Пусть будет мир на земле !
Icma.az, ссылаясь на сайт Zerkalo.az, передает.
Япония и Азербайджан, что может быть общего у этих двух стран, расположенных почти на разных концах света… Конечно же, общего нет практически ничего, хотя был один человек, сумевший сблизить наши страны своей музыкой. И это композитор — Фарханг Гусейнов, восхитивший Японию своим творчеством и неуемной энергией. Помимо композиторского таланта он был еще и скрипачом -виртуозом.
Начиная наше повествование, хотелось бы привести слова самого маэстро о начале своего музыкального пути:
«…Я учился в Консерватории имени Узеира Гаджибекова, и моими педагогами были великий Кара Караев по классу композиции, и Карп Савельевич Домбаев — по скрипке. Именно Кара Караев в свое время посоветовал мне, чтобы я уехал учиться в Москву. Он направил меня к двум титанам, которым рекомендовал меня как способного ученика, и благодаря невероятному уважению и дружбе Караева с этими великими людьми, я получил возможность учиться у них. Это великие Леонид Борисович Коган и Арам Ильич Хачатурян»…
Окончив Московскую консерваторию по классу скрипки у знаменитого Леонида Когана и К.Домбаева, в 1975, музыкант до 1978 года был ассистентом в классе Леонида Когана.
Ещё будучи московским студентом, в 1972 году, выступая в составе оркестра Московской Консерватории он завоевывает золотую медаль на конкурсе им. фон Караяна в Западном Берлине.
С 1978 года по 1992 преподавал на кафедре струнных инструментов в Азербайджанской Государственной Консерватории.
1990-е годы смерчем пронеслись по всему Евразийскому континенту, но наиболее разрушительными они были именно на постсоветском пространстве. Миллионы людей потеряв прежние смыслы жизни, работу, средства к существованию, стали судорожно искать выходы из сложившейся ситуации. Наиболее уязвимыми в данной ситуации стали конечно же люди искусства. И лучшие специалисты стали разъезжаться по зарубежным странам, чтобы выжить и в тоже время сохранить себя в творчестве.
Фарханг Гусейнов в это время был приглашен преподавать в Государственный университет Аданы – Чукурова, в котором проработал с 1992 года и до конца своей жизни (2010 г.), заведуя кафедрой струнных инструментов, помимо этого руководил и дирижировал студенческим симфоническим оркестром.
Благодаря своему творчеству он был довольно популярным за границей, у себя же дома он был известен только музыкантам, которые могли по достоинству оценить всю мощь его таланта.
Ведь, не смотря на большую педагогическую загруженность Фарханг умудрялся творить. Причем его творчество было высоко оценено во многих странах. Для Турции он написал балет «Королева Аба», в котором повествуется о карийской царевне Абе (первая половина IV века до н. э.) являвшийся сестрой и женой Гекатомна, правившего Карией в 385—377 годы до н. э.е. Об Абе известно из надписи на обнаруженном в Иасосе (руины древнего города неподалеку от Бодрума) монументе, датируемом IV веком до н. э.
В 1995-м на конкурсе «Пусть будет мир на Земле!» он получил специальный приз ООН за свою ораторию, которая носит такое же название.
В 2000 году Фарханг Гусейнов пишет «Kapriccio Quarani» для международного музыкального конкурса, посвященного парагвайскому композитору и дирижеру Хосе Асуньону Флресу. Флорес был создателем жанра лирических песен гуарания — песен группы индейских народов Южной Америки. Среди ста других соискателей произведение нашего композитора удостаивается первого места и получает высшую премию ЮНЕСКО. Жюри, состоявшее из композиторов и дирижеров Италии, Испании, Аргентины и других стран Латинской Америки, высоко оценивая творчество Фарханга Гусейнова сказали ему: «Даже если вы по национальности азербайджанец, вы также национальный композитор Парагвая».
Помимо перечисленных произведений Фарханга Гусейнова, за рубежом активно исполняются следующие его сочинения: сонаты для фортепиано, скрипки, виолончели, детский фортепианный цикл, оригинальные пьесы и обработки для скрипки и различных составов, “Серенада для струнных”, две кантаты для солистов, хора и оркестра, три камерные кантаты для сопрано и камерного ансамбля, струнный квартет, концерт для 10 и инструментов, музыка для театра и кино, а также опера “Маленький принц”.
Успех сопровождал Фарханга Гусейнова во всех его творчески неожиданных опытах, но успех, как и везение является итогом неутомимого труда, приводящего в последствии к триумфу.
Примером сказанному случай из биографии композитора: в далеком 1993 году, по инициативе ЮНЕСКО в Японии проводился международный конкурс симфонических произведений под названием «Шелковый путь». На конкурс было представлено 278 произведений из 10 стран. После отборочного тура симфонический концерт Фарханг бея, под названием Путешествие во времени», оказался среди 10 избранных. По результатам следующего отборочного тура среди произведений, вошедших в пятерку лучших, оно уже занимало второе место. Председатель жюри конкурса, вручая награду, заявил композитору, что «впервые в вашем лице Япония узнала Азербайджан».
Участвовавший в данном мероприятии японский принц, обращаясь к Фархангу, в своей речи отметил: «Слово «Азербайджан» впервые звучит в моей стране у всех на устах. Ваша страна должна гордиться вами, потому что ваш талант и созданное произведение завоевали сердца японцев и мое. Мы вас считаем родным». Успех концерта для оркестра «Путешествие во времени» был столь велик, что японская певица Эйко Аоки предложила ему написать оперу на ее либретто об отважном моряке Кодаю, личность которого была в Японии легендарной.
