Icma.az
close
up
AZ
Израиль не выиграл, ХАМАС не проиграл время собирать камни Haqqin

Израиль не выиграл, ХАМАС не проиграл время собирать камни Haqqin

Соглашение между движением ХАМАС и Израилем о прекращении огня, заключенное при посредничестве официальных лиц США, Катара и Египта, наконец, достигнуто. Первый этап режима прекращения огня в секторе Газа продлится 42 дня, за это время будут определены условия следующего этапа.

Кто победил в войне, начавшейся 7 октября, когда в результате террористического нападения на Израиль было убито 1139, а потом в ходе операции ЦАХАЛ в Секторе Газа побили более 46,7 тысяч палестинцев, а израильская армия потеряла более 400 человек только убитыми?

Палестинские группировки освободят 33 израильских заложника (женщин, детей и лиц старше пятидесяти лет) на первом этапе сделки, при том, что в ходе террористического рейда ХАМАС в октябре 2023 года было захвачено более 200 человек. Небольшое количество заложников были освобождены ранее, некоторые умерли, точное число погибших пока неизвестно.

Характерная черта всех или почти современных войн: на фоне издержек и потерь – экономических, политических, гуманитарных, репутационных – которые неизбежно несут в той или иной степени все их участники, ни одна такая война не может в долгосрочном плане закончиться безоговорочным триумфом одной стороны и капитуляцией другой

В Газе царит радость: Хамас избежал разгрома

Теперь каждый этап примирения продлится шесть недель. На втором этапе ХАМАС должен освободить оставшихся заложников-мужчин, а Израиль продолжит выход из Газы. Третий этап будет включать возвращение погибших заложников и начало реконструкции. Неясно пока, кто будет контролировать границу между Газой и Египтом и КПП «Рафах», через который раньше шла не только гуманитарная помощь, но и оружие для исламистов.

Израильтяне освободят из тюрем около тысячи заключенных палестинцев, отбывающих срок за терроризм (в основном тех же ХАМАСовцев), включая более 200 человек, приговоренных ранее к пожизненному заключению. Также Израиль уже на первом этапе реализации сделки с ХАМАС отведет силы ЦАХАЛ на глубину 700 метров по границам сектора Газа и будет содействовать значительному увеличению гуманитарной помощи в анклав.

На улицах Газы, как и на других палестинских территориях царят веселье и радость. Из чего можно сделать вывод, что там воспринимают прекращение огня как свою победу. Победа - не победа, но разгромом это считать сложно. Хотя израильская армия изрядно потрепала ХАМАС, уничтожив в значительной мере его военную силу. Судя по всему, ХАМАС остается пока у власти в Газе и будет иметь определенные условия для восстановления сил, а значит и для возможного реванша.

Пока никакой альтернативы правлению ХАМАС не просматривается, эту альтернативу еще предстоит создать

Да, в Сирии его главный партнер и даже военный союзник Иран потерпел поражение с падением режима Асада, наземный путь снабжения ХАМАС иранским оружием нарушен, хотя Тегеран наверняка постарается наладить все-таки новые поставки. Речь также пока не идет ни о какой «денацификации» в секторе Газа, где радикальная исламистская идеология будет по-прежнему подпитываться и набирать силу в школах, университете и других учебных и общественных заведениях.

В идеале Израиль хотел бы ликвидировать этот исламистский анклав раз и навсегда, но не получилось и вряд ли уже получится. В этом смысле соглашение о прекращении огня выглядит как «передышка», которая, конечно, может длиться годами, но кардинально палестинскую проблему не решает.

А с «Хезболлой» покончили, но остается Иран

Напротив, 15-месячная война скорее отдалила перспективу решения палестинской проблемы и создания полноценного государства. В Израиле теперь с еще большим подозрением многие будут относиться к этой идее, да и среди некоторых умеренных арабских стран такие же опасения могут усилиться: что это будет за государство, если во главе станут люди типа непримиримых ХАМАСовцев?

