Вашингтонский прорыв, мир без выстрелов и армянская конституция как барьер Развернутая статья в американских СМИ
Согласно материалам сайта Caliber.az, передает Icma.az.
В американском издании War on the Rocks опубликована статья, анализирующая перспективы и риски для договорённостей между Баку и Ереваном в Вашингтоне. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az выдержку из данного материала.
От редакции: Автор статьи – Нима Хоррами – научный сотрудник Арктического института в Вашингтоне и бывший научный сотрудник Академии ОБСЕ в Бишкеке.

Автор, в частности, пишет, что Южный Кавказ долгое время был геополитической линией разлома между Россией, Ираном и Турцией, омрачённой десятилетиями противостояния и конфликтов не только между Арменией и Азербайджаном, но и между Россией и Грузией. Традиционная зависимость Еревана от Москвы в вопросах безопасности и торговли пошатнулась из-за позиции Кремля во время войны в Карабахе в 2020 году, последующего восстановления контроля Азербайджаном над регионом в 2023 году и перебоев в работе жизненно важных маршрутов снабжения. Эти события подтолкнули Ереван в сторону Запада, что привело к подписанию 8 августа совместной декларации с Баку при посредничестве США.
Предполагается, что центральным элементом соглашения станет 43-километровый коридор, получивший название «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания». Однако, хотя сделка приветствуется и обозначается в Вашингтоне как большой прорыв, её успех в основном зависит от преодоления Арменией глубоких внутренних политических разногласий, институционального недоверия и конституционных препятствий, которые могут сорвать окончательный мирный договор. Всё это может похоронить сделку в зародыше.
Однако в случае успеха выгоды будут значительными. Это может привести к перераспределению сил на Южном Кавказе за счёт ослабления влияния России, открытия новых торговых путей и углубления взаимодействия Запада с регионом – и всё это без единого выстрела и задействования войск. Но это будет иметь значение только в том случае, если Армения сможет преодолеть внутренние политические разногласия и провести конституционную реформу без срыва процесса.
Геополитический контекст и ставки для Армении
Геополитическая переоценка Армении была вызвана совокупностью региональных потрясений. Традиционно зависящий от российских гарантий безопасности и экономически привязанный к контролируемым Москвой маршрутам, Ереван теперь сталкивается с новыми вызовами. Война в Карабахе в 2020 году побудила Армению к повороту в сторону западных партнёров и Европейского союза. Эта переориентировка была ускорена торговыми сбоями. Ирано-израильский конфликт перерезал Армении жизненно важную линию снабжения через Бандар-Аббас, лишив её до трети импорта.

Со своей стороны, Москва противодействует прозападному уклону Армении, поддерживает пророссийских политических деятелей в преддверии выборов 2026 года, использует экономическую зависимость Еревана, чтобы подорвать политический курс Пашиняна.
Коммерческие перспективы
На этом фоне декларация, подписанная при посредничестве США, может перераспределить динамику сил, ослабив влияние России и Ирана, расширив при этом стратегическое присутствие НАТО. Этот документ также может открыть беспрецедентные экономические возможности за счёт диверсификации торговых маршрутов Армении и привлечения западных инвестиций в инфраструктуру.
Однако стратегические перспективы в значительной степени зависят от внутренней политической стабильности в Армении. Вмешательство России и Ирана остаётся нависающей угрозой, которая может нарушить логистику и подорвать доверие инвесторов. Наиболее критичным является то, что внутренняя оппозиция может затормозить или сорвать реализацию проекта. Внешние игроки не будут доверять обязательствам по развитию региональной взаимосвязанности, если они не будут подкреплены шагами по стабилизации внутренней политики Армении.
Это важно по ряду причин, отмечает автор. Россия, вероятно, будет повторять стратегии, которые она применяла в других частях ближнего зарубежья, чтобы ослабить Пашиняна. Москва и, возможно, Тегеран будут использовать возможности для проведения кампаний по оказанию влияния внутри Армении. Также это может подтолкнуть пророссийских деятелей в Армении к тому, чтобы использовать коридор в качестве рычага давления в отношениях с Азербайджаном, то есть подчёркивать его стратегическую и геополитическую полезность, а не сосредотачиваться на его экономической роли.
Внутренние политические противоречия
Сегодняшняя политическая обстановка в Армении характеризуется усилением политической поляризации. Недавно правительство предприняло решительные шаги по нейтрализации субъектов, которые оно считает препятствием для реализации своей политической повестки дня. Это включало задержание членов оппозиции, религиозных и деловых деятелей, таких как архиепископ Баграт Галстанян и миллиардер Самвел Карапетян. Эти меры усилили напряжённость в отношениях с армянской церковью.

Между тем, две крупнейшие оппозиционные фракции в парламенте, «Айастан» и Республиканская партия Армении («Честь имею» - Ред.), выступили против декларации. Их поддержали и диаспорские организации, такие как Армянский национальный комитет Америки.
Конституционные реформы
Ключевой проблемой является процесс конституционной реформы в Армении. Президент Азербайджана Ильхам Алиев прямо связал подписание мирного договора с внесением Арменией изменений в свою конституцию. Для этого необходимо провести референдум.
Если изменения будут приняты, то это может открыть путь к миру и стабильности в регионе. И наоборот, задержки, политические споры или отказ общественности могут на неопределённый срок затормозить соглашение, создав риск возобновления конфликта.
Согласно армянскому законодательству, конституционные поправки такого масштаба не могут быть приняты исключительно парламентом. Вместо этого они требуют двухэтапного процесса: одобрения проекта квалифицированным большинством в Национальном собрании, а затем ратификации на общенациональном референдуме. Важно отметить, что любой организованный бойкот со стороны оппозиционных партий или армянской церкви может сорвать этот процесс. В этих условиях низкая явка или парламентский тупик могут сорвать мирный процесс и возобновить конфронтацию с Азербайджаном.

Однако Пашинян, возможно, сможет провести реформы. Он уже продемонстрировал готовность консолидировать контроль исполнительной власти, перестроив сектор безопасности, оттеснив оппонентов и ослабив конкурирующие институты. Если он продолжит следовать этой траектории, то сможет преодолеть институциональное вето и добиться конституционных изменений в пользу мирного договора.
Хотя внутренним проблемам Армении уделяется много внимания, было бы ошибочно возлагать всю ответственность на Ереван. США могут в какой-то момент снизить приоритет, отданный Южному Кавказу. Однако если бы Вашингтон намеревался просто «передать» регион России, он бы не вложил столь значительные средства в посредничество. Со своей стороны, Баку уже добился значительных уступок, включая признание США коридора в отсутствие мирного договора и приостановку действия 907-й поправки к Акту о поддержке свободы. Эти достижения дают Азербайджану стимул закрепить соглашение, чтобы избежать риска возобновления региональной нестабильности.
Хрупкий мир
Совместная декларация, подписанная при посредничестве США, знаменует собой стратегический прорыв на Южном Кавказе, обещая ослабить влияние России. Основным источником риска для успеха соглашения является внутриполитическая обстановка в Армении, характеризующаяся поляризацией, институциональным недоверием и противоречивыми интерпретациями, что может серьёзно осложнить его реализацию.
Самая непредсказуемая проблема заключается в способности самой Армении управлять своей конституционной политикой и поляризованным обществом. Ближайшие месяцы покажут, сможет ли страна преодолеть внутренние препятствия или разногласия помешают исторической возможности достижения региональной стабильности. Политические и стратегические последствия для заинтересованных сторон очевидны: никто не должен воспринимать эту декларацию как нечто решённое», – написал Нима Хоррами.
Перевод: Фарах Мамедли


