Китайский манёвр: как Пекин выводит Европу из американской орбиты Расклад Артема Кирпиченка
Согласно материалам сайта Caliber.az, передает Icma.az.
Отношения между Китаем и Европейским союзом, которым в этом году исполняется полвека, всегда сложно было назвать простыми — за последние годы они выдержали множество испытаний. И, как пишут европейские и китайские аналитики, в ближайшее время перед ними открываются новые перспективы.
В 2022 году Китай был крупнейшим источником импорта для ЕС и третьим по величине экспортным рынком. Объем торговли между двумя центрами глобальной экономики и политики превысил 856 миллиардов евро. Инвестиции, совместные предприятия и технологический обмен процветали, а такие крупные европейские компании, как Volkswagen, BMW, Siemens и Airbus, активно работали на китайском рынке.
До недавнего времени Брюссель воспринимал Китай как стратегического партнера и в то же время как экономического конкурента и системного соперника. Однако из-за давления США, проблем в сфере безопасности, торговой войны и геополитической ориентации сторон в последние годы отношения между этими двумя центрами силы изменились, и не в лучшую сторону.

Правда, Китай со своей стороны по мере сил пытается сохранить отношения с ЕС. Так, в феврале 2025 года, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, министр иностранных дел КНР Ван И призвал Европу пересмотреть отношения с «мастерской планеты». По его словам, «Китай всегда рассматривал Европу как важный полюс в многополярном мире. Китай готов работать с европейской стороной для углубления стратегической коммуникации и взаимовыгодного сотрудничества».
Эти слова прозвучали на фоне кардинальных изменений в политике США после прихода к власти Дональда Трампа. Если предыдущий президент Джо Байден видел в Европе союзника в противостоянии с Китаем, то новый хозяин Белого дома просто списал старый континент со счетов, отказав ему в месте в глобальной политике. Китайский министр иностранных дел также подчеркивал, что Европа должна принимать участие в мирных переговорах по Украине, что резко контрастировало с заявлениями руководства США о том, что ЕС не будет включен в диалог между Киевом и Москвой. Этот вопрос Ван И обсуждал с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Каей Каллас, еще раз отметив при этом «важную роль» Брюсселя в мирном диалоге.
Старший научный сотрудник Азиатско-Тихоокеанской программы Уильям Мэтьюз (William Matthews) на страницах издания Chatham House положительно прокомментировал эту инициативу Пекина. Кроме того, он считает, что участие Китая в мирном диалоге может стать противовесом непредсказуемой политике США и предупреждением для Вашингтона, что игнорирование Европы может привести к непредсказуемым последствиям. Хотя до сих пор посредничество Китая было не столь заметно, его экономические связи с ЕС и репутация Пекина на мировой арене могут положительно сказаться на ходе переговоров.
Правда, здесь Европе придется пойти на ряд серьезных компромиссов. По мнению Мэтьюза, ЕС надо отказаться от ряда устаревших либеральных догм и перейти к прагматичному стратегическому подходу в глобальной политике. Помимо этого, Брюсселю придется пойти на определенные экономические уступки Китаю. В партнерстве с этой страной ЕС смог бы балансировать между США и Россией и защищать свои интересы в мире.

Говоря об экономике, стоит отметить, что председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, некогда ратовавшая за жесткую политику ЕС в отношении Китая, предложила рассмотреть возможности потенциального расширения торговли и конструктивного взаимодействия. Германия, которая сильно зависит от торговли с Пекином, выступила против тарифов ЕС на китайские автомобили. Все это происходит на фоне требований Трампа об увеличении расходов на оборону в Европе и эскалации торговой войны, которую США ведут как против Китая, так и против Европейского союза, что подталкивает и китайцев, и европейцев к сближению.
Но, несмотря на растущее недовольство американской политикой в Европе, в Брюсселе пока не готовы переориентировать свою внешнюю политику на Китай. По мнению издания The Diplomat, «полноценная разрядка в отношениях» между Китаем и ЕС сейчас маловероятна. Между странами идут споры касательно промышленной политики, а дефицит торгового баланса вызывает опасения по поводу зависимости от китайских технологий.
Риторику европейских политиков и СМИ в отношении Поднебесной тоже трудно определить как «дружественную». Буквально недавно глава французского Генштаба Тьерри Буркхард заявил, что три страны — Россия, Иран и Китай — осуществляют против Франции «гибридные атаки», которые «замедляют принятие решений». Среди инструментов подобных атак были упомянуты «постельные клопы, рисунки красных рук и звезд Давида, информация о наборе добровольцев на восточный фронт и перформанс с гробами у Эйфелевой башни».

В начале лета депутат от «Непокоренной Франции» Софья Шикиру представила доклад об отношениях Европы с Китаем, принятый Национальной ассамблеей. В нем, в частности, были озвучены следующие тезисы:
— Европейская позиция по поводу отношений с Китаем сильно зависит от мнения Вашингтона. Европейские запреты в отношении китайских технологических компаний, таких как Huawei, усиление контроля за китайскими инвестициями, ограничения на сотрудничество в сфере высоких технологий и для китайских студентов, обучающихся в передовых научных областях, — все это вызвано не объективными причинами, а американским давлением.
— У Франции по некоторым вопросам больше общего с Китаем, чем с так называемыми друзьями из «общей европейской семьи», например, с Германией.
— У французского МИД нет реальных доказательств «китайского вмешательства» в дела всех стран мира, а попытки продвигать свою повестку предпринимают все, в том числе ЕС, Франция и США.
Доклад был опубликован 17 июня, вызвав политический скандал. Его выход в свет сопровождали многочисленные комментарии представителей французского истеблишмента о том, что приведенные в нем факты играют на руку Китаю. Журналисты всячески подчеркивали, что лидер «Непокоренной Франции» Жан-Люк Меланшон лично разделяет взгляды автора доклада, а его содержание не соответствует официальной позиции Парижа по отношению к Пекину.

Таким образом, из сказанного выше можно сделать следующий вывод: европейские лидеры, скорее всего, будут придерживаться осторожного баланса, смягчая критику в адрес Китая и сохраняя связи с Вашингтоном. Более того, прагматичные отношения могут иметь свои преимущества — например, возможность лавировать между сверхдержавами, заручиться поддержкой Пекина по одним вопросам, Вашингтона — по другим. По мере того как мир становится многополярным, ни ЕС, ни Китай не выигрывают от бинарной системы «с нами или против нас». Вместо этого нужно учитывать сложность ситуации и развивать прагматичное сотрудничество.


