Вмонтировать в орбиту влияния Эксперты о визите Лаврова в Армению
Icma.az сообщает, основываясь на информации сайта Caliber.az.
«Полная перезагрузка отношений с Москвой?» — такое предположение звучит в свете визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Армению. Интересно, что, хотя программа визита собиралась несколько на ходу, второпях — еще за несколько дней до его начала отмечалось, что она «прорабатывается», — теперь стало ясно, что повестка будет достаточно обширной.
«Контакты пройдут в рамках договоренностей, достигнутых на высшем уровне 8 октября 2024 года, а также договоренностей, достигнутых в ходе визита Арарата Мирзояна в Москву 21 января», — отмечалось в сообщении МИД РФ.
Однако в Ереване настроены далеко не ласково. Как пишут армянские Telegram-каналы, утром 20 мая на Киевском мосту в армянской столице появился огромный баннер с изображением президента РФ Владимира Путина в наручниках. Этот наглядный элемент есть часть акции против визита главного российского дипломата, включающей, как сообщают местные источники, протесты у посольства России, у здания Министерства иностранных дел.
Так как же следует трактовать визит Лаврова в Армению – как простую сверку часов в контексте сотрудничества или как серьезную перезагрузку отношений, вплоть до возвращения под полное влияние Москвы? На этот вопрос Caliber.Az отвечают российские эксперты.

По мнению главного редактора портала «Поистине» Руслана Айсина, Москва пытается вновь вмонтировать Армению в орбиту своего влияния. Но это не так просто, как кажется, потому что развернуть машину на полпути совсем не легко.
«Надо четко понимать, что у Еревана уже сложились определенные взаимоотношения с ЕС. И поэтому Пашиняну, скорее, хочется быть под крылом Евросоюза, чем под крылом России. Здесь нельзя не отметить, что последняя встреча с президентом Алиевым была все-таки конструктивной и наполненной пониманием. Поэтому, возможно, Армении стоит развивать дружеские отношения с Баку, с Европой, чем снова возвращаться под полный контроль России. И вполне очевидно, что Кремль особо сюсюкаться с Ереваном не собирается. Тем более что на фоне прихода Трампа в Белый дом и других событий Москва явно воспряла духом, усилила свои позиции, понимая, что инициатива переходит на ее сторону. Поэтому она пытается продавливать ситуацию, и Еревану сейчас приходится думать, что делать дальше.
Пашиняну может и удастся в очередной раз вырваться из «жарких объятий» Москвы и очевидно усилившегося влияния России. Это было не раз и не два в его политической биографии.
Относительно антироссийских акций в Ереване, то это еще один побочный эффект усердных попыток Пашиняна усидеть на двух стульях: принявший юрисдикцию МУС, что обязывает арестовать Путина, Ереван с его политическими играми на всех фронтах сейчас крайне критично воспринимается и в ЕС. Там понимают, что Армения — это не та страна, которая способна отвечать за взятые на себя обязательства», — заявил Р. Айсин.

Политолог Ренат Савин, в свою очередь, высказал мнение, что Ереван угодил в капкан собственных амбиций и плохо продуманных инициатив. И, судя по всему, не в последний раз.
«Геополитические шпагаты Пашиняна, как метко обозначали политику Еревана СМИ, действительно дорого обходятся Армении. И сейчас, когда Европа стала заметно менее внимательна к этой стране, а влияние политики Трампа с его откровенной ставкой на Москву как на партнера усиливается, Пашиняну приходится учитывать условия игры. Европа явно не так заинтересована в Армении, как это демонстрировалось вначале. Это, конечно, было ожидаемо и предсказуемо, однако забавно, что Ереван повелся на эти европейские пряники, подмочив отношения с Москвой и во многом ослабив свою позицию. В отличие от Азербайджана, который всегда имеет силу и волю обозначить свои границы и видение. Отмененный и осуществленный 9 мая визиты лидеров наглядно демонстрируют, кто видит в Москве лишь партнера, а кто - сюзерена.
Так что, нынешний визит Лаврова в Армению лишь доказывает фактор так и не оформившейся, откровенно слабой политики Пашиняна, не умеющего просчитывать ходы наперед. Армения вновь уходит под влияние России – это практически вынужденный шаг Пашиняна», - сказал Р. Савин.


