Решение использовать азербайджанцев как мишень стратегическая ошибка российских властей Тусупбеков и Чечелашвили на
Как передает Icma.az, основываясь на информации сайта Caliber.az.
Кризис между Россией и Азербайджаном набирает обороты, и присутствует четкое ощущение, что у данного процесса есть конкретные интересанты. В частности, российские власти делают всё, чтобы подлить масла в огонь, и вполне очевидно, что в Кремле нет никакого желания переосмыслить последствия своих действий и ходов. Все ставки – на нагнетание напряженности, а такие персоны, как помощник президента РФ Песков и официальный представитель российского МИД Захарова, лишь озвучивают претензии к Баку и демонстрируют явно наигранное непонимание справедливой реакции азербайджанской стороны.
Как видят ситуацию наши соседи из сопредельных стран? Как они расценивают резкое охлаждение отношений между Баку и Москвой? На эти вопросы Caliber.Az отвечают казахстанский и грузинский политологи.

Руслан Тусупбеков, казахстанский политолог, блогер, юрист-международник, полагает, что события в Екатеринбурге – результат целенаправленной провокации со стороны российских властей, Москва несет полную ответственность за эскалацию и сознательно использовала силовой ресурс против азербайджанской диаспоры в критический момент внутренней напряженности.
«Не совсем понятно, что именно подвигло Россию на такую провокацию против азербайджанцев в Екатеринбурге, но абсолютно очевидно следующее: конфликт был инициирован именно российской стороной. Это не случайность, не локальный всплеск и не инициатива на местах, а централизованное решение, спущенное сверху. В этом я абсолютно убежден.
Загадкой остается, почему был выбран именно этот момент. Хотя, конечно, логика есть: власти РФ сейчас срочно ищут внутренних врагов, чтобы направить накопившуюся злобу и разочарование от провальной войны в Украине куда-то вовнутрь. Но они выбрали крайне неудачный объект. Решение использовать азербайджанцев как мишень — стратегическая ошибка.
Азербайджанцы — одня из крупнейших диаспор в России, она не просто многочисленная, но и экономически, и социально, и интеллектуально влиятельная. Если учитывать всех — граждан России азербайджанского происхождения, мигрантов, рабочих, особенно в пиковый сезон, как сейчас, то только в Подмосковье их может быть до нескольких миллионов, а по всей стране — еще больше.
Важно понимать: это не просто цифры. Это — люди, играющие важную роль в бизнесе, науке, образовании. Я учился в РУДН, и среди моих преподавателей и одногруппников было очень много азербайджанцев. Мы даже спорили — казахов больше или азербайджанцев. То есть, это не маргинальная группа, а часть ядра российского общества. И вот силовики выбирают такую диаспору в качестве мишени. Вопрос: «Зачем?» Это ведь не просто нелепо, это может быть разрушительно», — подчеркнул политолог.
По его мнению, то, как российские власти начали эту кампанию, с трудом поддается логике.
«В качестве повода использовали какие-то события 2001 года. Это же смешно — почти четверть века прошло. Какая-то старая разборка, ее вытаскивают из архивов, чтобы начать операцию против диаспоры. И при этом явно была дана команда действовать максимально жестко — людей задерживали с особой жестокостью. Рассказывают, как силовики избивали пожилых людей, били электрошокерами. У мужчины стоял катетер, но его все равно били. Двое умерли, четверо — в реанимации. Все указывает на то, что установка была действовать до предела, не останавливаясь ни перед чем.
Фактически это было лицензией на насилие. Это — не расследование и не правопорядок, это — демонстрация силы, устрашение. Ради чего? Ответ один — запугать, показать другим, что государство не остановится ни перед чем, если захочет найти «виноватого», — отметил Р. Тусупбеков.
По его мнению, Азербайджан не мог не отреагировать. Любое уважающее себя государство обязано реагировать на нападения на своих граждан, и даже если они имеют российское гражданство, принадлежат эти люди к этой нации.

«Реакция была вполне внятной и жесткой. Закрытие информационного агентства «Sputnik Азербайджан», которое и так должно было прекратить деятельность в феврале, но продолжало работать полулегально, — абсолютно верный шаг, так же как и отказ парламентской делегации ехать в Москву, и отмена культурных программ с российской стороной. Это — не эмоции, это — государственный ответ на унижение, вежливый, но твердый», — отметил политолог.
Он усматривает в антиазербайджанской кампании Москвы еще одну причину — обиду, в частности, на позицию руководства Азербайджана по поводу сбитого самолета AZAL.
«Ильхам Алиев потребовал компенсаций и извинений. Формально извинения были, но Путин извинился крайне туманно, «за инцидент», но не за сам факт трагедии. Это, конечно, в Баку восприняли как оскорбление. Отказ Алиева поехать на 9 мая в последний момент — тоже удар по самолюбию Москвы. Они восприняли это как холодный и демонстративный жест. Думаю, все это накопилось и вылилось в попытку наказать», — уверен эксперт.
Политолог также считает, что основная причина произошедшего — отчаянный поиск способа удержать власть.
«Сначала они пытались консолидировать общество на внешней войне — в Украине, но за три с половиной года не добились ничего. Киев не взяли, побед не видно, только потери. Внешний враг как средство мобилизации больше не работает. Тогда включается старая формула: враг — внутренний. Но и тут они просчитались. Азербайджанцы — не тот народ, с которым можно играть в такие игры. Это сильное и глубокое сообщество. А Россия, которая сегодня и так держится на глиняных ногах, может не выдержать нового витка напряженности. Центробежные процессы, как в конце 80-х, могут повториться, и тогда мало никому не покажется», — подчеркнул Р. Тусупбеков.

