От самолёта до Екатеринбурга: цепочка кризисов между Баку и Москвой Экспертные мнения на
Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az, отмечает.
На фоне охлаждения в отношениях между Баку и Москвой встаёт вопрос о возможных последствиях не только в сфере межгосударственного диалога, но и на уровне повседневной жизни. В частности, внимание обращено на положение многочисленной азербайджанской диаспоры в России — как граждан Азербайджана, так и граждан РФ азербайджанского происхождения.
Насколько вероятно, что происходящее приведёт к изменениям в социально-экономической или правовой плоскости? Или же стороны сумеют найти пути к деэскалации?
Своим мнением об этом поделились с Caliber.Az известные эксперты.

Российский политический аналитик, главный редактор портала After Empire Ольга Курносова для начала предложила попробовать проследить логику развития ситуации.
«Понятное дело, что любое преступление, совершённое 25 лет назад, не может быть причиной произошедшего в Екатеринбурге. Оно было использовано как повод. Вопрос: зачем этот повод был использован? Вопрос номер два: согласовывали ли исполнители свои действия с Москвой? На мой взгляд, скорее всего, согласовывали. Вопрос номер три: знала ли Москва и знали ли сами исполнители, что среди тех, кого они будут так жёстко задерживать, есть граждане Азербайджана? На мой взгляд, скорее всего, они просто очень невнимательно подошли к тому, к кому они едут, и просто не знали, что там будут не только этнические азербайджанцы, но и граждане Азербайджана. И, соответственно, получилось так, как получилось.
То, что я вижу сейчас, — да, формально идёт обмен достаточно жёсткими ударами.
География преследований азербайджанцев в России расширяется. Но то, что происходит в Азербайджане, на мой взгляд, гораздо болезненнее для Кремля. Я имею в виду не только задержание сотрудников ФСБ и других россиян, но и отмену всех намеченных двусторонних планов, мероприятий и событий», — отметила эксперт.
По мнению аналитика, в настоящий момент российская сторона, возможно, ищет возможность снизить градус напряжённости.
«Но, как мы видели в ситуации со сбитым азербайджанским самолётом, до конца Кремль сдавать назад не умеет. Он не умеет извиняться, не умеет как-то компенсировать ущерб.
Поэтому, полагаю, что в настоящее время ведутся закулисные консультации в поисках взаимоприемлемого решения. В зависимости от того, удастся ли достичь договорённостей, можно ожидать соответствующих дальнейших действий.
Если договориться не удастся, то, увы, возможно развитие самых разных сценариев. Мы уже видим массированную кампанию в соцсетях — звучат различные агрессивные высказывания. Есть ощущение, что подобная риторика может быть не только скоординированной, но и «самоорганизованной», идущей снизу.
Понятно, что возможно ужесточение ситуации, тем более что в России проживает достаточно большое количество этнических азербайджанцев. Но, с другой стороны, если действительно пойдёт усиление давления, то, мне кажется, и у азербайджанцев есть ресурсы для ответа. Важно и то, что их поддерживает своё государство — это придаёт уверенности и сил», — подчёркивает Курносова.
Ситуация для Москвы, считает она, непростая.
«Не будем забывать, что Азербайджан не одинок. В подобных ситуациях, и не только в подобных, его всегда поддерживает Турция. Это объективный фактор, который также должен учитываться при выстраивании политики. Кремль оказался в трудном положении и, судя по ряду признаков, пытается найти из него выход. Например, был задержан лидер азербайджанской диаспоры Екатеринбурга, но вскоре его перевели в статус свидетеля и отпустили. Это может быть сигналом, что наметился путь к снижению напряжённости», — полагает эксперт.

Депутат Милли Меджлиса Азербайджана, политолог Расим Мусабеков, в свою очередь, считает, что инициатива к ухудшению отношений с Азербайджаном исходила не из Баку.
«Именно на территории России был сбит азербайджанский гражданский самолёт, и мы до сих пор не получили от официальной Москвы ответов и действий, соответствующих не только нормам международного права, но и высокому уровню отношений между нашими странами. Что касается недавней акции в Екатеринбурге, она действительно стала резонансной. Трудно представить, чтобы о подобных действиях не знали на самом верху в России. Мы ожидали внятной реакции на вопиющее поведение силовиков, в результате которого погибли азербайджанцы.
Азербайджан не может принять подобное молчание и игнорирование. И именно поэтому отвечает, насколько считает нужным. Причём, если быть объективными, эти ответы весьма сдержанные», — отметил Мусабеков.
По его словам, реакция высшего российского руководства на эти инциденты способна определить вектор будущих отношений.
«Такого рода инциденты, а главное — отсутствие должной реакции на них, только усиливают недоверие. Холодок в наших отношениях рискует превратиться в глубокую пропасть. Я не исключаю, что ряд достижений, которые мы считали базовыми элементами партнёрства, будут шаг за шагом сворачиваться.
Соседние с Россией балтийские республики практически обнулили отношения. Существенно сократила взаимодействие с РФ и Грузия. И, если ситуация не изменится, Азербайджан, возможно, будет вынужден идти по тому же пути. При этом мы не стремимся превращать Россию во врага. Но и называть её другом при текущем положении дел — крайне затруднительно.
Тем не менее у Москвы ещё есть возможность всё исправить. Высшее руководство России способно проявить волю, занять рациональную позицию, соответствующую как уровню наших двусторонних отношений, так и элементарным нормам международного права.
Высокомерие здесь неуместно. И если оно сохранится, то Азербайджан перестанет чего-либо требовать, а будет выстраивать отношения с этим государством исключительно исходя из реальных наблюдаемых тенденций», — резюмировал депутат.


