Санаэ Такаити: железная леди пришла в Токио Аналитика Лиманского
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Caliber.az.
В Японии впервые в истории правительство возглавит женщина. Японский парламент избрал премьер-министром лидера Либерально-демократической партии Санаэ Такаити.
Консервативная феминизация
Вечером 21 октября состоялась инаугурация нового главы кабинета министров, 64-летней Санаэ Такаити. Впервые в истории Японской империи император Нарухито вручил исполнительную власть в Стране восходящего солнца женщине. Все предшествующие 103 премьер-министра Японии были мужчинами. По Конституции Такаити теперь является и Главнокомандующим Силами самообороны Японии. Появление во главе японского правительства женщины стало определённого рода сенсацией в мировых СМИ.

Страна восходящего солнца до сих пор отличается крайне консервативным подходом в вопросах равенства полов. Только 14,8% управленческих должностей занимают здесь представительницы прекрасного пола, что выводит Японию на второе место в мире по гендерному неравенству (после Индии с 14,6%).
Санаэ Такаити, ныне лидер традиционалистской партии, в студенческой молодости увлекалась музыкой хэви-метал, была барабанщицей в любительской рок-группе и ездила на мотоцикле «Кавасаки». Ныне жёсткий консерватор, она до сих пор остаётся поклонницей Iron Maiden и Deep Purple. Закончила университет Кобе, проходила стажировку в США в офисе бывшего члена Конгресса от Демократической партии, феминистки Патрисии Шрёдер. Впервые победила на выборах в японский парламент в 1993 году. Но в профессиональной деятельности депутата столкнулась с рядом трудностей, предписанных японскими общественными нормами для женщин. В то время как мужчины-депутаты решали вопросы в саунах и клубах, для женщин такой формат был табуирован. Сложность с точки зрения традиционной морали представляли и встречи с мужчинами-политиками один на один, и даже время после пяти часов вечера японские депутатки уже не могли использовать.

Её политическим гуру стал экс-премьер-министр Синдзо Абэ, в кабинете которого Такаити неоднократно занимала министерские посты.
Она развелась со своим мужем, тоже членом ЛДП, из-за политических разногласий, а потом снова заключила с ним брак. При этом во втором браке муж взял её фамилию, что является крайне редким случаем для традиционалистской Японии.
Однако нынешний обновлённый формат японского правительства имеет, кроме поиска пресловутого гендерного баланса, и несколько других весьма серьёзных причин — в том числе связанных с экономическим кризисом. Экономика Японии уже в течение многих лет находится в состоянии стагнации. В 2024 году рост ВВП составил только 0,1%. Одновременно отмечался серьёзный рост цен (инфляция в начале 2025 года достигла 4%), что болезненно ударило по рядовым японцам. А внешний долг страны в 2024 году достиг колоссальной цифры в 8,7 триллионов долларов, или 236,7% ВВП. По этому показателю Япония занимает первое место в мире.
В результате Либерально-демократическая партия (ЛДП) потерпела поражение на выборах в октябре 2024 года, показав второй худший результат в своей истории — 191 место из 465. Впервые с 2009 года ЛДП потеряла большинство в парламенте и вынуждена была сформировать правительство меньшинства. Тогда премьер-министр Исиба назначил новые выборы, итоги которых в июле 2025 года оказались ещё более неприятными для правящей партии. ЛДП получила всего 125 мест (21 %) — самый низкий результат за всю историю.
Негативное отношение избирателей к ЛДП вызвали и громкие коррупционные скандалы. Ответственность за эти поражения была возложена на тогдашнего лидера партии и премьер-министра Сигэру Исибу. В 2024 году Санаэ Такаити проиграла выборы президента ЛДП Исибе, но 4 октября этого года она была избрана главой партии.

Очевидно, что выбор женщины-лидера для ЛДП не был случаен. Последняя электоральная кампания дала невиданное прежде количество женщин-депутатов в японском парламенте. И теперь правящая партия также сможет использовать эту тенденцию в симпатиях избирателей, «феминизировав» свой имидж.
Будучи кандидатом в премьеры, Санаэ Такаити обещала сформировать «скандинавское правительство», где половину и более министров могут составлять женщины. Но пока в новом кабинете, кроме самой Санаэ Такаити, будет ещё только две женщины — Сацуки Катаяма, министр финансов, и Кими Онода, министр экономической безопасности.
Как консерватор, Санаэ Такаити выступает против предоставления женщинам права занимать трон императора Японии и против однополых браков, но не поддерживает и предубеждения к сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Одновременно Такаити считает необходимым возрождение религиозных культов синтоизма.
Консерваторы и инновации
От нового премьер-министра ожидают прежде всего немедленных мер по оживлению экономики, в том числе путём стимулирования платежеспособного спроса населения.
Фондовые рынки уже отреагировали на её избрание положительно. Такаити во многом является последовательницей экономической политики экс-премьера Абэ, рассчитанной на активизацию находящейся в застое экономики с помощью инфляции. Однако правительству Такаити это не поможет — экономика Японии переживает не дефляцию, как при Абэ, а уже испытывает сильную инфляцию. Для оживления экономики предполагается и такое сильнодействующее средство, как фискальное стимулирование.
Такаити также обещала сделать крупные государственные инвестиции в стратегические секторы экономики («кризисное управление»), такие как ИИ, полупроводники, ядерный синтез, биотехнологии и военная отрасль.
В своей партии ЛДП Санаэ Такаити занимает крайне правые позиции; кроме того, она является членом консервативного националистического общества «Ниппон Кайги». Такаити намерена проводить соответствующую повестку в отношении иммиграции и обороны.
Япония — весьма закрытая страна, и проблема миграции волнует многих. Однако в стране снижается рождаемость, население стареет. Проблему замещения трудовых ресурсов и демографического кризиса работодатели часто видят в завозе «гостевых рабочих» из Китая, Вьетнама, Южной Кореи, Филиппин, Бразилии, Непала, Индонезии, Мьянмы и ряда других стран.
На этой теме в Японии также активно спекулируют ультраправые, как и их «коллеги» в Европе. Ультранационалистическая партия «Сансэйто» («Партия самостоятельного действия»), выступающая против мигрантов, иностранного бизнеса и либерального истеблишмента, стремительно набирает очки. Имея ранее одно место в парламенте, на последних июльских выборах «Сансэйто» получила уже 15 мест.

