Урсулу хотели подбить. Болгария испугалась Россию? Видас Каупелис отвечает на вопросы
Icma.az передает, что по данным сайта Haqqin.
Правительство Болгарии решило не проводить расследование причин инцидента с самолётом председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, когда её лайнер при подлёте к Пловдиву потерял сигнал GPS.
Болгарский премьер Росен Желязков заявил, что сбои в работе спутниковой навигации, зафиксированные при посадке самолёта главы Еврокомиссии, не являются редкостью и связаны с продолжающейся войной России в Украине. По его словам, подобные инциденты не классифицируются как гибридные угрозы или кибератаки, и потому нет оснований для начала расследования.
Росен Желязков дал заднюю?
«С начала крупномасштабного вторжения России в Украину идёт электронная война, и эти помехи не нацелены на конкретный самолёт», — отметил премьер-министр Болгарии.
В то же время именно Москву подозревают в глушении сигнала, в результате чего пилотам евросоюзовского «борта №1» пришлось при посадке использовать бумажные карты. Еще раньше представитель Еврокомиссии Арианна Подеста заявила, что болгарские власти рассматривают Россию, как ответственную сторону.
О безопасности европейского воздушного пространства haqqin.az побеседовал с Видaсом Каупелисом, известным литовским экспертом в области авиации, преподавателем и тренером по управлению авиационными рисками и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Видас Каупелис отвечает на вопросы haqqin.az
- Насколько оправданным на Ваш взгляд было решение Болгарии не проводить расследование глушения GPS самолёта главы Еврокомиссии?
- В этой истории немного действующих лиц, а потому установить виновника не так уж сложно. Очевидно, что вмешательство в работу GPS или спуфинг (намеренная передача ложных данных системе навигации GPS или ADS-B для обмана бортовых приёмников и введения в заблуждение пилотов или диспетчеров – ред.) — дело рук России. По статистике около 20 процентов таких случаев являются не просто помехой, а именно подменой сигнала. Болгары, вероятно, уже знают источник и характер атаки, понимают, что именно произошло на борту, в частности, был ли это маяк или иной инструмент радиоэлектронного воздействия. Но тут возникает практический вопрос: а что делать с результатами расследования? Ведь его итоги неизбежно потребуют политических решений, а София не готова брать на себя такие обязательства. Поэтому им было проще замять этот вопрос.
- Может ли глушение GPS или спуфинг привести к катастрофе?
- Когда самолёт находится в воздухе, экипаж никогда не полагается на единственный источник навигации - современные авиалайнеры неизменно используют несколько систем. Поэтому одно лишь глушение GPS редко приводит к аварии. Однако авиакатастрофы, как правило, происходят не из-за одной неисправности, а из-за сочетания факторов. В определённых условиях потеря сигнала или поддельные данные могут запустить цепочку событий. Известны ситуации, когда из-за помех самолёт не мог приземлиться в запланированном аэропорту и был вынужден уходить на запасной. Но куда опаснее «фейковые» сигналы, когда пилоты и диспетчеры получают ложную информацию о местоположении, скорости или высоте. В таком случае самолёт может даже не показать ошибку на приборе, а продолжить использовать искажённые данные, что грозит серьёзными последствиями, включая риск столкновения. Для пилотов потеря GPS всегда неприятна, и её последствия зависят от типа воздушного судна и конкретной ситуации. Например, в странах Балтии такие проблемы фиксируются постоянно, особенно у малой авиации. В некоторых районах из-за помех, исходящих из Калининграда, GPS просто невозможно использовать. Это давно уже стало региональной проблемой.
Какие помехи создали для борта Главы Еврокомиссии?
- Можно ли рассматривать подобные действия, как элемент гибридной войны России с Западом? Способна ли Москва с помощью помех парализовать авиасообщение в Восточной Европе?
- Всё зависит от мотивации Кремля и от того, какими ресурсами Россия готова рискнуть, чтобы «сковать» небо над Евросоюзом. С технической точки зрения для создания помех колоссальные усилия не нужны: чтобы нарушить работу сигналов навигации достаточно мобильных устройств и оборудования. Но если речь идёт о масштабах всей Восточной и Центральной Европы, то потребуются значительные средства и серьёзная инфраструктура. К сожалению, авиационная система открыта и уязвима: помехи радиосвязи или навигации создать нетрудно, куда сложнее защититься от них технически.
- Европейские авиакомпании обязали пилотов быть готовыми управлять самолётом по бумажным картам и ориентироваться по наземным маякам. В какой степени современные пилоты владеют этими навыками?
- На своих тренингах я всегда подчёркиваю: нельзя полагаться только на GPS. Квалифицированный пилот обязан владеть всеми доступными средствами навигации, в том числе, традиционными. В его распоряжении должны быть карты, радиомаяки, системы радионавигации. Не могу гарантировать, что все европейские пилоты одинаково уверенно работают с картами и маяками, но инструкции требуют от них знания ограничений и готовности действовать в условиях отказа систем.
- После инцидента с самолётом Урсулы фон дер Ляйен в СМИ появилось сообщение о проблемах с посадкой самолёта президента Литвы Гитанаса Науседы. Можно ли сравнивать эти случаи?
— Это разные истории. Насколько я знаю, в случае с президентом Литвы речь шла о коммерческом дроне, находившемся вблизи аэропорта Вильнюса. Президент летел на борту военного самолёта и, вероятно, экипажу пришлось сделать манёвр или задержаться с посадкой. В случае же с самолётом главы Еврокомиссии речь шла о помехах и подделке навигационных сигналов, что намного серьёзнее. Инциденты с дронами вблизи аэропортов в Литве случаются регулярно, и их число растёт, но, как правило, они не связаны с военной деятельностью Беларуси или России. За последние полгода в стране были зафиксированы несколько подобных эпизодов.