В свою очередь, грузинский дипломат и политик, бывший замминистра иностранных дел Грузии, экс-генеральный секретарь ГУАМ Валерий Чечелашвили отметил, что происходящие события можно попытаться объяснить с двух точек зрения — глобальной и тактической.
«Если говорить в глобальной плоскости, то это обычное проявление российской политики в отношении соседей. С 2008 года, с момента войны против Грузии, я пытался объяснить нашим партнерам в бывшем Советском Союзе, Европе и Соединенных Штатах, что это не исключение из российской внешней политики, а экстремальное проявление обычной внешней политики России по отношению к соседям. Потому что РФ никогда не относилась к постсоветским республикам как к полноценным государствам. Флаги Грузии, Украины, Молдовы, Азербайджана или любого другого государства на той стороне стола воспринимались ею как раздражающий фактор. В силу этого какие бы ни были идеальные отношения у России с какой-либо из постсоветских республик, рано или поздно кризис в них неизбежен, поскольку Москва воспринимает это пространство как собственный «задний двор» со всеми вытекающими обстоятельствами. Как политик и переговорщик с Россией с тридцатилетним стажем могу сказать, что даже когда грузинские интересы совпадали с российскими, например, в сферах борьбы с международным терроризмом или торговли, транспорта, у российской стороны на переговорах чувствовалось раздражение по поводу того, что приходится что-то согласовывать с Грузией. Этот высокомерный имперский подход ощущался всегда, его на определенных этапах испытывали и Азербайджан, и Грузия, и Армения», — сказал он.
Валерий Чечелашвили подчеркнул, что Азербайджан построил очень сильное государство с крепкой экономикой, основывающейся также и на природных ресурсах — нефти и газе. Одновременно страна обеспечила устойчивые средства доставки своих углеводородов на внешние рынки, диверсифицировала пути поставок энергоресурсов, а также очень активно развивает ненефтяной сектор экономики, к примеру, туризм.
«Как следствие, Азербайджан обрел серьезный потенциал, который в конечном итоге выразился в восстановлении территориальной целостности государства в международно признанных границах, что, я убежден, принесет пользу и Грузии, и Армении, поскольку открываются совершенно новые возможности по реализации огромного потенциального сотрудничества, что фактически превращает Южный Кавказ в полновесный регион, о чем раньше мы могли просто мечтать. На другой чаше весов – Россия, которая увязла в этой варварской войне с Украиной, с одной стороны, а с другой – одного за другим теряет своих союзников по этой войне. Последний – Иран, который ослаб и утрачивает влияние в регионе.

И у России возникает потребность действовать жестко и реакционно, потому что других инструментов практически нет. Сейчас российские власти действуют экстремально в отношении Азербайджана, но такая же политика у России по отношению и к Грузии, и к Армении. Просто методы и инструменты разные, в зависимости от тактической ситуации. На первый план вышло противостояние с Азербайджаном. Не знаю, по каким соображениям власти РФ именно сейчас решили предпринять этот шаг, но понятно, что это – спланированная антиазербайджанская акция, чтобы, так сказать, протестировать реакцию, то, насколько Азербайджан готов принципиально защищать интересы своего государства и своих граждан, этнических азербайджанцев. Но если какие-то сомнения в России и были по этому поводу, то, считаю, они развеялись как дым. И сейчас, я так себе представляю, в Кремле серьезно чешут свои затылки и думают над тем, как из этой ситуации выбираться, потому что с потерей партнерских отношений с Азербайджаном у России скукоживаются шансы влияния на весь регион», – отметил эксперт.
По его мнению, Москва при таком раскладе оказывается перед очень непростой дилеммой, с учетом также и серьезного сокращения ресурсной базы Российской Федерации из-за войны с Украиной.
«Азербайджан из всех трех стран Южного Кавказа наименее зависим от России, как в политическом, так и в экономическом планах. Кроме того, у Азербайджана очень серьезные союзники, такие как Турция и Пакистан, добрососедские отношения и стратегическое партнерство с Грузией, которое обеспечивает доступ на мировые рынки. Со всех точек зрения у Азербайджана все козыри на руках.
С другой стороны, как это ни покажется странным, Россия зависит от Азербайджана. Почему? Потому что находится под жесткими санкциями, в том числе и транспортными. И от коридора Север – Юг, о котором долго говорили в Москве, который проходит через Азербайджан, ведет к иранским портам и далее в южном направлении, Россия серьезно зависит, поскольку это ее окно на внешние рынки, с чем у нее сегодня большие проблемы. Думаю, они должны отдавать себе в этом отчет.

Считаю, что Азербайджан отреагировал правильно. В российском медиапространстве сейчас раздаются вопли, что-то пыталась сказать Захарова, но ни на нее, ни на ей подобных не стоит обращать внимания. Если откровенно, то полагаю, что все закончится звонком Путина Алиеву и попыткой как-то выйти из этой ситуации. Других возможностей российские власти себе не оставили, поскольку пошли на нерасчетливый шаг, причем демонстративно. И допустили серьезную ошибку, не в первый и, думается, не в последний раз», – заявил политолог.
Он также отметил, что сегодня страны Южного Кавказа могут противопоставить РФ трехстороннюю платформу сотрудничества по всем направлениям, в том числе и по развитию рынка.
«Тогда мы можем стать настолько сильными, что нас еще больше будут уважать и наши партнеры, и наши оппоненты. События 1918-1922 годов прошлого века должны многому нас научить. Помните, тогда большевики расщелкали нас по отдельности – сначала Азербайджан, потом Армению, затем Грузию. На данный момент необходимо сделать из этого соответствующие выводы. Думаю, что Россия сейчас делает все для того, чтобы нас к этому подтолкнуть, и этим шансом стоит воспользоваться», – резюмировал В.Чечелашвили.


