Танки расстреливали жилые дома : как Баку пережил кровавую ночь 1990 года ИНТЕРВЬЮ
По информации сайта Media az, передает Icma.az.
Шехидляр хиябаны – место, священное для каждого азербайджанца... Здесь покоятся герои, которые стали символом несгибаемой воли нашего народа. Молодые и пожилые, они вышли безоружными против танков и БТРов, введенных советским руководство. События 20 Января 1990 года, которые больше были похоже на карательную операцию, стали одной из самых мрачных страниц в истории Азербайджана. Жестокость, с которой солдаты стреляли по прохожим, по окнам домов, больницам, поражала многих...
Media.Az побеседовала с одним из свидетелей тех ужасных событий, работником Бакинского метрополитена Мефтуном Аббасовым. Он подробно рассказал о тех трагических днях, о том, как метро стало настоящим убежищем, спасшим сотни людей от пуль и танков, а также поделился личными воспоминаниями о мужестве и солидарности, которые проявлялись в самые драматические моменты «Черного января».
– Как вы вспоминаете ночь с 19 на 20 января 1990 года?
– Накануне трагедии я начал работать в Бакинском метрополитене и выходил в ночные смены. Одновременно обучался по инженерной специальности в Азербайджанском политехническом институте (ныне Азербайджанский технический университет). 19 января, около пяти часов вечера, когда я смотрел по телевизору новости, внезапно прервалось вещание. Сначала подумал, что техника дала сбой, но позже от друзей узнал о том, что военные взорвали телевышку. Таким образом, советское руководство перекрыло населению доступ к информации.
В ту ночь не только Баку, но и весь Азербайджан поднялся: на улицах возводились баррикады, и мы, как работники метрополитена, несли дежурства, чтобы обеспечивать непрерывную работу подземки и при необходимости оказывать помощь людям.
Как раз в ночь с 19 на 20 января я нес дежурство на станции «Баксовет» (ныне «Ичеришехер»). Около 23:45 поступила информация о том, что в районе Сальянских казарм сложилась крайне тревожная обстановка. Говорили, что были обстреляны несколько машин скорой помощи и людям срочно требовалась помощь.
Около полуночи, когда закончилась наша смена, я с несколькими коллегами на выделенных для нас автомобилях и автобусах выехал в тот район Баку. По прибытии перед нашими глазами открылась ужасающая картина: одна машина скорой помощи была расстреляна и стояла посреди дороги – никто из находившихся в ней не смог выбраться. В этот момент я увидел, как пули сразили наповал еще двух человек.
– Трудно представить, что вам тогда довелось пережить. А как далее разворачивались события?
– Чуть позже военные начали обстрел трассирующими пулями. Вскоре солдаты открыли огонь по ногам, чтобы оттеснить нас от баррикад и лишить возможности оказать помощь. Ровно в полночь мы увидели, как распахнулись ворота Сальянских казарм, и военная техника – танки и БТРы – выехали на проспект, поливая всё вокруг смертельным огнем. Автобусы и «КамАЗы», стоявшие на улице, выглядели как детские игрушки рядом с этой устрашающей техникой. Танки стреляли в сторону людей, а также по жилым домам, двигаясь в сторону площади XI Красной Армии (ныне площадь 20 Января).
Мы видели солдат – бородатых, с длинными волосами, выглядевшими словно наемники и палачи. Ходили даже слухи, что это были рецидивисты. Никто не мог поверить, что «наша» советская армия способна стрелять в собственный народ.
– Как вам удалось остаться в живых?
– Увидев вблизи дерево, я попытался укрыться за ним, но быстро понял, что меня за ним могут заметить. Тогда внезапно пришла мысль лечь у края бордюра.
Однако спустя примерно полчаса пришло осознание того, что безопасность людей может обеспечить метрополитен. С большим трудом добрался до станции «Эльмляр Академиясы». У входа уже собралась большая толпа, все были в панике, сильном волнении – слышался лязг гусениц танков, звучали выстрелы. Многие дрожали от страха и не понимали, что им делать дальше. Немного собравшись, я начал успокаивать людей, просил их не поддаваться страху. Многие пассажиры предпочитали оставаться на платформе, не хотели садиться в вагоны, полагая, что везде в городе одинаково опасно. Мы же убеждали их, что в отдаленных районах ситуация спокойнее, а основной огонь идет в центр Баку.
Между тем в подземке было и очень много раненых. Мы делали все возможное, чтобы как можно больше людей могли безопасно покинуть опасную зону. При этом и сами пассажиры помогали друг другу. Позже я почувствовал сильнейшее физическое и психологическое истощение и решил поехать домой, чтобы хоть немного отдохнуть.
– С чем вам пришлось столкнуться по дороге домой?
– Я снимал комнату вблизи станции метро «Гара Гараев». Добравшись, увидел повсюду кровь, следы разрушений. Увиденное не отпускало ни на минуту – страшная картина учиненной бойни не выходила из головы, и тогда я решил, что должен вернуться на работу и продолжать помогать людям.
– Были ли попытки со стороны военных попасть внутрь метрополитена?
– Нет, к счастью, таких попыток не было, хотя позже я слышал, что на станции «Мешади Азизбеков» (ныне «Кероглу») танк остановили у пешеходного перехода.
– Были ли среди погибших той ночью ваши знакомые, родные?
– Из коллег в ту ночь погибли двое – Ильгар Гараев и Афлатун Кязымов. Около десяти человек получили ранения. Среди шехидов также были мой родственник и однокурсник.
– Кстати, а могли ли родные поддерживать с вами связь?
– Во время событий родители, проживавшие в Бардинском районе, не могли связаться со мной. Только через родственников они узнали, что я жив. По их настоятельной просьбе через три дня после событий я на неделю уехал в регион, чтобы хоть немного прийти в себя.
– Вы и сегодня продолжаете трудиться в метро, с честью выполняя свой служебный долг. Возвращаясь к событиям тех трагических дней 1990 года, расскажите, в чем заключалась спасительная миссия столичной подземки?
– Если бы в ту ночь столичная подземка не работала, трагедия могла бы быть гораздо масштабнее. Сотрудники метрополитена работали до утра не покладая рук, считая своим долгом заботу о пассажирах.
– Что для вас сегодня означает память о событиях 20 Января?
– Эта трагедия навсегда осталась в моей памяти как боль людей, которые вышли на улицы, доверяя «своей» армии, и столкнулись с жестокой реальностью. В 1990 году весь Азербайджан был как одна семья – беда сплотила людей.
На мой взгляд, события 20 Января сыграли огромную роль в становлении сегодняшнего суверенного государства. Слава Богу, что в 2020 году суверенитет Азербайджана был полностью восстановлен. Шехиды «Черного января» заложили этот прочный фундамент, окропив его своей кровью. Поэтому сегодня мы обязаны склонять головы перед их светлой памятью.
Мелек Новрузова
Другие новости на эту тему:
Просмотров:54
Эта новость заархивирована с источника 20 Января 2026 15:09 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2026 Все права защищены







Самые читаемые


















