Камран ШАХСУВАРЛЫ: То, что Ходжаев узбек, не означает, что он сможет здесь создать подобие сборной Узбекистана
Icma.az, ссылаясь на сайт Azerisport, передает.
Известный азербайджанский боксер, призер Олимпийских игр-2016 в Рио, чемпионатов мира и Европы Камран Шахсуварлы ответил на вопросы корреспондента azerisport.com.
Вас давно не видно на ринге. Вы завершили свою карьеру?
Можно сказать, да. Последний турнир, в котором я участвовал, прошел в конце прошлого года. Но я и сейчас тренируюсь индивидуально, чтобы не растерять форму.
То есть вы не исключаете возвращения на ринг? Если так, то, наверное, это будет связано с профессиональным боксом…
Да, все может быть. Откровенно говоря, я уже не вижу себя в любительском боксе.
Вы становились призером всех крупных соревнований в любительском боксе. Но, к сожалению, ни одна из медалей не была золотой. Жалеете ли, что так и не стали чемпионом?
В моей карьере был один спортсмен, с которым, к сожалению, мне никак не удавалось справиться. Это украинский чемпион мира и Олимпийских игр, двукратный чемпион Европы Александр Хижняк. Именно он преградил мне путь к золоту как на чемпионате мира, так и на чемпионате Европы. Более того, он же не дал мне завоевать путевку на Олимпиаду-2020 в Токио.
Этим комментарием вы напомнили дзюдоиста Рустама Оруджева, серебряного призера Олимпийских игр 2016 года в Рио. У него тоже был неудобный соперник, лишавший его титулов, – японец Шохей Оно. Насколько я знаю, у вас также близкие отношения с Оруджевым.
У меня много друзей среди спортсменов, и с Рустамом у меня всегда были хорошие отношения. Нельзя сказать, что Хижняк был намного сильнее меня или что я был явно слабее. Просто бой с ним у меня никак не складывался. Его манера боя была для меня совершенно неудобной. В этом плане могу еще отметить одного французского боксера – в определенной степени он тоже был таким.
Нашу сборную по боксу, участвовавшую в Олимпиаде-2016 в Рио, вполне можно было назвать «командой мечты». В то время в «милли» было 4 чемпиона мира и два олимпийских призера. Как вы считаете, когда в азербайджанском боксе может повториться столь яркий период?
Это очень сложно. Я был и в составе нынешней сборной, но тот период действительно был совершенно другим. Тогда среди спортсменов царило невероятное единство, все поддерживали друг друга насколько могли. В нынешней сборной я этого не вижу – у каждого свой мир. И все примерно на одном уровне. В целом, в современном любительском боксе в мире нет спортсменов, которые бы явно выделялись своим высоким уровнем или ярким стилем ведения боя. Можно, конечно, назвать 2-3 исключения, но в большинстве своем все боксеры равны между собой.
Я хорошо помню, как узбекский боксер, двукратный олимпийский чемпион Баходир Джалолов, будучи еще молодым, даже не хотел спарринговать с нашим трехкратным чемпионом мира Магомедрасулом Меджидовым. Да, Джалолов – боксер высокого уровня для своего времени, но я не думаю, что он смог бы добиться столь больших успехов, если бы выступал в эпоху таких спортсменов, как Меджидов или британец Энтони Джошуа, олимпийский чемпион и чемпион мира среди профессионалов.
Результаты молодежной сборной Азербайджана в прошлом году произвели хорошее впечатление. Две золотые медали на чемпионате Европы, затем пять наград на первенстве мира – все это воспринимается как обнадеживающие достижения. На недавнем турнире «Великий шелковый путь» в Баку некоторые из этих ребят также проявили себя. Как вы считаете, кто из них имеет хорошие перспективы и может добиться серьезных успехов в будущем?
Честно говоря, я не так хорошо знаю молодых спортсменов поименно. Но я смотрел последний турнир в Баку, и мое внимание привлекла победа Магомедали Гасымзаде (60 кг). Думаю, потенциал этого боксера позволяет сравнивать его с нашим чемпионом мира и моим бывшим товарищем по команде Эльвином Мамишзаде. То есть у него действительно может быть хорошее будущее. В целом же я не хочу делать однозначных выводов о молодежи. Все еще впереди. Им нужно постоянно работать над собой, развиваться. Например, сейчас турнир проходил дома, и в некоторых равных поединках судьи отдали победу нашим. Но на международной арене завтра все будет по-другому. Надо быть готовыми ко всему.
На турнире «Великий шелковый путь» меня расстроило поражение Магомеда Абдуллаева (+92 кг). Я даже подошел к нему и его тренеру Этибару Абдуллаеву и сказал: если уж так боксировать, то лучше вообще не выходить на ринг. Я очень тепло отношусь к Магомеду, сказал это по-дружески, по-свойски. У него большой потенциал, но, если говорить откровенно, он ленив. Через несколько дней после бакинского турнира он поехал на другое соревнование и снова проиграл. Так нельзя.
Что может дать азербайджанскому боксу новый главный тренер сборной Равшан Ходжаев?
Предыдущий главный тренер Педро Роке в свое время взрастил нескольких олимпийских чемпионов, был признанным специалистом в мире. Но у нас, к сожалению, не было таких чемпионов. То же самое касается и Ходжаева. То, что он узбек, не означает, что он сможет создать подобие сборной Узбекистана из наших боксеров. Все начинается с истоков – с младших возрастов. Роль тренеров на ранних этапах формирования спортсмена особенно велика. У нас, к сожалению, много ошибок в подходе к юным спортсменам. Я сам видел другую атмосферу. Мой личный тренер в Казахстане стал для меня как второй отец. Несмотря на то, что я давно не выходил на ринг, он до сих пор звонит мне, интересуется моим состоянием, дает советы.
Боксеры, выступающие в одно время с вами, – Теймур Мамедов и Эльвин Мамишзаде – работают в юношеской и молодежных сборных, соответственно. Вам было бы интересно поработать в какой-либо сборной?
Да, мне было бы интересно работать с юниорами или женщинами. Я уже обратился в федерацию по этому вопросу, но пока ничего конкретного нет.
Сахиб Асадбейли


