США читают мораль другим, но свой закон не отменяют
С острова Мальта продолжают приходить дипломатические новости. Госсекретарь США Энтони Блинкен поделился в социальной сети X: «Встретился с правозащитниками, чтобы обсудить нарушения России в Украине, проблемы с подавлением гражданского общества и СМИ, политических заключённых, а также распространение законов об «иностранных агентах» в регионе ОБСЕ. Мы должны твёрдо противостоять репрессиям и защищать права человека».
Насколько эффективно правозащитники «противостоят репрессиям», на Южном Кавказе знают очень хорошо. Достаточно вспомнить нулевую реакцию правозащитного сообщества, скажем, на расстрел участников митинга протеста против фальсификации президентских выборов в Армении в 2008 году — тогда, напомним, на улицах Еревана погибло 10 человек. Как «защищают права человека», тоже известно — реакция на устроенные Арменией этнические чистки азербайджанцев была такой же «нулевой».
Наконец, в США под громкий термин «подавление гражданского общества» порой подводят даже требования соблюдать финансовую дисциплину. Но обратим внимание на другое. Госсекретарь США к числу тревожных тенденций отнёс и «распространение законов об «иностранных агентах» в регионе ОБСЕ». Такой закон несколько лет назад был принят в России, теперь он появился и в Грузии, что не понравилось Вашингтону.
Но вся пикантность ситуации в том, что первыми «в регионе ОБСЕ», причём ещё в те годы, когда ни ОБСЕ, ни даже СБСЕ ещё не существовало, подобный закон приняли сами США. Даже термин «иноагент» родом с Капитолийского холма, а не с Охотного ряда. «Закон об иностранных агентах» (Foreign Agents Registration Act — FARA) был принят в США ещё в 1938 году. И он предусматривает целый ряд ограничений для лиц, работающих на иностранные правительства: обязанность регистрироваться в соответствующем статусе, ограничения на участие во внутренней политике и т.д.
Справедливость такого закона в самих США ни у кого не вызывает вопросов. Против него не протестуют, правозащитники не требуют его отменить, и, самое главное, это не «забытый законодательный курьёз» вроде действующего в Лос-Анджелесе запрета стрелять зайцев или закона о трамваях, хотя трамваев в этом городе уже давно нет.
И сегодня, когда господин Блинкен с жаром критикует «закон об иноагентах», принятый в других странах, нельзя не спросить: а может, самим США подать пример и отменить свой закон об иностранных агентах? И открыть двери своей внутренней политики для внешнего влияния? Но в США этого делать не торопятся. «Закон об иностранных агентах» действует, попытки внешнего вмешательства в выборы расследуются на уровне прокуратуры и сенатских комиссий, на них обещают ответить на уровне президента страны.
Но почему тогда США считают, что другие страны не имеют права защищать свой внутренний суверенитет? Наконец, понимает ли сам господин Блинкен, как неубедительно звучат его заявления на фоне двойных стандартов?