Руслан Сулейманов: Москва и Тегеран не будут воевать друг за друга КОММЕНТАРИЙ
Президент Ирана Масуд Пезешкиан посетит Москву 17 января для переговоров с президентом России Владимиром Путиным и подписания нового договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. Этот документ заменит соглашение 2001 года.
Он призван укрепить двусторонние отношения на фоне ухудшения взаимодействия с Западом. По данным иранской прессы, ключевое внимание в будущем сотрудничестве будет уделено вопросам безопасности и обороны.
Особое внимание к визиту приковано на фоне заявлений действующего президента США Джо Байдена о возможных ударах по ядерным объектам Ирана, что делает укрепление связей между Москвой и Тегераном еще более актуальным. В условиях продолжающегося ослабления позиций Ирана в регионе Ближнего Востока, особенно после свержения режима Башара Асада в Сирии, новые договоренности могут сыграть важную роль в стабилизации положения Ирана.
Отдельный вопрос касается того, как Россия будет поддерживать Иран в условиях продолжающейся войны с Украиной. Эксперты обращают внимание на то, что заявления Байдена могут быть также направлены на затруднение работы потенциального президента Трампа, инаугурация которого состоится 20 января. В этой связи важным станет и определение позиции Трампа относительно ситуации на Ближнем Востоке.
Также нельзя не отметить важность раздела Сирии после свержения режима Асада. На данный момент Сирия фактически разделена на четыре зоны влияния, которые контролируются Турцией, США, Израилем и сирийской оппозицией. Что, соответственно, сильно бьет по позициям Ирана в регионе Ближнего Востока.
Особое внимание, конечно, стоит уделить и вопросам, касающимся региона Южного Кавказа, в частности, отношениям между Ираном, Азербайджаном и Россией.
В недавнем интервью президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о ряде важных аспектов внешней политики, включая мирное соглашение с Арменией, а также уточнил позицию страны в контексте отношений с Ираном. Интересно, что вскоре после этого визит в Баку совершил секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Акбар Ахмадиан, что свидетельствует о растущем внимании Ирана к ситуации в регионе. Понятно, что визит был запланирован заранее, но тот факт, что Алиев сделал заявления прямо перед его приездом, подразумевает демонстрацию Азербайджаном своей позиции.
Важным моментом в региональной политике также является возможное развитие отношений Азербайджана с США. Президент Ильхам Алиев отметил, что в случае взаимной заинтересованности обе стороны могут вывести свои отношения на стратегический уровень. Это заявление приобретает особую значимость на фоне охлаждения отношений с Россией, вызванного инцидентом с российскими системами ПВО, сбившими самолет AZAL. В условиях укрепления связей между Ираном и Россией Азербайджан оказывается в непростой геополитической ситуации, балансируя между возможными угрозами со стороны России, Ирана и Армении.
Рассуждая о том, чем Россия сможет помочь Ирану в условиях войны с Украиной, эксперт по Ближнему Востоку Руслан Сулейманов отметил, что за последние два года Россия сильно разочаровала иранскую сторону в том, что касается поставок вооружений, космических, ядерных технологий, и в этом смысле сотрудничество в военной сфере пока работает в одну сторону.
«Новое соглашение будет лишь формальной заменой действующего соглашения 2001 года. В новом документе будет лишь зафиксирован нынешний характер отношений Москвы и Тегерана. Ничего принципиально нового там не ожидается», - сказал он.
Затронув тему ударов США по ядерным объектам Ирана, эксперт подчеркнул, что Соединенные штаты не заинтересованы в войне с Ираном.
«Заявления Байдена выглядят скорее как попытка оказать давление на Иран. Если удары по его ядерным объектам и состоятся, то, вероятнее всего, они будут носить демонстрационный характер. Администрация Трампа, вступая в должность, вряд ли заинтересована в развязывании крупного военного конфликта с Ираном. При этом, хотя Трамп пока не озвучил четкую стратегию в отношении Ближнего Востока, очевидно, что его политика будет включать усиленное давление на Иран и расширение поддержки Израиля со стороны Вашингтона», - сказал наш собеседник.
Что касается позиции Азербайджана в столь сложной геополитической ситуации и нынешних отношениях с Москвой, аналитик заявил, что не считает отношения «замороженными».
«Баку лишь ждет исполнения Москвой тех требований, которые выдвинула азербайджанская сторона. Не думаю, что ради укрепления отношений с США Азербайджан пожертвует отношениями с Россией. А российско-иранский союз носит скорее временный характер, основанный исключительно на взаимной выгоде, но не на стратегических интересах. Ни Москва, ни Тегеран друг за друга воевать не будут», - подытожил Руслан Сулейманов.
В Турции заявили, что не поддерживали ХТШ во время событий в Сирии Премьеры Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана провели встречу по вопросам границ В Чечне 28 декабря объявлен Днем траура-ФОТО