От трагедии к катарсису
Как передает Icma.az, со ссылкой на сайт Бакинский рабочий.
Состоялся показ фильма Doğma torpaq режиссера Ильгара Сафата
В столичном кинотеатре «Азербайджан» прошел показ художественного фильма известного азербайджанского режиссера театра и кино Ильгара Сафата - Doğma torpaq («Родная земля»). Мероприятие было организовано еврейской общиной Азербайджана и приурочено ко Дню Памяти и началу процесса восстановления территориальной целостности страны.
Фильм снят на киностудии Narimanfilm по сценарию Ильгара Сафата. Работа над картиной продолжалась около пяти лет. Лента охватывает драматические страницы новейшей истории Азербайджана и подчеркивает, что освобождение родной земли стало общенациональной миссией, в которой участвовали представители всех народов, населяющих страну.
Сюжет фильма охватывает период длиной в несколько десятилетий - от изгнания азербайджанцев из Кафана (Армения) в конце 1980-х годов до событий Ходжалинской трагедии в феврале 1992 года. Особое место в картине занимает сцена чудовищной резни в Ходжалы, где армянские боевики устроили массовое уничтожение мирного населения. Свидетелем этих событий становится английская журналистка - хрупкая девушка, глазами которой зритель наблюдает ужасы происходящего.
Doğma torpaq - это qərinə (летопись), охватывающая историю длиной в 35-40 лет. Через судьбы героев фильм показывает жизнь трех поколений, эволюцию народа и государства, глубокие общественные перемены и переломные моменты национальной истории.
После показа зрители имели возможность пообщаться с создателями фильма - людьми, которые не просто рассказывали о трагических событиях, но и лично их пережили. Они несут в себе боль своего народа, но вместе с тем и гордость за его стойкость и героизм. Их голос достоин быть услышанным не только в Азербайджане, но и за его пределами - в масштабах всей мировой общественности.
Учредитель и директор киностудии «Нариманфильм», продюсер Нариман Мамедов отметил, что идея создания фильма принадлежит самому режиссеру - Ильгару Сафату. По его словам, особенно мощный импульс работе над картиной придали 44-дневные события осени 2020 года, завершившиеся Победой Азербайджана и освобождением оккупированных территорий Карабаха. Эти события вдохновили автора, и съемочный процесс приобрел новый темп и смысл.
- Это первый полнометражный фильм, снятый в освобожденной Шуше после 33 лет оккупации, - рассказывает Нариман муаллим. - Благодаря содействию Министерства культуры и Администрации Президента наша съемочная группа стала первой, кто получил разрешение работать на только что освобожденных землях. Сценарий был написан еще в 2019 году, а сама работа над фильмом заняла около пяти лет - труд огромный и глубоко эмоциональный. Каждый раз, когда пересматриваю кадры, воспринимаю их по-новому. Но именно об этом важно говорить - чтобы наши потомки знали и помнили, какую цену заплатили их братья, отцы и деды за свободу Родины, которой мы сегодня гордимся.
События, отраженные в фильме Doğma torpaq, являются одними из ключевых в новейшей истории Азербайджана и должны остаться в памяти будущих поколений как напоминание о стойкости, единстве и героизме народа.
Еще после презентации фильма İçəri şəhər в беседе с нами Ильгар Сафат упомянул и о своей тогдашней работе над Doğma torpaq (см. «Бакинский рабочий», №123 от 25 июля 2025 г.) Оба фильма объединяет сквозная тема - незаживающая рана Карабаха, боль утраты и тоска по справедливости, глубоко прочувствованная и осмысленная через язык кинематографа.
Говоря об идее создания Doğma torpaq и творческой задаче, которую он перед собой ставил, Ильгар Сафат подчеркнул, что начал писать сценарий задолго до 44-дневной войны:
- Несколько лет я лишь подбирался к этой теме, потому что она казалась мне неподъемной. Рассказать о зверской резне в Ходжалы в 1992 году, об изгнании азербайджанцев из Кафана в 1987-м, о деятельности дашнакских ячеек в советские годы, готовивших сепаратистские выступления 90-х... Фон нашей сценарной истории был очень болезненным, сложным, кровавым. Обо всех этих трагических событиях я рассказываю через судьбу главного героя фильма - разведчика Эмиля, роль которого исполнил актер Рустам Джабраилов.
Начиная работу над сценарием, я и представить не мог, что финальные сцены фильма мы будем снимать в освобожденной Шуше. Меня, как и весь народ, глубоко вдохновила наша Победа в 44-дневной Карабахской войне. Я отбросил все и активно приступил к работе над сценарием именно во время боевых действий, а завершил его почти одновременно с освобождением наших земель.
