Нетаньяху и геноцид армян : геополитическая фикция вместо правды ПОЗИЦИЯ
Как передает Icma.az со ссылкой на сайт Vesti.
В мире большой политики не редкость, когда система замыкается на воле одного человека. Опыт десятилетий показал: авторитарная методология особенно популярна в странах с неразвитой или вовсе отсутствующей демократией. Но когда подобное происходит в государствах со зрелым гражданским обществом, с развитыми правовыми, общественными и гуманитарными институтами, реакцией становится крайнее недоумение.
Этой слабостью грешит Израиль Биньямина Нетаньяху, который продолжает свое политическое шоу, демонстрируя подчеркнуто неуважительное отношение к мировому порядку и нормам международных правовых актов. На днях он вновь удивил мир — официально признав так называемый геноцид армян в Османской империи. Произошло это во время его интервью в прямом эфире американскому политологу и подкастеру Патрику Бет-Дэвиду.
Известный американский ученый Джон Миршаймер, автор теории наступательного реализма, давно изучает влияние израильского лобби на внешнюю политику США. Он заметил, что «израильский премьер демонстративно плюет на международное право». Миршаймер не скрывает: по части шагов Тель-Авива на Ближнем Востоке он уже давно ничему не удивляется. По его словам, Израиль фактически противопоставил себя всему мировому сообществу — если, конечно, не считать поддержки, которую Нетаньяху получают от Вашингтона и ряда западных столиц.
Новый маневр Нетаньяху только подтверждает: премьер бьет рекорды политического лицемерия, втаптывая в грязь нормы морали. Ему прекрасно известно, что никакого «геноцида армян» не существовало, а был геноцид мусульман в Восточной Анатолии в годы Первой мировой.
Армяне, встав на путь преступного сепаратизма и вступив в сговор с командованием русской армии, подняли мятеж против собственного государства. Не дождавшись прихода новых хозяев, они устроили резню мусульманского населения. Беспощадно уничтожали женщин, детей и стариков — мужское население находилось на фронтах.
Подлое предательство вызвало шок не только в высоких кругах Османской империи, но и за ее пределами. В Стамбуле (Константинополе) приняли решение о массовой депортации неблагонадежного этноса из прифронтовых территорий, чтобы выстроить надежный заслон наступлению русских.
Архивы европейских и восточных государств располагают подлинными свидетельствами истинных причин тех событий, где отчетливо прослеживается след армянского предательства. Об этом прекрасно осведомлены и в Израиле, где также хранятся документы эпохи Первой мировой, и сами армяне, которые держат в Матенадаране ценные свидетельства начала XX века за семью печатями, лишь бы правда не вышла наружу.
Разве израильский премьер не знает об этом? Знает. Но сознательно пошел на геополитическую фикцию, чтобы ударить по репутации Анкары именно в тот момент, когда у него не хватает ресурса справиться с сильным соперником. Стоит вспомнить, как он сам санкционировал обострение на турецком направлении: договорившись с новыми властями Сирии, стал наносить удары по стратегическим объектам страны, которая только начинала подниматься после многолетней войны.
Ответственность за новый виток региональной эскалации целиком и полностью лежит на правительстве Нетаньяху. На Эрдогана у него накопилось немало злобы, и он ждал своего часа, чтобы выместить ее. Но Турция — это не Газа, не Ливан и не Сирия. В сирийской истории он уже почувствовал свою уязвимость: Анкара ясно показала ему границы возможностей.
Нетаньяху не привык уступать. Но иранская история преподала ему урок: он был вынужден просить Дональда Трампа о перемирии с Тегераном. Теперь история повторяется. Стратегического ресурса, чтобы тягаться с Анкарой, у него нет, поэтому он прибегает к низменной уловке, стараясь досадить стране, которая немало сделала для становления израильской экономики. Турция долгие годы предоставляла Тель-Авиву режим благоприятствования по стратегическим направлениям.
Признание «геноцида армян» со стороны Нетаньяху — это проявление слабости и отчаяния. Поступив алогично, премьер Израиля пожертвовал не столько репутацией страны, сколько своей собственной. В Турции никогда не было антисемитизма, так же как в Израиле нет тюркофобии. Но элиты и общества разных стран часто вынуждены краснеть за лидеров. В случае Нетаньяху — даже внутри израильского истеблишмента звучат оговорки и сомнения.
Премьер продолжает плести интриги против соседей и дальних стран. Для него войны стали спасательным кругом перед лицом расследований и судебных дел, связанных с коррупцией и мошенничеством. Любопытно, не правда ли?
Но суть не только в этом. По столь чувствительному вопросу еще не высказались израильское общество и такие структуры, как Центр Симона Визенталя, занимающийся исследованием Холокоста и защитой прав человека.
Как бы то ни было, последний скандальный ход Нетаньяху явно не вписывается в рамки здравого рассудка. Он продиктован не государственными интересами, а личной неприязнью к человеку, которому Нетаньяху безнадежно проигрывает. Здесь речь идет не только о геополитическом весе Израиля и Турции, но и о понятиях харизмы, политической репутации и дальновидности.
Необдуманный шаг Нетаньяху бьет также по интересам стран, которые выстраивают стратегическое партнерство с Турцией — одним из сильнейших государств мира, реально участвующим в формировании нового глобального порядка. Последний моветон израильского премьера — это акт позорной дерзости, на который сильная личность никогда бы не решилась.
Здоровые силы израильского общества неизбежно от него открестятся. Потому что от него веет ложью.