Крайне правые гневно отзываются не только о гастарбайтерах, но даже об иностранных туристах, из-за которых, по их словам, «всё дорожает». Есть мнение, что именно «Сансэйто» отняла у ЛДП значительную часть консервативного электората. Поэтому на этом фоне новая премьер-министр также обещала принять меры по ограничению миграции и отправить экономических беженцев обратно.
Новое правительство также предполагает увеличить военные расходы и развивать военное сотрудничество с США и другими американскими союзниками в регионе. Такаити ранее любила посещать военный храм Ясукуни, который в Китае, Корее и некоторых других странах считают символом милитаризма. Как сообщают СМИ, она была склонна преуменьшать военные преступления императорской армии во время Второй мировой войны и считала, что после Маньчжурского инцидента в Китае в 1931 году японская армия вела войну «за безопасность».
Новый премьер-министр также полагает необходимым изъять из Конституции статью, запрещающую Японии иметь армию (сейчас она называется «Силами самообороны»), и выступает за создание японской разведывательной службы. В прошлом она говорила о возможности, в случае чрезвычайной ситуации, размещения на Японских островах ядерного оружия США.
Следует отметить, что позиции Такаити, как и ЛДП в парламенте, остаются весьма шаткими. На пост премьер-министра она была утверждена с минимальным перевесом — 237 голосов из 465 в нижней палате парламента.

Утверждение на пост главы правительства лидера ЛДП смогло состояться только при поддержке правой либертарианской Японской инновационной партии («Ишин»). Этим двум партиям вместе не хватает двух голосов для большинства в высшем законодательном органе. А это значит, что правящая коалиция меньшинства ЛДП–«Ишин» будет зависеть от ситуационной поддержки оппозиции. Во многом таким избирательным «союзником» может оказаться крайне правая партия «Сансэйто». Её лидер Сохэй Комия уже заявил, что поддержка новому премьеру от «Сансэйто» возможна, если только её политика будет следовать «национальным интересам».
Предполагается также, что новые либеральные союзники из партии «Ишин» будут ограничивать попытки ЛДП стимулировать экономику за счёт государственных расходов, требуя сокращения бюджета и его социальных статей. «Ишин» уже потребовал приостановки 10-процентного потребительского налога на продукты питания. Ранее подобного рода неолиберальные тенденции могли уравновешивать их постоянные союзники — социал-консерваторы из партии «Комэйто». Но сейчас «Комэйто», в течение четверти века бывшая партнёром ЛДП по правящей коалиции, отказала им в союзе из-за расхождений с новым правительством.
Кто сделает Японию «снова великой»?
Не менее сложные задачи предстоит решать кабинету Такаити и на внешнем контуре. Считается, что Санаэ Такаити придерживается одной из наиболее жёстких позиций в правящей ЛДП в отношении КНР. Но, несмотря на то, что её называют «консервативной националисткой», Такаити нельзя отказать в определённой гибкости и дипломатичности. Так, этой осенью она пропустила фестиваль в военном святилище Ясукуни, вероятно, чтобы не раздражать Китай.
Помимо Китая, тень наследия Второй мировой войны и агрессии императорской армии по-прежнему лежит и на отношениях Японии с Южной Кореей. В скором времени новому премьер-министру предстоит посетить Корейскую Республику, где будет проходить очередной саммит АТЭС. Ранее Санаэ Такаити обещала занимать твёрдую позицию в отношении Южной Кореи, с которой существуют экономические и миграционные разногласия.

Первое серьёзное внешнеполитическое событие должно последовать уже в ближайшую неделю. В Токио с двухдневным визитом прибудет президент США Дональд Трамп. Кстати, ЛДП в последнее время явно подражала избирательной кампании нынешнего президента США, используя лозунги вроде «Сделать Японию сильной и процветающей».
При этом в отношениях между Страной восходящего солнца и США сейчас есть нюансы. В Токио серьёзное недовольство вызвали намерения Трампа ввести против Японии повышенные пошлины в 25% и повысить отчисления на содержание американских военных баз. Правда, в конечном итоге по изданному в сентябре указу президента США тарифы были снижены до 15%. Но для противодействия повышению американских тарифов одно время даже сложилась своего рода коалиция Японии, Китая и Южной Кореи.
Все эти непростые вопросы, как, вероятно, и дальнейшую совместную политику в отношении КНР, новому премьер-министру Японии предстоит обсудить на скорой встрече с президентом Америки. Пока же экономическая, как и военно-политическая ситуация в регионе, нуждаются в серьёзной стабилизации…


