Как Баку может добиться справедливости в деле о сбитом самолете AZAL Правовая аналитика
Icma.az, со ссылкой на сайт Media az, информирует.
Несмотря на то, что с трагедии со сбитым гражданским самолетом ЗАО «Азербайджанские авиалинии» (AZAL) прошло более года, российская сторона не проявляет интереса к наказанию ответственных лиц. Известно, что приказ об открытии огня по самолету AZAL, выполнявшему рейс Баку-Грозный, отдал российский генерал-майор Александр Толопило.
Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов на пресс-конференции по итогам 2025 года сообщил, что в официальном письме российской стороны указано: Следственный комитет России приостановил расследование в отношении вышеупомянутого генерал-майора.
По словам члена Комитета Милли Меджлиса по правам человека Арзухана Ализаде, уголовное дело против генерала Толопило должно было быть доведено до конца, а сам он должен был понести наказание: «Естественно, речь идет о преступнике. В результате совершенного им преступления был сбит гражданский самолет AZAL, погибли люди. Это тяжкое международное преступление. В соответствии с требованиями международного права российская сторона должна была немедленно возбудить уголовное дело, довести расследование до конца и наказать виновное лицо».
Депутат отметил, что если Россия закрывает расследование, этот вопрос следует поднимать на международном уровне: «Если этого не происходит, у Азербайджана возникает право и необходимость вынести этот вопрос на международную арену. Необходимо обратиться в международные авиационные организации, представить заключения комиссий и имеющиеся доказательства, чтобы как конкретное лицо, так и другие лица, участвовавшие в преступлении, предстали перед международным судом.
Я считаю, что азербайджанская сторона уже предпринимает шаги в этом направлении и будет настаивать на этом вопросе до конца. Позиция российской стороны известна: в таких случаях она стремится проводить расследование закрыто, независимо и без международного контроля. Однако этот подход не освобождает ее от ответственности.
В такой ситуации вынесение заочного постановления об аресте является полностью юридическим механизмом. Это фактически ограничивает возможности данного лица путешествовать в другие страны. В случае выезда за пределы России он должен быть арестован и привлечен к ответственности».
В свою очередь правозащитник Алимамед Нуриев отметил, что данный вопрос является одним из наиболее обсуждаемых и создает крайне серьезный юридико-политический прецедент: «Приостановление расследования внутри России не закрывает возможности для маневра Азербайджана, а наоборот, создает условия для более активного использования международных механизмов. Следственный комитет России приостановил расследование в отношении генерал-майора Александра Толопило, который, как утверждается, отдал приказ о сбитии нашего воздушного судна. Об этом сообщил председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин.
С юридической точки зрения это означает неэффективное расследование, уклонение от наказания и невыполнение государством своих международных обязательств. Эта ситуация открывает Азербайджану доступ к международному праву. На основании положений Уголовного кодекса Азербайджана может быть возбуждено уголовное дело, может быть применено заочное уголовное преследование. Заочное уголовное преследование создает юридическую основу для международного розыска. Из информации, распространяемой в СМИ, известно, что определены военнослужащие, участвовавшие в процессе, и в их отношении может быть объявлен розыск».
Правозащитник особо подчеркнул, что инцидент классифицируется как вмешательство в деятельность гражданского воздушного судна, что является грубейшим нарушением Чикагской конвенции: «Азербайджан уже обратился в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) и предоставил исчерпывающую информацию. Россия, как государство, нарушившее международные обязательства по обеспечению авиационной безопасности, может столкнуться с серьезными юридическими процедурами. Президент Азербайджана неоднократно заявлял, что если Россия не примет соответствующие меры, вопрос будет передан в компетентные международные организации. Этот процесс имеет технико-юридический характер и является одной из важнейших мер воздействия. Теоретически Азербайджан мог бы инициировать процесс против России в Европейском суде по правам человека, однако в настоящее время Россия вышла из юрисдикции данного суда. В данном случае имеет место нарушение фундаментального права на жизнь, по которому не было проведено эффективное расследование».
По словам А.Нуриева, хотя возможность объявления международного розыска существует, реализация этой меры сопряжена с существенными сложностями: «Интерпол традиционно воздерживается от выдачи «красных бюллетеней» по делам, имеющим политический и военный подтекст, и Россия, вероятнее всего, предпримет попытки заблокировать подобный запрос. Тем не менее, существуют исключительные основания для проведения расследования. Учитывая, что в результате инцидента погибло более 30 гражданских лиц, это может квалифицироваться как грубое нарушение международной авиационной безопасности. В такой ситуации вместо «красного бюллетеня» может быть издано комбинированное информационное уведомление, и причастные лица не смогут воспользоваться защитой дипломатического иммунитета. Наиболее эффективным юридическо-политическим инструментарием является использование комплексных механизмов воздействия. Азербайджан уже применяет эту модель. Генеральной прокуратурой возбуждено уголовное дело по факту уничтожения воздушного судна, параллельно через ИКАО могут быть задействованы механизмы международного давления, одновременно может осуществляться документирование с привлечением структур ООН и стран-партнеров. Данный подход формирует модель как индивидуальной, так и государственной ответственности. Россия, приостанавливая расследование, не уходит от ответственности, а напротив, рискует оказаться в зоне международной юридической изоляции. Приостановление уголовного расследования не снимает ответственности с России, и страна может столкнуться с беспрецедентным международным давлением».
Правозащитник добавил, что в практике России уже имеются подобные прецеденты агрессивных действий против гражданских авиалайнеров других стран: «В данном контексте ключевой вопрос заключается в привлечении виновных к ответственности и обеспечении надлежащей юридической ответственности. Если государство отказывается выполнять эти обязательства, такое поведение должно получить широкое международное осуждение».
Напомним, что 25 декабря 2024 года самолет Embraer 190 авиакомпании AZAL потерпел крушение вблизи города Актау в Казахстане. Из 67 человек на борту 38 погибли, 29 выжили.
Источник: Modern.az
Другие новости на эту тему:
Просмотров:48
Эта новость заархивирована с источника 16 Января 2026 18:55 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2026 Все права защищены







Самые читаемые



