По словам режиссера, он с воодушевлением переписал финал, который изначально был другим и до последнего момента оставался открытым. Однако после окончания войны и освобождения родных земель не осталось сомнений в том, что сюжет фильма должен завершиться именно в Шуше - на родине главного героя.
- Буквально через пару месяцев после освобождения Шуши мы приехали в город, чтобы выбрать локации для съемок. Doğma torpaq стал первым полнометражным художественным фильмом, снятым в освобожденной Шуше. Всю съемочную группу переполняли противоречивые эмоции… Более тридцати лет город находился под оккупацией, и никто из нас прежде его не видел. Думаю, нам очень повезло быть первыми.
Кстати, недавно я снова побывал в Шуше и был поражен тем, как преобразился город за короткий промежуток времени. Мы стали свидетелями возвращения мирной жизни на землю Карабаха.
- Мы увидели Шушу совсем другой: это был израненный, искалеченный годами оккупации город. И эта боль, как мне кажется, ощутима в каждом кадре нашего фильма. В нем много боли, много слез, много крови. Это очень тяжелый фильм - как в эмоциональном, так и в постановочном плане.
Но мне бы очень хотелось, чтобы эта картина помогла нам избавиться от той боли, которую мы пережили в 90-х годах, во время первой Карабахской войны. Ведь, наверное, именно в этом и заключается роль искусства - приближать людей к катарсису, к очищению, к освобождению от пережитого.
Мне искренне хочется, чтобы фильм Doğma torpaq служил именно этой цели.
Во время показа фильма создавалось ощущение, что каждый присутствующий в зале становится участником событий, разворачивающихся на экране. После окончания картины зрители долго сидели молча, а затем, опустив головы, медленно вставали и подходили к режиссеру... Молчаливые рукопожатия, безмолвные объятия… А некоторые переходили на шепот, словно боясь нарушить тишину покоя шехидов.
Зрители благодарили за правдивое отражение суровых и кровавых событий, за хронику, переданную без прикрас. Это напоминало рассказ очевидца ужасов фашизма и фашистского геноцида - человека, пережившего боль и трагедию.
Переходы фильма от реальности к воспоминаниям Эмиля и обратно к боевым действиям шокировали аудиторию и глубоко тронули каждого.
- Фильм действительно оказывает очень сильное эмоциональное воздействие на зрителя, - продолжает режиссер. - В наше время нелегко удержать внимание зрителей в зале более двух часов, особенно когда рассказываешь тяжелую, душераздирающую историю. Но выбранная нами тема требовала полной отдачи - эту историю нельзя рассказывать отстраненно, не погрузившись в нее самому и не вовлекая в нее зрителей.
- Ваш зритель - в основном представители еврейской общины Азербайджана, организовавшей показ фильма, которые переживали эту боль вместе с азербайджанским народом…
- Да, в фильме мы рассказали о чем-то очень болезненном и личном. Именно поэтому я уделил столько времени обдумыванию и написанию сценария. Структура сценария была очень непростой - это не стандартная трехактная драматургия, а скорее киноэпос, кинороман. В наше время в таком жанре практически не снимают. Но мне нужна была именно такая, развернутая форма повествования. Мне хотелось не только рассказать историю главного героя, не только осветить трагические страницы новейшей истории нашего народа, но и прикоснуться к метафизике места, на котором разворачиваются все человеческие трагедии. Я хотел погрузить зрителя в поток времени, уносящий главного героя к его трагической судьбе. Время во всех моих фильмах играет очень важную роль. Фильм «Участок» тоже исследует этот феномен. Но если в «Участке» главный герой погружается в персональный ад и через путешествие в глубины памяти излечивает личностную травму, то в фильме Doğma torpaq его уносит поток Истории. Он становится свидетелем и активным участником переломных событий в судьбе своего народа.
Автор фильма наделил главного героя Эмиля чертами и повадками леопарда: немногословный, терпеливо выжидающий, гордый. С самого начала меня впечатлили глаза Эмиля - выразительные, в них отражается зоркость осторожного и бесстрашного охотника, что создает параллель с глазами леопарда. Кроме того, среди множества визуальных образов фильма я заметила мистический лик леопарда на земле, когда дети выходят из пещеры - словно наши предки, гордые и отважные, становились свидетелями грядущих кровавых столкновений, в которые лидеры дашнакской террористической организации вовлекли и обрекли потомков двух народов.
- Леопард для меня - некий образ, тотем, оберегающий главного героя и весь народ, - говорит режиссер. - Как всякий образ, он не имеет однозначной трактовки и толкования. Скорее, это связано с поэзией и моим многолетним увлечением шаманизмом.
