Маршрут возможностей против мифов и инсинуаций Мусабеков и Полоскова о реализации TRIPP
Icma.az сообщает, что по информации сайта Caliber.az.
Соратник премьер-министра Армении Никола Пашиняна, депутат от правящей партии Ваагн Алексанян фактически подтвердил опасения армянской оппозиции о том, что армянские пограничники не будут физически находиться в контрольно-пропускных пунктах «Маршрута Трампа».
«Будет «фронт-офис» и «бэк-офис». При этом во «фронт-офисе» может вообще не быть человека — может быть установлен сканер», — заявил депутат на брифинге для журналистов, говоря о правилах, которые предполагается применять в рамках проекта TRIPP.
По его словам, недавно в составе делегации Парламентской ассамблеи НАТО он побывал в Палестинской автономии, где в одном из аэропортов «достаточно предъявить удостоверение личности: его сканируют, затем сканируют лицо, и функцию, которую раньше выполнял человек, сегодня выполняет одно устройство».
«Еще один важный момент — сканирование грузов. Во всем мире широко применяется контроль грузов с помощью специальных технических средств. Возможно, будет использован и такой формат: в этой зоне будут работать роботы и машины, не имеющие национальной принадлежности. Это не критическая проблема — напротив, это прогресс, к которому следует стремиться, а не которого следует избегать», — подчеркнул Алексанян.
Между тем с момента подписания документа о реализации проекта TRIPP армянские официальные лица, начиная с главы МИД, неоднократно заверяли, что границу будут полностью контролировать армянские пограничники, а на КПП будут присутствовать армянские таможенные службы.
Однако из слов Алексаняна следует иное: таможенников и пограничников на ключевых участках могут заменить сканеры и автоматизированные системы — без физического присутствия армянских служащих на этой линии границы.
При этом представители высшего руководства Армении продолжают отрицать возможность подобного сценария, который, как известно, соответствует требованиям Баку. Так, вице-спикер Национального собрания Армении Рубен Рубинян, отвечая на вопрос журналистов о том, будут ли азербайджанцы видеть сотрудников армянской таможни на КПП, заявил: «После публикации документа такого вопроса быть не может. В документе прямо говорится, что представители соответствующих ведомств Армении будут физически присутствовать на паспортных и таможенных пунктах — и точка».
Так чего же ожидать на практике?
Известные политические обозреватели согласились прокомментировать сложившуюся ситуацию Caliber.Az.
Депутат Милли Меджлиса Азербайджана, политолог Расим Мусабеков считает вполне объяснимым, что армянская оппозиция в каждом шаге правительства Никола Пашиняна будет видеть и активно тиражировать риторику «предательства, подчинения и попрания армянских интересов».
«Полагаю, что армянских избирателей и население вопрос непосредственного присутствия таможенников на пунктах пропуска и их личного контакта с азербайджанцами волнует значительно меньше, чем это пытается представить оппозиция. Напротив, армянское общество уже ощущает практические плюсы нормализации армяно-азербайджанских отношений. Так, зерно поступает транзитом через территорию Азербайджана в Армению. Азербайджанский бензин, вышедший на армянский рынок, существенно снизил цены на топливо на автозаправочных станциях — примерно на 15–20%. Это, в свою очередь, вынудило снизить цены даже тех поставщиков, которые ранее получали сверхприбыли за счёт реализации российского или румынского топлива», — напомнил парламентарий.
По его словам, использование технических средств для бесконтактной проверки и выполнения таможенно-паспортных процедур является широко распространённой практикой как в мире, так и в Европе и не содержит в себе ничего экстраординарного.
«У кого-то, образно говоря, «свербит», хотя по своей сути речь идёт всего лишь о транзитном переходе.
Что касается претензий оппозиции о том, будут ли армянские грузы пересекать территорию Азербайджана на аналогичных условиях, здесь важно учитывать разницу масштабов. Нельзя приравнивать 42 километра пути через Мегри, которые составы и поезда проходят без остановки за 30–40 минут, к транзиту через территорию Азербайджана протяжённостью почти в 1000 километров. Это принципиально разные логистические параметры.
Подобные надуманные аргументы будут тиражироваться и дальше, однако, на мой взгляд, армянское общество достаточно прагматично, чтобы не поддаваться на подобные политические игры», — отметил Расим Мусабеков.
Доктор политических наук, кандидат философских наук, дипломат Татьяна Полоскова (РФ) привела в пример бостонский аэропорт Логан (США), где первичную идентификацию пассажиров осуществляют сканирующие устройства, однако сотрудники пограничной службы также физически присутствуют.
«Если в ходе проверки с использованием сканера возникают сложности, дальнейшие действия — включая дополнительную проверку и, при необходимости, опрос — осуществляет пограничник. Что касается таможенного контроля, то как при въезде, так и при выезде с территории государства его сотрудники обязательно присутствуют физически.
Если я не ошибаюсь, грузы будут следовать по территории Армении в направлении Нахчывана — а это уже территория Азербайджана, проход и провоз по которой контролируются пограничными и таможенными службами Азербайджана.
Таким образом, любую границу и таможню со стороны государства контролируют представители соответствующих ведомств этого государства — если, разумеется, не предусмотрены иные форматы в виде официальных межгосударственных соглашений. Не исключаю, что в данном процессе могут быть задействованы и соответствующие структуры США», — отметила дипломат.
По её словам, основания для подобного предположения вполне очевидны.
«Как известно, маршрут пройдёт по территории Армении, при этом 42-километровый участок будет управляться совместным консорциумом США и Армении. Частная американская компания получит данный коридор в аренду сроком на 99 лет для управления инфраструктурой и цифровыми системами. Это неизбежно предполагает участие в обеспечении безопасности как самого коридора, так и границ.
Речь идёт не только о рисках провоза незаконных грузов, но и о возможном проникновении криминальных и террористических элементов. У меня на этот счёт есть серьёзные опасения, что подобные угрозы могут исходить именно со стороны Армении. Однако, повторюсь, все подобные вопросы должны регулироваться исключительно в рамках договорных обязательств», — подчеркнула Полоскова.
По её мнению, Зангезурский коридор — это уже объективная реальность.
«Он необходим всем участникам проекта. И армянским чиновникам вместе с депутатами не стоит излишне политизировать этот вопрос. Гораздо продуктивнее задуматься о том, какие преференции и возможности проект TRIPP способен дать армянскому обществу — прежде всего в экономической и социальной сферах. Таких возможностей немало.
Зангезурский коридор способен превратить Армению из «вечного просителя помощи» в значимого международного партнёра. И за это, возможно, стоило бы лишний раз сказать спасибо Азербайджану и лично его президенту», — заключила Татьяна Полоскова.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:81
Эта новость заархивирована с источника 22 Января 2026 21:07 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2026 Все права защищены







Самые читаемые



















