С днем возвращения! Послесловие к визиту Алиева в Агдам
По материалам сайта Caliber.az, передает Icma.az.
Ильхам Алиев отмечал свой день рождения в городе, который он сначала вернул, а теперь планирует сделать «четвертым промышленным центром страны».
В Агдаме сейчас не просто строят — здесь пытаются переспорить время. За короткое время на 13 гектарах выжженной земли «выросли» 60 зданий. Спецпредставитель президента Эмин Гусейнов не без гордости докладывал впечатляющие цифры: 1268 квартир, 11 кварталов, велодорожки и даже подземные парковки на 1218 мест. Превращение Агдама из «Хиросимы Кавказа» в современный центр с развитой инфраструктурой, включая подземные паркинги и велодорожки, стало возможным благодаря решению не просто восстанавливать утраченное, а строить город будущего, изначально ориентированный на самые высокие стандарты градостроительства.
Ильхам Алиев приехал сюда в свой 64-й день рождения. Впрочем, сам он на этом внимания не акцентировал, предпочитая говорить о непростом пути, который прошла страна на пути к восстановлению исторической, да и простой человеческой справедливости. — Армянское государство хотело стереть наше наследие, — говорил президент, глядя на новые фасады. — Они разобрали город на камни и продали их. Думали, что азербайджанцы никогда не подумают о возвращении. Но они просчитались.
Он выступал жестко, поминая Минскую группу ОБСЕ словами, после которых в дипломатическом обществе уже не выживают. «Нерадивая деятельность», — припечатал Ильхам Алиев сопредседателей, которые в этом году совершили свое последнее коллективное путешествие — прямиком на свалку истории, причем без права на обратный билет. Президент, с высоты победителя вспоминая 17 лет бесплодных встреч, без прикрас охарактеризовал царившую на них атмосферу: «Словно за столом с одной стороны сидели Армения и сопредседатели, а с другой — Азербайджан».
Особое возмущение главы государства вызвала избирательная близорукость западных демократий. — Посмотрите, как они выдавали визы армянским сепаратистам! — напоминал Алиев. — Лидеры сепаратистов, которые сейчас ждут суда в Баку, годами спокойно летали в Америку и Францию. Разве кто-нибудь выдает визы сепаратистам из Украины, Молдовы или Грузии? Нет. А этим — пожалуйста. Проводили телемарафоны, собирали сотни миллионов долларов, чтобы вечно удерживать эти земли под оккупацией.
Впрочем, досталось не только западным партнерам. Пока Ильхама Алиева тщетно ожидали на неформальном саммите СНГ в северной столице России, в воздухе Агдама отчетливо «запахло» петербургским морозцем. Вспоминая о военном наследстве оккупации, Ильхам Алиев сделал заявления, которые, наверняка, услышали далеко за пределами Агдама. — Как ракетой «Искандер-М» был нанесен удар по Шуше? — задал он риторический вопрос, повисший в комнате. — У Армении её вообще не должно было быть. Экспорт «Искандер-М» запрещен.
При этом Алиев предостерег от коллективной амнезии, заметив, что текущий азербайджано-армянский мирный процесс не должен стирать историческую память. — Мы сами авторы этого мира, — напомнил он, — но забыть оккупацию и жертв Ходжалы не вправе. Нельзя обманываться сладкими речами: бдительность — это то, что делает нас сильными.
Но стоило президенту перейти к общению с жителями, как большая политика уступила место человеческому измерению.
— Господин Президент, когда мы ехали из Гузанлы, нам казалось, что мы едем в Каабу, — признался Гаджи Фарман Азанчы, поэт и богослов. — Агдам — наша кибла.
Алиев слушал внимательно, иногда кивая. Он явно хотел дать людям выговориться, понимая, что их личные истории — это и есть тот самый финальный штрих к картине Великой Победы.
Особое место в этой беседе заняли лошади, символизирующие Агдам. Маариф Гусейнов, аксакал 81 года от роду, напомнил президенту, как в феврале 1992-го, когда вокруг рушился мир, он спасал карабахских скакунов. — Я забрал их у армян, вывез в Баку, — рассказывал Маариф. — Если бы не вывезли, они бы сказали: «И Карабах наш, и скакуны наши».
— Если бы вы их тогда не вывезли, они бы погибли, — подтвердил президент, признавая за собеседником его заслуги. — Настоящая Родина скакуна — в Эйвазханбейли. Мы и там создадим прекрасный центр.
Когда дело дошло до вручения ключей, разговор с президентом растворился в обыкновенных житейских радостях. Жители благодарили за свет, за воду, за восстановленную Джума-мечеть, где раньше «держали свиней, чтобы оскорбить наши чувства». 83-летняя женщина, которая видела Агдам еще до того, как он стал руинами, сказала просто: — В свои 83 года я рада, что Всевышний дал мне стоять здесь. Этот ключ не только от моего дома, но и от нашей земли.
Президент слушал и, кажется, был доволен. Его личный контроль за «Великим Возвращением» в город Агдам получил вполне осязаемые очертания: первые 104 семьи успеют справить новоселье еще до боя курантов, еще 1164 семьи вернутся в родные края в январе-феврале следующего года. Агдам сегодня напоминает гигантский чертеж, воплощенный в камне: стальные нити железной дороги на Ханкенди и высотка отеля Hilton задают новый масштаб, пока обычные люди спорят, куда поставить диван в новой квартире и в какой из комнат солнце светит ярче.
— Мы должны быть в несколько раз сильнее наших потенциальных врагов, — резюмировал Алиев, прежде чем сделать фото на память. — Чтобы достичь вечного мира, нужно быть сильнее.
Уезжая, он, вероятно, думал о том, что лучший подарок на день рождения — это когда 81-летний мужика говорит тебе, что готов идти за тобой, куда скажешь. Особенно если идти уже никуда не надо — потому что ты уже дома.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:95
Эта новость заархивирована с источника 27 Декабря 2025 18:30 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2025 Все права защищены







Самые читаемые



















