На Востоке новый Саддам наш воскресный лонгрид
По данным сайта Haqqin, передает Icma.az.
Во дворцах Бенгази, где тень 81-летнего фельдмаршала Халифы Хафтара, де-факто владыки Восточной Ливии, кажется вечной, на днях прогремело указом: его 34-летний сын Саддам официально назначен заместителем отца. Это не просто кадровая ротация — это чеканный шаг к ливийскому трону, который престарелый фельдмаршал хочет сделать наследственным для династии Хафтаров.
Срок пребывания на нашей бренной земле, отпущенный Халифе Хафтару – неотвратимо истекает. Истекает на минорной ноте, поскольку главная цель последних полутора десятилетий его жизни – стать признанным во всем мире «лидером нации и отцом Ливии» - так и остается недостижимой.
Срок пребывания на нашей бренной земле, отпущенный Халифе Хафтару – неотвратимо истекает
Но не таков Хафтар, чьи головокружительные кульбиты в политике вполне себе тянут на сюжет для десятка остросюжетных романов, чтобы сдаваться, даже перед лицом надвигающегося неотвратимого. Под занавес своего земного пути он затеял еще одну авантюру, поражающую масштабами, дерзостью и архаичностью для XXI века – сделать трон Восточной Ливии наследственным для им же основанной династии Хафтаров.
Младший из сыновей Хафтара обогнал остальных четверых старших братьев. Точнее – был выделен своим отцом. Что вполне логично - другие сыновья Хафтара тоже участвуют в местной политике, тоже при должностях, имеют в Восточной Ливии какой-никакой вес, финансовый капитал и даже «придворных» в лице тех, кому быть «вблизи» сыновей престарелого фельдмаршала вполне себе сытно и комфортно.
Но - увы им, ни у кого из старших братьев Саддама нет и десятой доли той харизмы, той жестокости и того опыта плавания в мутных водах политики, который как минимум десятилетие передавал ему его отец, натаскивая в потаенный и публичных аспектах власти, уча обращаться и с врагами, и с деньгами. Теперь Халифа Хафтар может быть доволен своими усилиями – 34-летний хищник вполне заматерел, отлично усвоил и уроки отца, и его приемы – а потому теперь практически готов победить в схватке за трон Восточной Ливии.
Для которой, как и для остального мира, главный вопрос сейчас заключается не в том, станет ли и Саддам наследником своего отца, а в том, каким он окажется хозяином.
Саддам брал частный самолет отца – и летал в Венесуэлу с мешками долларов США. Который с помощью венесуэльских властей менял на золото. Которым, в свою очередь, расплачивался с поставщиками оружия в Ливию, среди которых были и саудиты, и бизнесмены из Эмиратов, и европейцы, и россияне с белорусами
Маленький угрюмый гангстер - банкир своего отца
Об отрочестве и юности Саддама Хафтара известно чуть больше, чем ничего. Свидетели, общавшиеся с ним в эти годы, не спешат делиться воспоминаниями. Кто-то потому, что это по нынешним временам небезопасно. А кто-то по той простой причине что вошли в близкий круг его приближенных, где молчание – не только золото, в прямом смысле этого выражения, но еще и гарантия личной безопасности, поскольку нравы в его окружении сродни правилам сицилийской мафии.
Достоверно известно только, что с юных лет Саддам причислял себя к ливийской «золотой молодежи». Поскольку Каддафи хоть и наложил на Халифу Хафтара серьезную опалу – но его детей не тронул. Просто Саддам с юности знал, что в Ливийской Джамахирии о политической карьере он может и не мечтать. «Черная метка», выданная режимом его фамилии, надежно закрывала ему все пути наверх.
Его, считавшего себя «избранным по праву рождения», конечно, это бесило и Каддафи он ненавидел со всем пылом, на который только способна юность. Но помимо ненависти к Каддафи крепко поселилась в его голове еще одна «идея фикс» - разбогатеть. Неважно как, неважно каким путем и неважно какими средствами – но стать богатым любой ценой.
Достоверно известно только, что с юных лет Саддам причислял себя к ливийской «золотой молодежи»
А потому еще с юных лет он с головой ушел в разные «мутные схемы», которые существуют в любом государстве, даже в Ливии. Где-то провернуть спекулятивную схему, где-то – «развести лоха и поставить его на счетчик», а потом выколачивать с него долг, где-то, прикрываясь связями приятелей отца, который жил в это время в Штатах и работал на ЦРУ – «поставить крышу» мелкому бизнесмену.
Знавшие его в то время говорят об этом периоде его жизни неохотно, достаточно кратко – но единодушно: «Маленький угрюмый гангстер, абсолютно беспринципный и патологически жестокий, считавший идеалом поведения манеры американских гангстеров 30-х годов XX столетия».
Любое социально потрясение – революция, переворот, смута и безвременье - для такого типа людей просто мечта. Старых законов уже нет – новых еще не существует, используй эту «мутную воду» с максимальной выгодой для себя.
И Саддам использовал на всю, как говорится, катушку, быстро сколотив из будущих своих «придворных» несколько банд, которые грабили банки и крупные магазины, занимались рэкетом, похищениями людей и всевозможными махинациями. Ливия после Каддафи стала просто питательной средой для подобных типов - и они стремились по максимуму использовать тот шанс, который выпал на их долю со свержением Каддафи и разрушением ливийской государственности.
«Винтовка рождает власть»
А его отец, вернувшийся в тому времени в Ливию, тем временем начал борьбу за власть. Если не над всей страной, то хотя бы над значительной ее частью. А чего требует война за власть в условиях разгоревшейся гражданской войны? Правильно. Денег, много денег и еще раз денег, плюс – богатых иностранных спонсоров.
