Мир для Украины: какова цена вопроса? Мнение эксперта
Icma.az сообщает, основываясь на информации сайта Media az.
Активные дипломатические усилия по окончанию войны в Украине продолжались весь этот месяц. 15 августа президент США Дональд Трамп встретился на Аляске с российским коллегой Владимиром Путиным. Однако, несмотря на то, что оба лидера заявили об успехе переговоров, хозяин Белого дома с тех пор публично демонстрирует растущее разочарование в связи с отсутствием мирного соглашения между Москвой и Киевом.
Президент США заявил, что рассматривает возможность введения против России новых экономических санкций или отказа от мирных переговоров. «Я собираюсь принять решение о том, что мы будем делать. Это будет очень важное решение, а именно: будут ли это масштабные санкции или тарифы, или и то, и другое. Или мы ничего не будем делать и скажем, что это ваше дело», – сказал Трамп.
В свою очередь президент Украины Володимир Зеленский неоднократно призывал к безоговорочному прекращению огня, его европейские союзники также настаивали на прекращении боевых действий. Он обвинил Россию в том, что она «делает все возможное», чтобы не допустить его встречи с Путиным.
В Москве же заявляют обратное. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Путин готов встретиться с лидером Украины, когда будет готова повестка дня саммита, и обвинил Зеленского в том, что тот не соглашается ни на какие предложения.
Боевые действия тем временем продолжаются. Когда и при каких условиях эта война может завершиться? Какие обстоятельства способны заставить Кремль отказаться от продолжения боевых действий? Существуют ли для этого реальные инструменты?
На эти вопросы в беседе с Media.Az ответил известный украинский военный эксперт и историк Михаил Жирохов.
По его словам, остановить войну, тем более экзистенциальную – ту, которая ведется на уничтожение того или иного народа, – вопрос очень непростой.
«В мировой истории есть множество примеров затяжных конфликтов: некоторые длились десятилетиями (Азербайджан и Армения), а иные не разрешились даже после нескольких войн (Палестина – Израиль, Пакистан – Индия). В этом ряду можно рассматривать и войну России против Украины. Для Москвы собирание земель в рамках СССР 2.0 не имеет значения без Киева. Для Украины же – это вопрос выживания нации», – пояснил аналитик.
М.Жирохов подчеркнул, что вопрос о том, располагает ли международное сообщество реальными инструментами для завершения войны, остается крайне сложным и не имеет однозначного ответа. «Мировое сообщество упустило момент, когда можно было остановить Российскую Федерацию в ее имперских устремлениях. И это не только война с Грузией в 2008 году, но и аннексия Крыма в 2014-м.
Сейчас остановить машину Путина, которая перешла на военные рельсы, очень непросто. Это связано не только с позицией Соединенных Штатов, президент которых сохраняет хорошие отношения с российским лидером, но и с тем, что Европа не готова к открытому противостоянию с Москвой. Поэтому любое перемирие, которое стороны смогут заключить сейчас, будет иметь только временное значение. До того как Российская Федерация не распадется на отдельные республики, конфликт с Украиной будет продолжаться в той или иной форме. И это реальность, с которой придется жить Европе и миру в ближайшие десятки лет», – подытожил эксперт.
Мехти Мамедов


