Оптимизм Рубиняна против азербайджанской позиции Садыхов и Ованнисян на
Icma.az сообщает, ссылаясь на сайт Caliber.az.
Вице-спикер парламента Армении Рубен Рубинян выразил надежду, что мирный договор с Азербайджаном будет подписан уже в сентябре 2025 года. Об этом он заявил в эфире Общественного телевидения Армении.
«Надеюсь, что Армения и Азербайджан подпишут мирный договор не в первой половине 2026 года, а в конце 2025 года или в сентябре 2025 года», — отметил он.
Ранее глава МИД Турции Хакан Фидан заявил, что подписание соглашения между Арменией и Азербайджаном ожидается в первой половине 2026 года. Он подчеркнул, что после этого Анкара быстро нормализует отношения с Ереваном.
А насколько реально может произойти подписание мира между Арменией и Азербайджаном? Почему вице-спикер Рубинян допускает, что это может случиться уже в текущем сентябре?
Эту тему прокомментировали в беседе с Caliber.Az известные эксперты с двух сторон.

Политолог, профессор Западно-Каспийского университета Фикрет Садыхов отмечает, что создаётся впечатление, будто Рубинян либо не слышал, либо не знает позиции Азербайджана по поводу подписания мирного соглашения.
«Или он не в курсе того, что произошло 8 августа в Вашингтоне, где был парафирован этот договор между нашими странами? В любом случае, это не делает чести человеку, занимающему столь высокий пост одного из руководителей армянского парламента и, кстати, возглавляющему делегацию на переговорах с Турцией.
То, что договор не будет подписан до конца 2025 года, абсолютно очевидно. А утверждение Рубиняна о том, что это может произойти уже в сентябре, вызывает удивление. Получается, что в Конституцию Армении не должны быть внесены никакие изменения. Территориальные претензии к Азербайджану продолжат существовать на конституционном уровне. И мы молча, без оглядки, с большим рвением подпишем мирное соглашение с Арменией, несмотря на столь серьёзные и сложные препятствия, которые Ереван должен устранить в ближайшем будущем.
Рубен Рубинян явно блефует, потому что это территориальная претензия, зафиксированная в основном законе государства. Наша позиция по этому поводу озвучивалась многократно. Неужели её нужно повторять ежедневно, чтобы она дошла до таких, как Рубинян и его соратники?
Поправки в Конституцию и вообще её изменение, скорее всего, невозможно осуществить до парламентских выборов 2026 года. Все понимают, что для проведения референдума требуются громоздкие процедуры, а это серьёзный и длительный процесс.
Мечтать можно о чём угодно — даже о том, что мирный договор подпишут на этой неделе. Но между мечтой и реальностью разница как между небом и землёй», — подчеркнул профессор.
Он добавил: «Если же Рубинян сознательно вводит в заблуждение армянскую общественность, то он лишь усугубляет ситуацию, по сути, обманывая её и выставляя себя в крайне смешном свете.
Пункт, содержащийся в Конституции Армении, представляет собой прямую угрозу региональной безопасности. Это открытая претензия на азербайджанскую территорию. В такой ситуации речи о скоропалительном подписании мирного договора быть не может. Мы не можем оставлять лазейки для реваншизма, для последующих политических режимов, которые будут бравировать этим положением и продолжать политику обмана собственной общественности. Рубинян должен понимать ответственность за свои слова, которые никогда не приведут к нормальным отношениям между нашими государствами. А именно к этому давно и последовательно стремится Азербайджан».

Президент Ассоциации политологов Армении, доктор политических наук Амаяк Ованнисян убеждён, что Армения и Азербайджан одинаково заинтересованы в скорейшем подписании мирного договора.
«На мой взгляд, Азербайджан особенно заинтересован в подписании документа, потому что это закрепит и сделает необратимыми результаты его военной победы во Второй Карабахской войне.
После Первой Карабахской войны победившая сторона не настояла на заключении мирного договора и признании проигравшей стороной послевоенного военно-политического статус-кво, ограничившись хрупким перемирием в Бишкеке 1994 года. В итоге проигравшая сторона сохранила возможность для реванша и спустя 26 лет ею воспользовалась. Не сомневаюсь, что такой политический стратег, как Ильхам Алиев, прекрасно понимает: повторение ошибки, ставшей роковой для Армении, не в интересах Азербайджана.
Ваш президент уже добился роспуска Минской группы ОБСЕ, заставил премьер-министра Армении заявить, что карабахская тема закрыта раз и навсегда. Но Никол Пашинян не вечен, и Минская группа, если не будет подписанного и ратифицированного парламентами наших стран мирного договора, может вновь собраться — пусть в ином формате», — отметил эксперт.
Ованнисян считает, что Азербайджану стоит торопиться, поскольку полномочия нынешнего парламента Армении истекают в июне следующего года.
«Вот почему вице-спикер парламента РА и уполномоченный на переговорах с Турцией Рубен Рубинян называет такую дату, как конец сентября. Это объяснимо. И Фидан, и Рубинян понимают, что у Никола Пашиняна и его партии «Гражданский договор» мало времени для сохранения власти в нынешнем объёме после выборов 2026 года.
Рубинян и Фидан отслеживают электоральные настроения в Армении и прекрасно понимают, что возможны два сценария: либо партия Пашиняна проиграет выборы и уйдёт в оппозицию, либо выйдет из них ослабленной и неспособной провести через парламент необходимые решения, включая ратификацию мирного договора.
В этом случае все договорённости, достигнутые в Вашингтоне, окажутся под угрозой срыва. Провалятся и планы по «Маршруту мира и процветания Трампа», ведь самому Трампу после промежуточных выборов Конгресса будет не до Южного Кавказа. Именно на это рассчитывает Москва, цепляющаяся за 9-й пункт соглашений, подписанных в ноябре 2020 года под эгидой Владимира Путина, — в стремлении разместить там пограничников ФСБ и контролировать «маршрут Трампа».
Поэтому затягивать заключение мирного договора, выдвигая дополнительные условия, означает подыгрывать планам Москвы по открытию «маршрута Путина», вместо того чтобы реализовать «маршрут Трампа», — резюмировал Ованнисян.


