Слово суверенной силы анализирует интервью президента Алиева
7 января президент Азербайджана Ильхам Алиев дал интервью местным телеканалам. По традиции, вопросы касались широкого круга экономической и политической повестки – на все из них глава государства дал обстоятельные ответы. В этом материале мы попробуем разобраться в тех тезисах и комментариях президента Алиева, которые очерчивают принципы действия нашей страны на международной арене и, в частности, в вопросе армяно-азербайджанского урегулирования.
Во время беседы был обрисован геополитический контекст – ведущие западные страны переживают политический и нравственный кризис, и на планете формируется новый миропорядок. «Считаю, что мы находимся в начале этого процесса, возникает и будет возникать много пробелов. Созданная после Второй мировой войны система уже утратила свой потенциал», – сказал президент. В этой непростой международной обстановке все без исключения страны сталкиваются с новыми вызовами.
Касаясь политики Азербайджана в новых условиях, Алиев отметил, что мы должны не просто ждать, каким будет новый миропорядок, а проводить свою работу и применять свою повестку дня и далее, добавив, что видит новый миропорядок справедливым. Глава государства подчеркнул, что справедливость, какой ее видят в Баку, заключается в суверенитете, независимости, невмешательстве во внутренние дела друг друга.
В ракурсе цементирования новых центров силы президент отметил вступление нашей страны в Организацию экономического сотрудничества развивающихся стран D-8, которую также называют исламской восьмеркой, обозначив ее в качестве весомого игрока в том разрыве, который образовался в результате кризиса старой системы. Алиев добавил, что D-8 уже расширилась как до Кавказа, так и Каспийского региона, и чем шире будет ее география, тем шире будут возможности организации.
Особым же образом в контексте рушащегося старого и рождающего нового миропорядка Алиев упомянул Организацию тюркских государств: «…Здесь нужен новый актор, то есть новый серьезный игрок с серьезной повесткой дня. К примеру, мы считаем, что Организация тюркских государств может стать серьезным центром силы в мировом масштабе». В словах президента звучала констатация укрепления мощи тюркского мира в качестве независимого цивилизационного фактора глобальной политики.
В свете последних прорывных событий в Сирии президент, как нам кажется, перекинул мысленный мост между тюркским миром и Ближним Востоком. «Как на Ближнем Востоке, так же и в Европе возникает абсолютно новая ситуация, и здесь фактор сильной Турции будет играть основную роль. А мы находимся рядом с ней», — сказал он. Сопоставляя заявления Алиева, предполагаем, что укрепление роли Турции в Сирии может дать толчок как усилению интеграции тюркского и исламского мира, так и более активной роли тюркского фактора в исламском мире.
Однако, несмотря на усиление авторитета Азербайджана в мусульманском ареале, отношения с Исламской Республикой Иран по вине последней оставляют желать лучшего. Ильхам Алиев напомнил предысторию нынешнего прохладного статуса отношений между нашими странами, когда иранская сторона сознательно шла на обострение, начиная с незаконным проездом иранских фур в тогда еще серую зону в Карабахе и заканчивая недавним инцидентом с оскорблениями в адрес Азербайджана и Турции со стороны ардебильского священнослужителя. Заявив, что провинциальный мулла должен быть наказан, Алиев также обратился и к высшему руководству Ирана: «Нам хорошо известно, кто его назначает. Какова его реакция, поддерживает он это или нет, кто принесет извинения Азербайджану? Извинится или нет?»
Разумеется, сигналы были посланы и Еревану. Отвечая на ряд вопросов, посвященных армяно-азербайджанскому урегулированию, президент вновь продемонстрировал принципиальную позицию, в том числе и по вопросам открытия Зангезурского коридора и возвращения западных азербайджанцев. Самым же запоминающимся стало предупреждение, сделанное Алиевым Еревану касательно политики милитаризации Армении: «Хочу еще раз сказать, что мы не будем смотреть на это как просто наблюдатели. Армения должна немедленно остановить вооружение. Франция и другие страны, поставляющие ей оружие, должны расторгнуть и аннулировать эти контракты. Уже поставленное в Армению оружие должно быть возвращено. Это наше условие».
Ильхам Алиев, как известно, слов на ветер не бросает. Если он сказал, что это условие, значит, так оно и есть. Причем условие это не связано с мирным соглашением, оно есть условие само по себе. Правда, Алиев пока еще тактично не упомянул о санкции, которая последует со стороны Баку при невыполнении этого условия. Правительству в Ереване на данном этапе лучше представить это самому и предпринять все необходимые шаги для установления мира и стабильности на Южном Кавказе.
Касаясь отношений Азербайджана с Соединенными Штатами, Алиев выразил надежду на то, что избранный президент Трамп исправит пагубный проармянский курс своего предшественника Байдена, правление которого он назвал «соросовской властью».
«В заявлениях господина Трампа звучат очень четкие и ясные сигналы. Сейчас, пожалуй, невозможно проанализировать их все. Но могу сказать, что азербайджанская общественность разделяет большинство из них», — заявил Алиев.
В целом выступление Алиева несло печать уверенности за силу и могущество азербайджанского государства, его способность постоять за свой суверенитет и, что не менее важно, сыграть важную роль в формировании нового, более справедливого миропорядка.