Мирзоян торопится, Вашингтон не подтверждает Иллюзии Еревана
Вашингтону на данный момент нечего рассматривать или объявлять относительно подписания документа о стратегическом партнерстве с Арменией. Об этом в ответ на запрос армянской службы радиостанции «Голос Америки» заявили в Госдепартаменте США. По сути, это был очень вежливый дипломатический ответ на громкий, но не имеющий под собой реальных оснований анонс со стороны официального Еревана.
Напомним, министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян 8 января на пресс-конференции заявил, что армяно-американское сотрудничество уже носит стратегический характер, пояснив, что налажен стратегический диалог, который по договоренности сторон должен быть поднят до уровня стратегического партнерства. «Обсуждаются соответствующие документ или документы, запланированы также встречи между чиновниками Армении и США», — добавил Мирзоян.
Безусловно, перед нами пример того, как Мирзоян поспешил выдать желаемое за действительное. Да, уходящее руководство США периодически встречалось с армянскими чиновниками разного уровня, но встречи и похлопывания по плечу вовсе не означают обретение Арменией статуса стратегического партнера США. И тому есть целый ряд объяснений. Начиная с того, что Армения хоть и «заморозила» свое участие в ОДКБ, но все же из Организации официально не вышла. Российская военная база из Гюмри также никуда не испарилась. Наконец, российские пограничники до сих пор охраняют армяно-турецкую и армяно-иранскую границу. Данный набор факторов уже делает невозможным получение Арменией статуса стратегического партнера США. Соответственно, речь тут может идти только о попытке официального Еревана поставить телегу впереди лошади, пустив пыль в глаза, в первую очередь собственному населению.
Тут имеет смысл также напомнить, что Мирзоян рассуждал о желаниях Армении, появившихся в период президентства в США Джо Байдена. Но имя нового президента США — Дональд Трамп. И он уже сделал ряд примечательных заявлений. Например, во время пресс-конференции в своем поместье Мар-а-Лаго во Флориде он выразил свое восхищение президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, назвав его другом и человеком, которого глубоко уважает. «Президент Эрдоган — мой друг. Он парень, который мне нравится, которого я уважаю. Я думаю, он уважает и меня», — сказал Трамп.
Вряд ли стоит подробно объяснять, что всё это означает в плане перспектив американо-турецких и, соответственно, американо-азербайджанских отношений. Тем более, что есть еще и фактор Виктора Орбана. Премьер-министр Венгрии, который является нашим стратегическим партнером, является доверенным лицом, близким другом Дональда Трампа.
И глава нашего государства уже заметил, что Трамп в своих заявлениях направил очень четкие, открытые месседжи. «В заявлениях господина Трампа звучат очень четкие и ясные сигналы. Сейчас, пожалуй, невозможно проанализировать их все. Но могу сказать, что азербайджанская общественность разделяет большинство из них. То есть отсюда и такие большие надежды. Вот почему я сказал, что есть надежды, большие надежды. В том числе появится возможность приблизиться к американо-азербайджанским стратегическим отношениям. Думаю, что в случае заинтересованности обеих сторон мы сможем поднять американо-азербайджанские отношения на стратегический уровень», — сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Как видим, ситуация в реальности не просто не соответствует тому, о чем ныне разглагольствует Арарат Мирзоян. Она диаметрально противоположная. Впору рассуждать уже не про перспективы стратегического партнерства между Арменией и США, а о перспективах стратегических отношений между Азербайджаном и Соединенными Штатами. Ведь, помимо всего прочего, Азербайджан не состоит в ОДКБ и на территории нашей страны нет никаких иностранных военных баз.
Плюс, Азербайджан не стремится и к членству в НАТО. Ибо у нас есть стратегическое союзничество с Турцией. Плюс, Азербайджан имеет давние и проверенные связи с целым рядом стран-членов Альянса. С той же Италией у нас налажено очень тесное сотрудничество в военно-технической сфере. Активно развиваются аналогичные связи и с Чехией, Словакией и иными государствами-членами Альянса. Про невероятно высокий уровень отношений между Азербайджаном и Израилем и говорить было бы излишне.
Такой расклад отвечает национальным интересам Соединенных Штатов, которым выгоднее ставить на азербайджано-турецкий тандем как на главную региональную силу. Тем более, что именно Азербайджан был и остается инициатором и реализатором самых амбициозных и успешных транспортных проектов в регионе и за его пределами. Армения же, исторически мечущаяся от одного покровителя к другому, банально ничего не в состоянии предложить США. И это та правда, которую замалчивает Арарат Мирзоян, но на которую тактично намекает в своем заявлении Госдеп Соединенных Штатов.