Дайкоку Кодаю жил в 1751-1828 годах и был капитаном торгового судна. Однажды шторм унес его далеко на север, к острову Ачика в цепи Алеутских островов. Побитое штормами судно оказалось непригодно к дальнейшему использованию. Тогда Кодаю с 17 членами команды попытался вернуться домой по суше. Путешествие длиной 11 лет пролегло через всю Россию, в результате неимоверных усилий он сумел добиться аудиенции императрицы Екатерины II. Императрица отправляет его домой, в Японию на российском судне — для налаживания связей с далекой восточной страной. По прибытию, в Японии Кодаю объявляют предателем, так как японские сегуны, поглощенные внутренними проблемами никак не желали открытия страны для иностранцев.
Постановка оперы прошла в Японии и в России, вот как об этом вспоминает художественный руководитель Московского музыкального театра «АМАДЕЙ» Олег Митрофанов: «Подготовка в московской премьере началась за полгода: «Мы полностью взяли на себя ответственность и углубили сюжет, немножко изменив структуру композитора, замечательного мелодиста и прекрасного инструменталиста Фарханга Гусейнова. Мы сделали камерный спектакль, больше построенный на конкретных персонажах, и наполнили его детским участием. В спектакле есть духи дороги и духи японских моряков, которые вместе с Кодаю приняли участие в этом путешествии. Их играют 9-10-летние очень высокопрофессиональные артисты.
Это невероятное совершенно путешествие, которое в конце XVIII века совершили японские моряки. Они 10 лет путешествовали по заснеженным дорогам России и добились своего, как кузнец Вакула в гоголевской «Ночи перед Рождеством». Только Вакула ехал на черте, а японцы пешком шли через Охотск, Якутск, Иркутск в Москву, потом в Санкт-Петербург и обратно».
Так же Митрофанов отметил, что в 1990 х годах члены влиятельной японской семьи Аоки объявили конкурс на написание оперы и предложили это сделать нескольким композиторам: «Лучший вариант написал Фарханг Гусейнов. Вероятно, им больше всего понравилась мелодика его оперы. Азербайджанское мелодическое мышление прекрасно соединилась в музыке Гусейнова с японской пентатоникой и с классической оперной традицией».
И это не мудрено, со слов дочери композитора Томриз, ее отец был влюблен в Японию. Он прекрасно знал ее географию, изучал историю, культуру, что и помогло ему осилить сложность и многозначность японского колорита. В последствии Фарханг Гусейнов стал изучать японские музыкальные инструменты и осваивать игру на них. По мнению японцев, автор оперы «Кодайо» стал родоначальником японской национальной оперы.
Музыкальный резонанс после премьеры оперы в Японии был настолько серьезным, что японские музыканты не только заинтересовались азербайджанской музыкой, но и начали приезжать со своими концертами в нашу страну.
Вот что сказала в одном из интервью японская оперная певица Такако Хираоко: «Я с детства знала историю о том, как Кодаю попал волею судьбы в Россию и благодаря помощи российских людей смог вернуться к себе на родину в Японию. Когда услышала, что на тему этой истории азербайджанский композитор написал оперу, была очень рада. Примерно пять лет назад я посетила Азербайджан с концертами. Хорошо помню прекрасные ощущения от поездки — сердца азербайджанского и японского народов очень понимают друг друга. А эта опера легко создает мост между разными национальностями — японцами, русскими, азербайджанцами и многими другими».
Удивительно, как композитор успевал совмещать огромную педагогическую нагрузку с творчеством. Своим студентам в университете Чукурова он запомнился безмерной творческой отдачей, вовлеченностью в процесс. Его безвременная кончина стала для всех большим ударом. Консерватория Университета Чукурова, в знак благодарности к маэстро, внесла предложение своему руководству о присвоении концертному залу консерватории имени Фарханга Гусейнова. Предложение было рассмотрено и в данный момент Концертный зал Государственного университета Чукурова носит имя нашего композитора.
«К памяти Фарханг муаллима здесь относятся с очень глубоким уважением — и педагоги, и студенты, многие из которых работают в симфоническом оркестре города Адана», — эти слова принадлежат директру Аданинской консерватории профессору Ульвие ханум Аслановой Гюлер.
Несмотря на то, что ей не довелось работать с Фархангом Гусейновым, так как в Адану она приехала уже после его отъезда на родину (за год до кончины), Ульвия ханум была в курсе той огромной работы которую он проделал.
«Его бывшие студенты слывут одними из лучших скрипачей города. Что касается идеи присуждения залу имени Фарханга Гусейнова, отмечу, что студенческим оркестром, с которым он работал, ныне руководит наш соотечественник, выпускник БМА, много лет проработавший в Кельне (Германия), Валид Агаев.
Композитор жив, пока исполняется его музыка. Как вспоминает дочь Фарханга Гусейнова, музыка ее отца настолько полюбили в Японии, что это давало силы композитору творить, экспериментировать, выходить за устоявшиеся рамки в композиции. Сам он не раз признавался, что именно 1991 год был знаковым в его творчестве — ведь он стал первым азербайджанцем, которому удалось завоевать сердца японцев своей музыкой.
Лауреатство Фарханга Гусейнова было отмечено специальным концертом в Государственной Филармонии, под руководством дирижера Рауфа Абдуллаева. Таким образом конкурс «Шелковый путь» определил будущую дорогу композитора, триумфальное начало которой проходило через такую далекую и ставшую ему особенно близкой Японию.
Кандидат искусствоведения, доцент
Мелек Велизаде
Специально для «Зеркала»
Другие новости на эту тему:
Просмотров:50
Эта новость заархивирована с источника 23 Декабря 2025 12:49 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2025 Все права защищены







Самые читаемые



