Помимо этого, затянувшая война привела во всем мире к росту антисемитских настроений, в том числе в США, особенно среди молодежи, для которой это сродни настроениям левацким, характерным вообще для этого возраста.

Однако Израилю удалось поменять политический облик Ливана, где «Хезболла» была фактически «параллельной властью», но теперь эту роль утратит

Другим последствием войны стало ослабление ливанской «Хезболлы», которая также служила военной опорой режима Асада в Сирии. В борьбе с этой группировкой Израиль даже достиг бОльших успехов: значительная часть ее военного потенциала уничтожена, а ее руководство ликвидировано, что, в свою очередь, меняет уже на глазах политический облик Ливана, где «Хезболла» была фактически «параллельной властью», но теперь эту роль утратит.

ХАМАС тоже сильно потрепан, к тому же большая часть руководства группировки уже давно хотела бы положить конец конфликту, в любом случае к быстрому возобновлению военных действий движение не готово. Правительство Нетаньяху также вряд ли нарушит режим прекращение огня.

Сказался в том числе «эффект Трампа», хотя администрация Байдена приписывает, конечно же, себе заслугу в достижении соглашений, как свое «последнее ура». Но ранее и Трамп ясно дал понять, что хочет, чтобы к моменту его вступления в должность война на Ближнем Востоке прекратилась. И тоже приписывает себе в заслугу это соглашение.

Теперь для Израиля на первый план выходит уже иранская проблема (и угроза). Тем более на фоне информации об успехах в иранской ядерной программе. Немаловажную роль в том, что Иерусалим пошел на сделку с ХАМАС, стало то, что Вашингтон обещал оказать решительную поддержку Израилю в том числе и в противостоянии с Ираном, но также, к чему дело шло до еще до начала войны и в нормализации отношений с Саудовской Аравией, а также в поддержке еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан.

На словах израильский премьер продолжает заверять своих политических союзников в том, что Израиль не отступит от курса на полный разгром ХАМАС... Но только на словах

Ни триумфа, ни капитуляции

Правительство Израиля еще должно формально утвердить сделку, но все-таки у Нетаньяху пока достаточно голосов, в том числе в Кнессете, чтобы этого добиться. При этом на словах израильский премьер продолжает заверять своих политических союзников в том, что Израиль не отступит от курса на полный разгром ХАМАС.

Для Сектора Газы, который почти полностью разрушен в результате израильских ударов, главная угроза состоит теперь в том, что эта разруха может быть надолго, и многие внешние игроки не станут вкладываться в полноценное восстановление анклава, пока там у власти сохраняется ХАМАС. Все может ограничиться, пусть и увеличенной в объемах, лишь гуманитарной помощью. Тем более что по прошлому опыту ХАМАС предоставляемую Газе помощь пропускал через себя и направлял во многом на наращивание военного потенциала, в том числе помощь, поступавшую по каналам ООН. Между тем, пока никакой альтернативы правлению ХАМАС не просматривается, эту альтернативу еще предстоит создать. Правящий на Западном берегу ФАТХ пока еще слаб, чтобы заменить радикалов в Секторе Газа.

Для Израиля издержки жестокой военной кампании оказались тоже велики. То, как он проводил операцию в Газе, стоило ему не только огромных экономических издержек, но также и ущерба его международной репутации.

Так что, подводя итоги этой войны, можно констатировать, что ХАМАС точно не выиграл (скорее даже проиграл), но избежал разгрома. А вот для Израиля победа отчасти оказалась пирровой. Впрочем, это, пожалуй, характерная черта всех или почти современных войн: на фоне издержек и потерь – экономических, политических, гуманитарных, репутационных – которые неизбежно несут в той или иной степени все их участники, ни одна такая война не может в долгосрочном плане закончиться безоговорочным триумфом одной стороны и капитуляцией другой.

seeПросмотров:54
embedИсточник:https://haqqin.az
0 Комментариев
Войдите, чтобы оставлять комментарии...
Будьте первыми, кто ответит на публикацию...
topСамые читаемые
Самые обсуждаемые события прямо сейчас
newsПоследние новости
Самые свежие и актуальные события дня