ОАЭ на карте геоэкономической стратегии Южного Кавказа Статья Владимира Цхведиани
Icma.az сообщает, ссылаясь на сайт Caliber.az.
19 сентября 2025 года с официальным визитом в Тбилиси прибыл президент Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) шейх Мухаммад ибн Заид Аль Нахайян. Символично, что визит главы ОАЭ в Грузию состоялся вскоре после того, как 16 сентября 2025 года Мухаммад бен Заид аль-Нахайян посетил Азербайджан, где его встреча с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым прошла в освобождённом от оккупации городе Шуша Карабахского региона.

Во время визита в Азербайджан стало очевидно, что компании ОАЭ проявляют интерес к масштабным инвестициям в инфраструктуру Среднего коридора, проходящего через Южный Кавказ. В присутствии президентов ОАЭ и Азербайджана Бакинский судостроительный завод и компания портов Абу-Даби подписали контракт на строительство и продажу двух контейнеровозов. Эти суда будут задействованы в Каспийском море, где растёт спрос на контейнерные перевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ).
Поездка Мухаммада ибн Заида Аль Нахайяна в Тбилиси показала, что ОАЭ намерены инвестировать и в Грузию — ключевую наряду с Азербайджаном страну Среднего коридора, перспективную для развития транспорта, промышленности, энергетики и туризма. Не случайно летом этого года при участии инвестиций из ОАЭ был запущен проект мультимодального сухого порта Tbilisi Dry Port, ставший важной частью инфраструктуры Среднего коридора.

Совладельцем Tbilisi Dry Port является компания Abu Dhabi Ports Group, которая в 2024 году приобрела 60% строившегося тогда тбилисского сухого порта. Ранее Abu Dhabi Ports Group уже активно инвестировала в Казахстане и Узбекистане, а также открыла операционный офис в Турции. Таким образом, Tbilisi Dry Port связал активы Abu Dhabi Ports Group в сфере транзитной инфраструктуры в рамках Среднего коридора в единую цепь.
Инвесторам из ОАЭ в Грузии принадлежат такие активы, как коммерческий банк Terabank, гостиницы The Biltmore Tbilisi Hotel и Sheraton Grand Tbilisi Metechi Palace, а также торговый центр Tbilisi Mall. Кроме того, среди инвестиций стоит отметить сеть супермаркетов Carrefour, работающую по франшизе и принадлежащую компании из ОАЭ Majid Al Futtaim Hypermarkets.
«Между Грузией и Эмиратами существуют тесные связи. Это будет ещё больше подтверждено углублением нашего сотрудничества и реализацией множества новых проектов — в сферах торговли, бизнеса, экономики, промышленности и энергетики, а также в приоритетных для обеих стран секторах. Хотелось бы отметить рост товарооборота между нашими странами. Это сотрудничество имеет большие масштабы, и нет сомнений в его дальнейшем развитии, особенно в транспортной сфере. Эмираты будут способствовать развитию партнёрских отношений в рамках соглашений, реализуемых различными инвестиционными компаниями. Это укрепляет отношения между Грузией и Эмиратами. Наши страны разделяют общее видение стабильности, мира и связей между людьми. Обе стороны также углубляют сотрудничество в культурной сфере, разделяя богатое наследие, которое является основой развития. Хочу заверить вас, что Объединённые Арабские Эмираты будут укреплять партнёрские отношения между странами Кавказского региона и содействовать стабильности, миру и общим интересам. Мир — главная ось развития и укрепления экономики», — заявил президент ОАЭ шейх Мухаммад бен Заид Аль Нахайян на встрече с премьер-министром Грузии Ираклием Кобахидзе в администрации правительства.
По итогам переговоров в присутствии руководителей двух стран министр экономики и устойчивого развития Грузии Мариам Квривишвили и основатель компании Eagle Hills Мохамед Алаббар обменялись подписанными инвестиционными соглашениями.
Документы предусматривают реализацию в Грузии двух масштабных проектов: в Тбилиси (Tbilisi’s Krtsanisi Park) и в Аджарии (Gonio Marina) общей стоимостью 6 млрд долларов США. Особого внимания заслуживает проект многофункционального комплекса Gonio Marina в Аджарии площадью 260 гектаров на берегу Чёрного моря. В него входят пристань для яхт мирового класса, апартаменты, отели, торговые центры и рекреационная зона.

Основатель партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили также встретился с президентом ОАЭ. На встрече присутствовали премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе, министр экономики и устойчивого развития Мариам Квривишвили, министр иностранных дел Мака Бочоришвили и глава администрации правительства Леван Жоржолиани.
Согласно официальному пресс-релизу, основной темой переговоров стали планируемые инвестиции ОАЭ в Грузию. Эта встреча была закономерной в рамках визита главы ОАЭ, напрямую связанного с крупными бизнес-проектами.
Было бы странно, если бы инвесторы из ОАЭ и представляющий их интересы глава государства «проигнорировали» ведущего бизнесмена и крупнейшего внутреннего инвестора Грузии.
Тем не менее сам факт встречи Бидзины Иванишвили с Мухаммадом бин Заидом Аль Нахайяном вызвал резкое недовольство грузинской прозападной оппозиции во главе с экс-президентом Саломе Зурабишвили. Она охарактеризовала приём президента ОАЭ у Иванишвили как свидетельство «аннулирования государства».

«Наглядно проявилось то, что государство аннулировано. Приём официального иностранного гостя превратился в позорную пародию! Правительство, парламент – все исчезли, представ перед всеми рабами Бидзины!», – написала Зурабишвили в Facebook.
Любопытно, что в мае 2025 года та же оппозиция и лично Зурабишвили критиковали Иванишвили за отказ встретиться с «уходящим» послом США в Грузии. Однако тогда экс-президент почему-то не считала, что встреча американского посла с руководителями правительства и парламента могла бы трактоваться её любимым определением «рабы Бидзины».

22 мая 2025 года посол США в Грузии Робин Данниган, по её словам, «по просьбе госсекретаря США Марко Рубио», обратилась к Бидзине Иванишвили с предложением о личной встрече. Целью было передать послание из Вашингтона и обсудить шаги правительства Грузии для восстановления стратегического партнёрства с США. Однако Иванишвили отказался. Его решение выглядело логичным, поскольку речь шла не об инвестициях или бизнес-партнёрстве, а о политических вопросах, которые посол должна обсуждать с представителями исполнительной и законодательной власти, а не с бизнесменами.
Возмущение Зурабишвили и прозападной оппозиции визитом главы ОАЭ и его встречами вполне объяснимо. Рушится их миф о «полной изоляции» Грузии при правлении «Грузинской мечты». В страну приходят масштабные инвестиции, создаются рабочие места, формируются предпосылки для экономического роста. Предложить этому альтернативу оппозиция не в состоянии. Сама Зурабишвили за время своего президентства не привлекла в Грузию значимых инвестиций, даже из Франции.
Сегодня инвестиции из ОАЭ приходят в Грузию во многом благодаря политической стабильности, обеспечиваемой нынешними властями. И именно эту стабильность оппозиция стремится разрушить своими акциями.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az