Еще в 2003 году я снял на Дальнем Востоке документальный фильм о шаманах, а в 90-х сочинял песни шаманского цикла. Одна из этих песен звучит в картине как раз в то время, когда разворачивались события фильма. Что касается сходства глаз леопарда и Эмиля - да, мне хотелось провести такую параллель, и она напрашивалась сама собой, благодаря актеру, сыгравшему главную роль.
Рустам Джабраилов - очень яркий и талантливый актер, и для нашего фильма была большая удача, что именно он снялся в главной роли. Как я не раз уже говорил, постановочно фильм «Родная земля» был очень труден. Мы снимали в горах, на морозе, в тяжелейших условиях. Очень важно, что в этом испытании рядом с тобой оказывается надежный и преданный человек. Хочу еще раз поблагодарить Рустама и весь актерский состав, всех членов нашей команды, прошедших вместе с нами через все испытания, и в особенности продюсера Наримана Мамедова, которому пришлось решать много непростых задач, связанных со съемочным процессом.
Представляю, каково было экранизировать эту трагедию. Это и разработка идеи, и работа с актерами, и действия на съемочной площадке, и руководство съемками, и просмотр отснятого материала, и монтаж, и все пр. Это сложный психологический процесс, который пережила съемочная группа. Однако фильм получился правдивый и жесткий. Ильгару Сафату удалось отобразить все ужасы войны и оккупации, ведь это все равно, что услышать пересказ очевидца, пережившего эту трагедию, потерявшего родных… и чудом оставшегося в живых.
- Ко всем производственным и психологическим сложностям прибавилась еще и нехватка бюджета, денег ни на что не хватало, - сетует режиссер. - Мы с большими трудностями смогли довести проект до конца. Все это время нужно было держать в фокусе саму историю и массу мелких деталей, которыми изобилует наш фильм - как смысловых, так и материальных. Для любого режиссера жанр военной драмы - это всегда проверка на прочность. Ты переживаешь очень сильный профессиональный и экзистенциальный опыт. После этого уже по-другому смотришь на людей, видишь их хрупкость, начинаешь по-новому к ним относиться.
Парадоксально, но работа, в которой много жестокости и страданий, делает автора гуманистом. Мне очень хотелось бы, чтобы и зритель выходил из зала с подобными чувствами: чтобы в нем становилось больше любви к Родине и к людям.
- Вам это однозначно удалось! В фильме мы увидели образ Альберта Агарунова. Помню, была информация, что вы планируете снять фильм об этом Национальном герое…
- Фильм Doğma torpaq, как я уже говорил, - это киноэпос, кинороман. Сюжетная линия разворачивается на протяжении сорока лет - от начала 80-х до 2020-го. В картине впервые в нашем игровом кинематографе появляется образ легендарного танкиста Альберта Агарунова, Национального героя Азербайджана, погибшего в Шуше в первой Карабахской войне. За годы работы над фильмом я будто сросся с этой историей, сроднился с персонажами. Мне захотелось расширить и без того эпичный сюжет и сделать из него трилогию.
Во второй части хотелось бы рассказать о том, как погиб наш главный герой Эмиль, и подробно показать историю его друга - танкиста Альберта Агарунова. В третьей части трилогии, по моему замыслу, хотелось бы рассказать историю сына главного героя, Аслана, освобождающего Шушу в 2020 году. Мы видим его в финале фильма Doğma torpaq. Это очень большой проект, для осуществления которого требуется соответствующий бюджет.
Фильм Doğma torpaq был представлен на кинофестивале «Коргут Ата», прошедшем в Казахстане в начале октября, и был принят очень тепло. На показе присутствовали генеральный консул Азербайджана в городе Актау Айхан Сулейманлы и сотрудники дипмиссии. Такая поддержка наших соотечественников очень ценна. Режиссер дал интервью нескольким казахским телеканалам, провел долгую и глубокую беседу с казахским кинокритиком, на которого фильм произвел сильное впечатление.
Многие иностранные зрители впервые узнают о трагических страницах истории азербайджанского народа.
- Что касается грядущих планов, их, как всегда, у творческого человека много - и в театре, и в кино, и в литературе, - поделился напоследок театральный и кинорежиссер, сценарист, прозаик, поэт и рок-бард Ильгар Сафат, известный своей скромностью. - Все идет своим чередом, просто стараюсь больше работать.










Другие новости на эту тему:
Просмотров:95
Эта новость заархивирована с источника 24 Октября 2025 02:01 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2025 Все права защищены







Самые читаемые



















