Трамп, TRIPP и будущее мира на Южном Кавказе Статья Люка Коффи для Института Хадсона
Как стало известно Icma.az, со ссылкой на сайт Caliber.az.
На сайте Института Хадсона (Hudson Institute) опубликована статья старшего научного сотрудника Люка Коффи, посвящённая миру на Южном Кавказе. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az выдержку из данного материала.
«8 августа 2025 года в Белом доме произошло историческое событие. Президент США Дональд Трамп встретился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. Вопреки всем прогнозам и после более чем трёх десятилетий безуспешных дипломатических усилий международного сообщества, два лидера подписали Совместную декларацию. Министры иностранных дел парафировали согласованный текста «Соглашения об установлении мира и межгосударственных отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения».

Стороны обеспечили этот прорыв не в Москве, Париже или Брюсселе, а в Вашингтоне. Десятилетиями Южный Кавказ был очагом регионального соперничества, неразрешённых войн и упущенных дипломатических возможностей. Теперь, с возобновлением взаимодействия США, мир между Арменией и Азербайджаном, наконец, может стать достижимым.
На всё ещё имеются серьёзные проблемы. Остаются вопросы относительно политической стабильности премьер-министра Пашиняна, которая может быть подорвана, особенно в преддверии парламентских выборов в Армении в июне следующего года, поскольку радикальные националисты и поддерживаемые Москвой группы внутри страны оспаривают легитимность мирного процесса.
Также остаются без ответа вопросы о том, как будут финансироваться региональные транспортные связи, включая «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания» (TRIPP).
Начинается тяжёлая работа
Во многих отношениях, напряжённая работа начинается уже сейчас. Для ратификации мирного договора необходимо решить два важных вопроса: внести кардинальные изменения в Конституцию Армении и добиться реального прогресса в разработке и реализации TRIPP.
Важнейшим шагом на пути к миру является реформирование Конституции Армении, которая содержит территориальную претензию к Азербайджану, ссылаясь на Декларацию независимости 1990 года.

Для Баку это не семантический вопрос, а структурное препятствие к миру. Как недавно заявил президент Алиев: «При изменении конституции Армении, – армянская сторона также заявляет, что эти изменения должны быть внесены, – из неё будут исключены территориальные претензии к Азербайджану».
Внесение поправок в конституцию с целью исключения этих отсылок продемонстрировало бы серьёзность намерений Армении нормализовать ситуацию и урегулировать территориальный спор.
Создание и реализация TRIPP
Ещё один важный вопрос, который необходимо будет решить, – это достигнут ли стороны прогресс в открытии региональных транспортных связей, в частности, Зангезурского коридора. В соответствии с Трёхсторонним заявлением о прекращении огня 2020 года, заключённым при посредничестве России и положившим конец 44-дневной Второй Карабахской войне, Армения согласилась разрешить такие связи.

Однако спустя почти пять лет это соглашение так и не было реализовано, что, по понятным причинам, вызывает разочарование у Азербайджана. Чтобы выйти из этого тупика, Белый дом предложил новаторскую идею: «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания» (TRIPP) – инициативу США, направленную на создание безопасного транзитного коридора через Армению, который соединит основную часть Азербайджана с Нахчываном. Логистику и безопасность коридора будет обеспечивать частная компания, поддерживаемая США, в координации с армянскими властями. Ожидается, что строительство начнётся до конца года, а полностью ввести маршрут в эксплуатацию планируется до ухода президента Трампа с поста.
Региональные последствия
Нет сомнений в том, что нормализация отношений между Арменией и Азербайджаном принесёт огромную пользу обеим странам. Для Баку это решение многолетней геополитической проблемы: обеспечение территориальной целостности, а также открытие долгожданных транспортно-коммуникационных связей с Нахчываном.
Для Армении мир с Азербайджаном сулит политическую стабильность внутри страны и перспективы экономического роста, основанные на многовековой традиции местной и региональной торговли между двумя народами. С установлением мира, вероятно, появятся инвестиционные возможности. Учитывая хрупкую экономику Армении, нормализация отношений как с Азербайджаном, так и с Турцией может принести неисчислимую экономическую выгоду в долгосрочной перспективе. Более того, она может предоставить армянскому руководству политическое пространство, необходимое для развития более тесных отношений с евроатлантическим сообществом.
Разные страны региона и за его пределами будут по-разному относиться к мирному соглашению между Арменией и Азербайджаном. Но после его ратификации и реализации таких положений, как TRIPP, нет никаких сомнений в том, что геополитический ландшафт на Южном Кавказе изменится.
Турция
Анкара – главный бенефициар в регионе. Мирное соглашение и создание TRIPP повышают устойчивость транспортных маршрутов с востока на запад, связывающих Турцию с сердцем Евразии. В настоящее время её основной маршрут на восток проходит через Грузию в Азербайджан, а затем через Каспийское море. TRIPP призван не заменить этот коридор, а дополнить его, предоставив альтернативный маршрут, обеспечивающий непрерывность торговли даже в случае сбоя работы грузинского коридора.

В настоящее время турки строят новую железнодорожную линию, соединяющую Карс с Дилуджу. В конечном итоге она будет связана с TRIPP. Ещё одним последствием для Анкары является создание политического пространства для нормализации отношений с Ереваном. Хотя Турция была одной из первых стран, признавших независимость Армении в 1991 году, отношения быстро ухудшились после вторжения армян на азербайджанские территории в начале 1990-х годов. С установлением мира появятся новые возможности для примирения Анкары и Еревана.
Организация тюркских государств
Мирное соглашение укрепляет ОТГ и тюркское единство по всей Евразии. В совокупности организация представляет собой формирующийся геополитический полюс, всё более способный противостоять российскому влиянию. Казахстан и Кыргызстан публично поддержали Азербайджан в войне против Армении, продемонстрировав лояльность ОТГ.

