации Азербайджан и Армения предварительно согласовали прохождение отдельных отрезков линии границы непосредственно между населёнными пунктами Баганис (РА) – Баганыс Айрым (АР), Воскепар (РА) – Ашагы Аскипара (АР), Киранц (РА) – Хейрымлы (АР) и Беркабер (РА) – Гызылгаджилы (АР). А уже 10 мая того же года, выступая в Шуше, президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул: «Сегодня оккупированные в 1990 и 1992 годах земли Газаха возвращаются нам без единого выстрела. Делимитация, демаркация проводятся на наших условиях, и это наша очередная победа».
Для Азербайджана это важное достижение. Во-первых, запущен на практике процесс демаркации и делимитации границ. Во-вторых, возвращены сёла, которые находились под армянской оккупацией с начала конфликта – при том, что они не имели ни малейшего отношения к Карабаху. И, наконец, этот важный дипломатический и политический прорыв был достигнут без какого бы то ни было участия посредников. Возвращение четырёх сёл Газахского района показало, что Азербайджан и Армения могут договариваться сами, без участия третьих сил. Такие переговорные «подвижки» куда более выгодны Баку, чем Еревану. Дипломатический, политический и военный «вес» Азербайджана значительно больше, чем у соседней Армении, но Ереван до последнего пытался компенсировать это сепаратными договорённостями с посредником в обмен на собственную лояльность. Теперь Азербайджан этот козырь у Армении выбил. Со всеми вытекающими. Что уже полностью меняет всю философию работы над мирным договором, где Армении тоже придётся договариваться не с Евросоюзом, Россией или США, а с Азербайджаном. И на условиях Азербайджана.
СОР29 — Азербайджан меняет климат. Политический
Центральным событием года в сфере большой дипломатии стал, безусловно, климатический саммит СОР29. Поддержка более 200 стран – членов ООН для Азербайджана в качестве страны-хозяйки саммита уже была огромным дипломатическим успехом. Но этот саммит надо было ещё успешно провести, притом что до открытия, намеченного на 11 ноября, у нашей страны было только 10 месяцев на подготовку. Тем не менее Азербайджан провёл саммит СОР29 на высочайшем уровне. Бакинская встреча собрала 72 тысячи участников из 196 стран, включая генсека ООН, глав других международных организаций, 80 президентов, вице-президентов и премьер-министров.
Азербайджану в ходе СОР29 удалось добиться самого главного: достигнуты договорённости о реальных многомиллиардных ассигнованиях на борьбу с изменениями климата. Более того, удалось достичь соглашения между развитыми и развивающимися странами относительно разделения финансового бремени.
Пожалуй, самое главное – Азербайджану удалось изменить собственный имидж. Накануне СОР29 наша страна столкнулась с впечатляющей волной «чёрного пиара», где главным обвинением в адрес Азербайджана было то, что страна… экспортирует нефть и газ. Британская BBC совместно с очередной НПО под претенциозным названием Global Witness опустилась даже до прямой провокации. Представитель этой НПО вышел на контакт с Эльнуром Султановым, главным исполнительным директором СОР29 и заместителем министра энергетики и природных ресурсов Азербайджана, представившись главой несуществующей инвестиционной компании из Сянгана. Ему организовали видеоконференцию с Султановым, где, в числе прочего, речь зашла и о возможности инвестиций в газовые проекты SOCAR. Представители Global Witness сделали тайную видеозапись этой конференции и передали её Би-Би-Си, которая уже начала раскручивать тему с обвинениями в адрес Азербайджана в том, что наша страна… привлекает инвестиции в газовый сектор. На этом фоне президент Азербайджана, выступая на открытии СОР29, во-первых, напомнил, что мир в ближайшие годы не сможет полностью отказаться от углеводородов. А во-вторых, месторождения нефти и газа – это дар Божий, и обвинять в этом Азербайджан абсурдно. Наконец, в ходе СОР29 Азербайджан представил миру и собственную «зелёную повестку». А она включает и «зону зелёной энергии» на освобождённых от армянской оккупации землях, и дебазацию Сангачальского терминала и аэропорта «Гейдар Алиев», и открытие новых солнечных и ветровых электростанций, в том числе с привлечением иностранных инвестиций.
Последний полёт
К сожалению, завершился 2024 год на трагической ноте. Речь о гибели рейса J28243 Azerbaijan Airlines, совершавшего утром 25 декабря полёт по маршруту Баку – Грозный. На борту находились 67 человек – 62 пассажира и пять членов экипажа. На подлёте к аэропорту города Грозный азербайджанский пассажирский самолёт Embraer 190 был сбит зенитной ракетой. Когда самолёт заходил на посадку, Грозный атаковали украинские беспилотники, там объявили план «Ковёр», но об этом лётчикам не сообщили. Более того, уже повреждённому самолёту не позволили приземлиться в ближайших российских аэропортах – диспетчеры направили его в аэропорт казахстанского Актау, за 800 км и на другой берег Каспийского моря. Как убеждены многие эксперты, «на земле» уже знали, что подбили ракетой пассажирский «борт», и искали способ замести следы. Расчёт был сделан на то, что повреждённый самолёт просто не дотянет до берега и упадёт в море, где уже найти его будет весьма проблематично. А значит, можно будет рассказывать любые версии, будто бы на борту «взорвался кислородный баллон», самолёт столкнулся с птицами и т.д. и т.п.
Однако пилоты рейса – командир корабля Игорь Княшкин и второй пилот Александр Кальянинов —, проявив просто чудеса профессионализма и мужества, дотянули до казахстанского берега. Самолёт совершил аварийную посадку в окрестностях Актау, лишь немного не дотянув до аэропорта. Погибли 38 человек, включая обоих пилотов и стюардессу Хокуму Алиеву, которая до последней минуты успокаивала пассажиров.
Узнав о катастрофе, президент Азербайджана Ильхам Алиев, который в это время направлялся в Санкт-Петербург с рабочим визитом для участия в неформальном саммите СНГ, развернул свой самолёт и вернулся в Баку. 26 декабря в Азербайджане был объявлен днём траура. В тот же день правительственные источники из Азербайджана поделились с мировыми СМИ, что самолёт был сбит российской ракетой ПВО.
Однако уже после катастрофы, даже после того, как стали известны её причины, Москва не торопилась признавать свою ответственность за гибель рейса J28243 Azerbaijan Airlines, приносить извинения Азербайджану или хотя бы выражать сожаление. Представители «Росавиации» продолжали рассказывать о «tумане» и уверять, будто бы лётчикам предлагали приземлиться в ближайших аэропортах, что было откровенной ложью.
Официальное расследование причин катастрофы ещё продолжается, и, возможно, основные выводы будут сделаны по его окончании.
Таким – радостным и трагическим — был для Азербайджана этот год.