Почему мы не веселимся, как в 1999 м?
Как передает Icma.az, со ссылкой на сайт Haqqin.
Сейчас, когда мир внимательно следит за новыми лауретами Нобелевской премии, имеет смысл прислушаться к голосам лауреатов прежних лет. Американский экономист Пол Кругман был отмечен Нобелевским комитетом в 2008 году. В своей недавней колонке он обращает внимание на тревожное явление: в то время как мировая экономика переживает чрезвычайное оживление, напоминающее технологический бум 1990-х, связанный с победным шествием интернета, нынешние ожидания от ИИ, искусственного интеллекта, не сравнимы с тогдашними оптимистичными настроениями, а, наоборот, наполнены пессимизмом. «Почему мы не веселимся, как в 1999-м?» - спрашивает Кругман.
Колоссальные инвестиции, которые сейчас вкладываются в строительство и оборудование дата-центров, разогнали биржевые котировки до немыслимых величин. Рынок ценных бумаг настолько разогрет, что упорно игнорирует даже немалый ущерб, который наносит экономике тарифная политика Трампа. Без лихорадки вложений в искусственный интеллект уже наступила бы рецессия, пишет Пол Кругман.
В то время как мировая экономика переживает чрезвычайное оживление, напоминающее технологический бум 1990-х, нынешние ожидания от ИИ не сравнимы с тогдашними оптимистичными настроениями, наоборот, наполнены пессимизмом
Во втором квартале 2025 года, обращает внимание экономист, кривая доли расходов в ВВП на вычислительное оборудование и программное обеспечение вышла на уровень 1999 года, когда был пик «интернет-пузыря» доткомов. Еще одно сходство: разговоры о том, что в результате технологической революции «все изменится» и готовность крупных технологических компаний тратить на инвестиции в новую область больше, чем они зарабатывают. Ожидание грядущих сверхприбылей и страх упустить время для инвестиций будут толкать эти показатели вверх, пока нет никаких признаков остывания.
Но потребительские настроения нынче радикально отличаются от самочувствия американцев в конце 1990-х. В 1999 году, напоминает Кругман, около 60% были довольны направлением развития страны, теперь — вдвое меньше. В марте 1999 года 78% одобряли экономическую политику Клинтона, рейтинг одобрения Трампа по экономике меньше половины этого показателя, недовольных больше, чем довольных, примерно на 15 пунктов.
«Почему мы не веселимся, как в 1999-м?» - вопрошает Кругман
Не самые радужные настроения на рынке труда. Если в апреле 1999 года 47,4 % респондентов говорили, что с поиском работы все легко, и лишь 12,5 % жаловались, то в августе 2025-го лишь 26,9 % были настроены оптимистично. От развития Интернета ожидали новых возможностей и перспектив, триумфальное шествие ИИ заставляет задуматься, не придется ли потерять работу, уступив ее цифре.
Не способствует снижению тревог и политическая атмосфера, нагнетаемая администрацией Трампа. Пол Кругман совсем не сторонник действующего президента, и в его оценках это, конечно, сказывается.
Предварительные выводы, которые делает нобелевский лауреат, неутешительны. «Мой прогноз: нынешний технологический бум закончится болезненным спадом, как и в 1990-х. Трамп уверяет, что экономика «великолепна», его окружение обещает, что «в следующем году станет еще лучше». Но учитывая, насколько плохо люди оценивают положение дел даже в условиях временного бума, я бы не ставил на их оптимизм». Иногда простые человеческие ощущение надежнее биржевых показателей, исчисляемых в тысячных долях процента.