С момента обретения независимости в начале 1990-х годов республики Центральной Азии, наряду с Азербайджаном, стремились избавиться от навязанных Россией культурных связей в пользу возрождения тюркских корней, культуры и общей истории. Создание TRIPP лишь подтолкнёт членов ОТГ к расширению сотрудничества, особенно в сфере торговли, энергетики и экономической интеграции.
Соединенные Штаты
Мир между Арменией и Азербайджаном создаёт давно назревшую возможность для более активного участия США на Южном Кавказе и за его пределами. Стратегия Америки по Центральной Азии уже устарела, учитывая масштаб произошедших с тех пор региональных изменений – от вывода американских войск из Афганистана до Второй Карабахской войны и вторжения России в Украину. Южный Кавказ, и Азербайджан, в частности, являются ключевыми географическими и транзитными воротами для США и Европы в Центральную Азию. Нормализация отношений между Баку и Ереваном в сочетании с созданием TRIPP представляет собой редкий дипломатический успех Вашингтона в Евразии. Америка должна воспользоваться этим импульсом, чтобы проецировать свое влияние в регионе в качестве резидентной державы.
Рекомендации
Дипломатическая инициатива президента Трампа на Южном Кавказе открывает Вашингтону новую возможность для более активного участия в делах региона. Америке следует предпринять следующие шаги.
Для Азербайджана. После 11 сентября между США и Азербайджаном сложились хорошие отношения в области безопасности, разведки и борьбы с терроризмом, хотя порой определённые лоббистские и влиятельные группы в Вашингтоне затрудняли сотрудничество. 907-я поправка к Акту о поддержке свободы является несправедливым препятствием для действий в интересах безопасности США. Одним из самых серьёзных пробелов является осведомлённость об обстановке в Каспийском море, поэтому США следует сосредоточиться на предоставлении береговых радиолокационных станций, радаров для кораблей и средств связи для улучшения командования и управления. Вашингтону стоит предоставить азербайджанским ВМС возможности для обучения, обмена офицерами и модернизации оборудования везде, где это возможно.

Для Армении: США следует проводить политику, сближающую Армению с евроатлантическим сообществом, сохраняя при этом реалистичный взгляд на влияние России. РФ держит военную базу в Гюмри. Несмотря на ухудшение отношений с Москвой после войны 2020 года, это позволяет России сохранять влияние на безопасность и внешнюю политику Армении.
Достичь быстрого прогресса по проекту TRIPP. Поскольку этот транзитный маршрут связан с именем Трампа, президент должен принять непосредственное участие в успешной реализации проекта. Остаётся много вопросов о том, какие международные компании войдут в консорциум, который будет управлять этим маршрутом, и как будет осуществляться финансирование.
Добиться строительства Транскаспийского газопровода. Подобно тому, как администрация Клинтона оказывала дипломатическую и политическую поддержку нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан в 1990-х годах, администрация Трампа должна использовать новый импульс для сотрудничества с Азербайджаном и Туркменистаном в строительстве Транскаспийского газопровода, который мог бы связать огромные газовые ресурсы Туркменистана с европейскими рынками. В краткосрочной перспективе это можно было бы быстро осуществить с помощью трубопровода, соединяющего туркменские и азербайджанские газовые месторождения на Каспии.
Укреплять отношения с ОТГ. Тюркское влияние растёт, и геополитическое значение ОТГ в ближайшие годы будет только возрастать. США следует начать выстраивать институциональные отношения с этой организацией, как они это делают с другими региональными и политическими организациями и блоками по всему миру. Для начала госсекретарю Марко Рубио следует встретиться с генсеком ОТГ для запуска официального диалога.
Оказывать поддержку новым транзитным маршрутам. США должны поддерживать создание новых транзитных маршрутов, соединяющих Армению с остальным регионом, и продвигать совместные армяно-азербайджанские инфраструктурные проекты, особенно те, которые способствуют укреплению доверия. Если будет установлен подлинный мир и будет построен Транскаспийский трубопровод, правительства могли бы работать над созданием газопровода Туркменистан–Азербайджан–Армения–Турция. Такой амбициозный проект мог бы способствовать интеграции региона, укреплению доверия между давними противниками и помочь Армении в решении её энергетических вопросов.

Расширить дипломатическое присутствие США в регионе. Помимо принятия обязательств по организации визитов на более высоком уровне, США следует рассмотреть возможность создания своего присутствия – генерального консульства или другого постоянного представительства – в нескольких стратегически важных точках региона, например, в Гяндже и Капане (Гафан – Ред.)
Расширить политическое присутствие США в регионе. Президент Трамп должен посетить Армению и Азербайджан. За последние два десятилетия наблюдался дефицит высокопоставленных представителей США в Евразии. Госсекретари Джон Керри, Майк Помпео и Энтони Блинкен совершили лишь один визит в Центральную Азию. Последним госсекретарем, посетившим Армению или Азербайджан, была Хиллари Клинтон в 2012 году. Последним министром обороны, посетившим Баку, был Боб Гейтс в 2010 году.
Стремиться к нормализации отношений между Турцией и Арменией. После того, как Армения и Азербайджан официально ратифицируют мирное соглашение и отношения между ними нормализуются, Турции следует настоятельно рекомендовать стремиться к нормализации отношений с Арменией. Открытие границ и восстановление дипломатических отношений могут повысить транзитную и экономическую жизнеспособность Южного Кавказа и способствовать созданию условий для прочного мира в регионе», – написал Люк Коффи.
Перевод: Фарах Мамедли


