Велаяти обвинил Баку, но забыл про нефть для Индии и дружбу с Ереваном Экспертные мнения на
Согласно сайту Caliber.az, передает Icma.az.
Советник по международным делам Верховного руководителя Ирана Али Акбар Велаяти на встрече с министром внутренних дел Пакистана Мухсином Накви в Тегеране неожиданно выразил недовольство в адрес Баку.
«У вас близкие отношения с Азербайджаном, но в то же время следует отметить, что азербайджанское государство совершает шаги, противоречащие взглядам исламского мира. В частности, посредничество между Аль-Джулани и сионистским режимом, а также экспорт нефти в Израиль в самый горячий период преступлений израильского режима против угнетённого палестинского народа.
Вы можете спросить их, почему совершаются эти шаги, противоречащие мнению мусульман и исламских стран?» — заявил Велаяти.

Иранский политик позволяет себе подобные упрёки, но при этом, по всей видимости, предпочитает не вспоминать, что в течение десятилетий армянской оккупации азербайджанских территорий Иран спокойно сотрудничал с Арменией по всем направлениям — и это, по какой-то причине, не воспринималось им как противоречие «мнению мусульман и исламского мира».
Какие ответные заявления со стороны Азербайджана выглядели бы наиболее уместными в данной ситуации? Может ли выступление советника духовного лидера свидетельствовать о наличии раздражения в иранских верхах по поводу постепенного налаживания отношений между Тегераном и Баку?
Эту ситуацию прокомментировали Caliber.Az известные эксперты.

Израильский исследователь-иранист, ведущий телеграм-канала Oriental Express Михаэль Бородкин видит в заявлении Али Акбара Велаяти сразу несколько очевидных целей.
«Недаром он обратился именно к представителю правительства Пакистана. Сегодня Пакистан — один из стратегических партнёров Азербайджана, и иранский режим, очевидно, рассчитывает через Исламабад усилить давление на Баку, разыгрывая карту исламской солидарности.
Одновременно Тегеран, вероятно, хотел бы добиться охлаждения в отношениях между Азербайджаном и Пакистаном. Режим обеспокоен успехами Баку на международной арене.
Заявление Велаяти выглядит довольно грубо, особенно если учитывать, что ранее нападки на Азербайджан, даже самые резкие, адресовались преимущественно внутренней иранской аудитории. Там идёт целенаправленное нагнетание напряжённости — своего рода мобилизация населения через образ осаждённой крепости.
При этом вовне режим транслировал сигналы доброй воли. Яркий пример — недавний визит президента Масуда Пезешкиана в Азербайджан, причём не куда-нибудь, а в Ханкенди.
На встрече с президентом Ильхамом Алиевым он подчёркивал, что соседние страны должны сотрудничать. И всё это происходило с ведома верховного лидера Али Хаменеи — президент Ирана не может озвучивать позиции, противоречащие взгляду рахбара», — пояснил иранист.
Тем не менее, по его словам, сейчас консервативные круги в иранском руководстве, по-видимому, решили усилить давление на Азербайджан.
«Отсюда и выпад Велаяти, сделанный во время встречи с министром внутренних дел Пакистана. Когда режим позволяет себе резкую критику в адрес соседней страны по надуманным поводам, а подобная риторика круглосуточно транслируется в инфопространстве, это начинает влиять на принимающих решения. В какой-то момент сам режим может поверить в собственные обвинения, и тогда путь к эскалации напряжённости с Азербайджаном, вплоть до провокаций, будет открыт.
Поэтому необходимо стремиться к деэскалации риторики, одновременно будучи полностью готовыми к разным сценариям», — считает Бородкин.

Азербайджанский эксперт в сфере безопасности Ильхам Исмаил, в свою очередь, отметил, что речь Велаяти скорее напоминает слух или домысел, чем высказывание на уровне официальной политики.
«У каждого государства — свои интересы. Мы же помним, что дружба с христианской Арменией считалась для Ирана более приемлемой, чем с мусульманским Азербайджаном.
Можно было бы спросить у Велаяти и о другом: почему Иран продаёт часть своей нефти Индии, тогда как мусульманский Пакистан уже много лет находится с ней в состоянии конфликта?
Руководство Азербайджана является одним из наиболее активных участников Организации исламского сотрудничества. Несмотря на тесные отношения с Израилем, президент страны неоднократно подтверждал признание государства Палестина. Экономическое партнёрство между Баку и Тель-Авивом продолжается десятилетиями, но оно никогда не было направлено против мусульманского мира», — напомнил эксперт.
По словам Исмаила, в фундаментальной внешнеполитической стратегии Ирана Азербайджанская Республика воспринимается двойственно.
«Хотя реформатор Пезешкиан предпринял определённые шаги к нормализации отношений с Азербайджаном, Хаменеи и структуры КСИР выступают категорически против.
Иран переживает внутренний кризис и пока не готов к резким изменениям в отношениях с Азербайджаном и Турцией. Политика этого режима зиждется скорее на принципах персидского шовинизма, нежели на подлинных исламских ценностях. Именно поэтому такая линия будет сохраняться вплоть до смены власти в Тегеране», — резюмировал он.