С иностранными спонсорами Хафтар в то время еще работал сам. А вот на посту добытчика денег внутри Ливии ему требовался свой человек, абсолютно надежный. И кто им мог стать как не собственный сын, который к тому времени уже успел продемонстрировать недюжинные коммерческие задатки по сбору денег у бизнеса Восточной Ливии, который еще к тому времени уцелел?
Любое социально потрясение – революция, переворот, смута и безвременье - для такого типа людей, как Хафтары просто мечта. Старых законов уже нет – новых еще не существует, используй эту «мутную воду» с максимальной выгодой для себя
На этом посту таланты Саддама расцвели буйным цветом. Продажа на металлолом разбитой военной техники, контрабанда сырой нефти, захват еще работавших сельскохозяйственных предприятий, продажа, зачастую – липовая, иностранным инвесторам той части ливийских активов, до которых сын Хафтара мог дотянуться – не было ни одной сферы экономики воюющей Ливии, которую бы Саддам, с сыновьей почтительностью выполняя волю отца и не забывая о своих интересах, обошел бы вниманием.
К 2020 дела шли столь успешно, что Саддам брал частный самолет отца – и летал в Венесуэлу с мешками долларов США. Который с помощью венесуэльских властей менял на золото. Которым, в свою очередь, расплачивался с поставщиками оружия в Ливию, среди которых были и саудиты, и бизнесмены из Эмиратов, и европейцы, и россияне с белорусами. Когда дело касалось оружия, то основным принципом Саддама было классическое «все флаги в гости к нам».
К этому времени Халифа Хафтар понял две вещи. Первую – младший сын прекрасно справляется с самыми деликатными поручениями, «беспощаден к врагам Рейха». И вторую - он сумел наработать серьезные связи с международными партнерами. А потому отец решил двигать Саддама еще и по военной линии. И обеспечил здесь своему сыну, не имеющему никакого военного образования, просто фантастический взлет – капитан, затем – майор, затем – подполковник и сейчас – бригадный генерал.
Военный из числа сторонников Хафтара откровенно плевались, глядя на это непотребство, что папу с сыном совершенно не смущало. Какого формального военного опыта они хотели, интересно? С 2016 года Саддам командовал «бригадой Тарика Бен Зейада». Которая никак не проявила себя в боях, зато прекрасно справлялась с карательными функциями в отношении противников Хафтара.
«Незаконные убийства, пытки, изнасилования и другие формы сексуального насилия, похищения людей и их последующие исчезновения без следа», — вот согласно отчетам международных организаций, «боевой путь» этой бригады. А параллельно Саддам создал 106-й батальон, ныне бригаду, которая стала «преторианской гвардией» Халифы Хафтара, без жалости и малейших колебаний устранявшей всех, на кого он указывал пальцем.
Иными словами, Саддам и без военного образования был своего рода «самородком», видимо поэтому в марте 2024 года Египетская военная академия высших стратегических исследований присвоила ему степень доктора философии в области военных наук. Каир - давний союзник Хафтара, как не сделать его сыну приятно?
Саддам на встрече с советниками Трампа
Еще молод, а уже слуга трех господ
Но что он безусловно унаследовал от своего отца, постепенно развив эту его черту до совершенства — это умение лавировать между серьезными геополитическими игроками, имеющими интересы в Ливии. Было время – он активно сотрудничал с российским «Вагнером» в контрабанде ливийской нефти. Было время – он дружил с Башаром Асадом и Хезболлой, помогая им доставлять каннабис и каптагон в порты Тобрука и Бенгази, а потом за часть прибыли распродавая его по всей Африке.
Но времена меняются, и Саддам сейчас в активном поиске новых иностранных партнеров. В 2021 он посетил Тель-Авив для тайной встречи с израильскими официальными лицами, которым пообещал дипломатические отношения с Ливией в обмен на военную и дипломатическую помощь Халифе Хафтару.
28 апреля 2025 года Саддам в качестве посланника командующего ЛНА Халифы Хафтара встретился в Вашингтоне, округ Колумбия, со старшим советником президента США Дональда Трампа Массадом Булосом и другими высокопоставленными республиканскими чиновниками. Им он предложил предоставить гражданство миллиону палестинцев и принять их на территории Ливии - в обмен на больший контроль Хафтаров над нефтяными ресурсами страны.
Кстати, в сообщении об этом приводятся слова министра сельского хозяйства Израиля Ави Дихтера, который называет Ливию «идеальным местом» для плана по переселению около 1,5 миллиона палестинцев из Газы. Естественно, на официальном уровне в тех же Штатах все это опровергается. Но чем активнее американцы от контактов с Саддамом Хафтаром открещиваются – тем больше оснований думать, что дыма без огня не бывает. А сейчас, когда Саддам официально назначен заместителем отца – возможны любые повороты в этой истории. В любом случае – о Саддаме Хафтаре нам теперь предстоит слышать часто, хотелось бы нам этого или нет.
Потому как он – «плоть от плоти» постреволюционной Ливии и достойный сын своего отца. Абсолютно беспринципный, озабоченный только сохранением власти, не останавливаясь для этого перед любыми, даже самыми грязными, методами – и готовый на международной арене вступить в союз с кем угодно и на каких угодно условиях – лишь бы остаться на вершине власти. С этой точки зрения Халифа Хафтар воспитал идеального наследника и преемника. Впрочем, в современной Ливии другой и не выживет…


